Мировой экономический кризис
уничтожил иллюзию гармонии между
экономическим ростом и все расширяющейся
практикой централизованного распределения
социально-экономических благ, показал
наличие серьезных монетарных проблем
и невозможность бесконечной
эксплуатации дешевого импортного сырья.
Новое обострение дискуссии о кризисе
и перспективах социального государства
последовало вслед за разрушением социализма
в странах Восточной Европы, экономическими трудностями
ФРГ, вызванными освоением присоединенных
восточногерманских земель, дальнейшим
расширением Европейского Союза. Эти глобальные
геополитические и экономические сдвиги
обнажили всю сложность взаимодействия
общества и государства. Они показали
несостоятельность как упрощенной либеральной
модели, основанной на разделении общественной
и государственной сфер и последующем
ограничении легитимного положения государства,
вплоть до модели “минимального государства”,
имеющего функцию лишь обеспечения безопасности
государства, так и упрощенной социальной
модели, основанной на пассивном, подчиненном
положении общества и активной интервенционистской
политике государства. Расцвет социального
государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием
структурного разделения между обществом
и государством.
Главной сферой регулирования
взаимодействия государства и общества
является установление оптимального соотношения
между производством и распределением,
а главное противоречие социального
государства составляет противоречие
между расширяющейся социальной
политикой и экономическим ростом,
экономическими трудностями и необходимостью
финансирования социальных затрат[6, c.38]. Серьезную проблему представляет
собой также определенный конфликт между
личностью и государством. Он проявляется
в том, что, с одной стороны, граждане хотят,
чтобы государство реально знало об их
проблемах и, следовательно, имело возможность
осуществлять эффективную политику обеспечения
благосостояния и поддержки, с другой,
- стремятся воспрепятствовать государству
владеть информацией о том, что они имеют,
думают и делают. Развитие же социального
государства в данном контексте может
быть интерпретировано как процесс социализации
частных потребностей, когда экономические
ресурсы личности, ее здоровье, потребности
в жилье, умение и желание работать перестают
быть частным делом и переходят в категорию
общественных проблем.
Еще одним из серьезных
поводов для дискуссий о кризисе
социального государства служат
разрастание, дублирование, особенно
в условиях сложного территориального
устройства, и бюрократизация государственного
и административного аппарата. Это
ведет к росту расходов на
государственную службу, снижению
оперативности в оказании социальной
помощи, а в итоге - к потере
эффективности государственной
поддержки. Для выявления масштабов
и глубины кризиса социального
государства, а также для определения
путей преодоления его нынешних
трудностей важное методологическое
значение имеет анализ характера
этого кризиса. Необходимо выяснить,
возможно ли устранение кризисных
проявлений в рамках действующей
общественной модели с использованием
присущих ей традиционных механизмов
или же требуется выход за
рамки данной модели и переход
к использованию принципиально
иных методов управления с
целью обеспечения нового равновесия
системы. В этом плане показателен
опыт решения острых социально-экономических
проблем в 80-е годы во Франции и Испании,
который продемонстрировал, что модель
социального государства, сложившаяся
в 60-70-е годы, требует серьезной корректировки.
Так, после победы на президентских выборах
и проведения досрочных парламентских
выборов в 1981 г., Ф. Миттеран попытался
реализовать амбициозную программу, включавшую
основной набор традиционных социалистических
идей: широкую национализацию, активное
внедрение государства в управление экономикой,
расширение прав трудящихся на производстве
и т.д. Однако результаты оказались противоположны,
ожидаемым. Повысилась инфляция, увеличился
дефицит внешней торговли, возросло количество
забастовок[6, c.40].
После очередных парламентских
выборов к власти вновь пришло
правое правительство, свернувшее
программу социалистов. Учитывая
пример Франции, испанское правительство
Ф. Гонсалеса, руководителя Испанской
социалистической рабочей партии,
с самого начала избрало путь
неолиберальных реформ. В то же время
приведенные примеры не означают исторической
исчерпанности модели социального государства,
так как ни в одной стране она еще не была
полностью реализована. Несмотря на то,
что в теории социальное государство нередко
противопоставляется либеральному государству,
на практике эти категории далеко не всегда
могут рассматриваться как альтернативные.
Даже такое типично “либеральное” государство,
как США, реализует мощнейшие национальные
социальные программы.
Среди мер по преодолению
кризисных явлений в социальном
государстве важное место должен
также занять постоянный контроль,
за деятельностью государственного аппарата,
как с точки зрения ее эффективности, так
и законности. При этом недостаточно ограничиваться
внутренним контролем в пределах самой
администрации или внешним (бухгалтерским,
финансовым) контролем. Требуется расширение
парламентского контроля, за всей совокупностью
государственной деятельности, вне зависимости
от того, осуществляется ли она непосредственно
администрацией, либо косвенно учреждениями
и организациями, созданными ею. Представители
народа имеют полное право инспектировать
государственные фонды и деятельность
государственных служб, которые ими распоряжаются.
Демократические принципы требуют контроля
не только крупных политических решений,
но также и инспектирования каждодневной
деятельности администрации. В общем,
социальное государство требует широкого
пересмотра инструментов контроля нашего
парламентаризма, до сих пор недостаточно
действенных. Сложные теоретические и
практические проблемы возникают также
в связи с необходимостью адаптации сложившейся
модели социального государства к современным
тенденциям мирового развития.
Во-первых, реализация принципа
свободы международной торговли
порождает свободу конкуренции.
Однако высокие социальные расходы
в развитых странах ведут к
соответствующему увеличению затрат на
производство и снижению конкурентоспособности
продукции этих стран на мировом
рынке. Таким образом, неизбежно
возникает противоречие между необходимостью
проведения политики протекционизма и
ее несоответствием принципу свободы
торговли.
Во-вторых, принцип свободы
перемещения или свободы миграции
ставит развитые государства перед
выбором: возложить тяготы по социальной
поддержке иммигрантов на своих
собственных граждан или же строго
регламентировать въезд граждан
из менее развитых стран.
В-третьих, процессы экономической
и политической интеграции все новых
стран в Европейский Союз сопровождаются
выдвижением проблем социального
равноправия на международный, общеевропейский
уровень. Поиск решения этих проблем
ведется в рамках развития и реализации
концепции одного социального пространства,
изложенной в Европейской социальной
хартии, посредством выполнения специальных
социальных программ и при помощи
Европейского социального фонда
и других институтов. При этом следует
отметить, что и на международном
уровне так же, как и на национальном,
вопрос о социальном государстве стоит
не в плане поиска ему альтернатив, а в
аспекте его совершенствования перед
лицом новых вызововвремени.
Можно
назвать некоторые проблемы создания
социального государства России:
1. Россия
еще не обрела опоры в праве, в правах человека
и социальное государство в России не может
опереться на фундамент правового государства:
создание социального государства у нас
не является новым этапом развития правового
государства (как это имело место на Западе);
2. В России не
создан «средний слой» собственников:
подавляющему большинству населения страны
ничего не досталось от стихийно приватизированной
партийно-государственной собственности;
3. Отсутствует
мощный экономический потенциал, позволяющий
осуществлять меры по перераспределению
доходов, не ущемляя существенно свободы
и автономии собственников;
4. Не ликвидированы монополии
в важнейших видах производства и сбыта,
что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. Отсутствует развитое, зрелое
гражданское общество;
6. Снижен уровень нравственности
в обществе, практически потеряны привычные
духовные ориентиры справедливости и равенства.
В общественном сознании утверждается
(не без помощи «профессиональных» идеологов
и политиков, а также СМИ) пагубное представление
о несовместимости, с одной стороны, нравственности,
а с другой — политики и экономики («политика —
дело грязное»);
7. Обществе отсутствуют
четко обозначенные реальные цели, научно
выверенные модели жизнеустройства;
И, тем не менее,
несмотря на перечисленные трудности,
развитие социальной государственности —
единственно возможный путь для свободного
общества, которым хочет стать Россия.
Заключение
В данной работе были рассмотрены
такие вопросы, как понятие социального
государства, его признаки и функции,
значение и роль для людей в
современном мире. Можно сделать
вывод, что социальное государство
необходимо так как, оно обеспечивает
такое состояние в обществе, при котором
взаимоотношения между классами, нациями
не доводятся до социальных взрывов, социальных
потрясений.
Процесс возникновения
и становления социального государства,
имеет долгую и сложную историю.
Социальное государство является очередной
ступенью эволюционного развития
государственности. Причинами его
возникновения являются изменения
роли человека на производстве, когда
ведущее отношение «государство-личность»,
сменилось на «государство-общество».
Повышение роли человеческого фактора
в результате научно-технического прогресса
привело к необходимости более
широкого учета потребностей людей,
признанию их социальных прав и принятию
государством на себя ряда социальных
функций.
Понятие "социальное государство"
столь многогранно, что специалистам
так и не удалось прийти к единому
мнению. Главная задача социального государства
- достижение такого общественного развития,
которое основывается на закрепленных
правом принципах социальной справедливости,
всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Одной из основных функций социального
государства является функция социального
обеспечения.
Социальное государство
- это более высокая ступень
государственности. Если исходить из термина,
то его можно определить как государство,
служащее интересам общества.
В заключение данной работы можно
сделать вывод о том, что социальное государство-это
государство, которое заслуживает внимания.
Список используемой
литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - Правовая система "КонсультантПлюс";
- Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. Текст приводится по сборнику "Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003";
- Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997г.;
- Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008г. N 4.;
- Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко - М., 2005г.;
- Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства - Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000г.;
- Баяндурян Г.Л.- Политика занятости в социальных государствах: механизмы и противоречия.- Краснодар: Издательство КубТГУ, 2005г.;
- Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И.- Социальное государство - Учебник, Москва: Дашков и К, 2003г.;
- Политология: Учебник / Под ред. Решетникова С.В. - Мн., 2001-2004г.;
- Иваненко В. А, Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб, 2003г.;
- Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М.- «АТиСО», 2002г.