Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
На протяжении истории нашей страны было немало периодов, когда в ее составе были территории, находящиеся за тысячи километров от континентальной части. Многие выдающиеся люди своей эпохи ценой собственной жизни продвигали интересы России в самых отдаленных уголках земного шара. Среди них купец Иван Шелихов, первый главный правитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, правитель форта Росс в Калифорнии И. А. Кусков и многие другие. Всестороннему изучению их деятельности, а также геополитическим, хозяйственным и социальным аспектам освоения Россией Аляски и других «заморских территорий» и посвящена эта работа.
. Введение………………………………………………………………...3
II. Русская Америка……………………………………………………....4-15
1) Аляска………………………………………………………………….4-9
а) Пути освоения Аляски до создания РАК…………………………….4-5
б) Деятельность Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова по освоению Аляски и созданию РАК…………………………………………………………….6-7
в) Период полномасштабного освоения Аляски в рамках РАК. Личный вклад в развитие этих территорий А. А. Баранова и Н. П. Резанова….8-9
2) Форт Росс и его значение в хозяйственном обеспечении Русской Америки…………………………………………………………………...10-11
3) Причины продажи Аляски. Экономические и геополитические последствия этого шага для России……………………………………..12-15
III. Островная губерния России в Эгейском море……………………...16-18
а) Геополитические интересы России в районе Эгейского моря……..16
б) Создание и функционирование островной губернии……………….17
в) Кючук-Кайнаджирский мирный договор и уход русских кораблей из Средиземноморья………………………………………………………...18
IV. Порт-Артур – самая укрепленная «заморская территория» России……………………………………………………………………..19-23
а) Интересы России на Дальнем Востоке и начало широкомасштабного освоения этого региона…………………………………………………..19-20
б) Над Портом-Артуром Андреевский флаг…………………………...21-22
в) Последствия поражения в войне для России………………………...23
V. Бизерта – последняя заморская база российского Императорского флота……………………………………………………………………….24-27
а) Разгром белогвардейского движения и путь следования Русской эскадры к месту своей последней стоянки……………………………...24-25
б) Жизнь колонии в 1921-1924 г.г………………………………………...27
в) Продажа кораблей и дальнейшая судьба русской базы в Бизерте…...28
VI. Заключение……………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………...30
Очевидно, что усиление русских
позиций в дальневосточном
В итоге в ночь на 27 января без объявления войны японская эскадра атаковала русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура. Еще накануне японцы заблокировали в Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». В неравной схватке командир «Варяга» капитан первого ранга В. Ф. Руднев принял решение затопить поврежденный крейсер и взорвать «Корейца». В Петербурге морякам-героям была организована торжественная встреча. Увы, еще никто не знал, что война эта будет богата подвигами, но так бедна победами. Все надеялись, что череду неудач России в противостоянии с Японией сможет прервать новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров. Однако оживление флота было непродолжительным. Уже 31 марта С. О. Макаров и еще 650 офицеров погибли, когда «Петропавловск» подорвался на мине. Между тем уже 21 апреля японцы начали высадку десанта непосредственно на Ляодунский полуостров. Передняя линяя обороны Порт-Артура в районе в города Циньчжоу была прорвана к 14 мая. После этого оборонявшиеся отошли к Порт-Артуру, что сильно усложнило задачу защиты крепости. Соотношение японских и русских сил стремительно менялось явно не в нашу пользу, так что к середине лета 16 тысячному гарнизону противостояла 60 тысячная армия генерала Ноги. После двух неудачных попыток русского флота прорвать блокаду стало очевидно, что защитникам придется рассчитывать лишь на свои силы, которых с каждым днем оставалось все меньше и меньше. К 20 декабря 1904 г., на момент капитуляции Порт-Артура, от гарнизона осталось около шести тысяч человек. Продолжать оборону в таких условиях было практически невозможно, и генерал А. М. Стессель на военном совете крепости вопреки мнению большинства принял решение сдаться.
Последствия поражения в войне для России
За те семь лет пока Россия
владела Порт-Артуром город
Столь значимое влияние
на историю России оказала
всего одна «заморская
БИЗЕРТА – ПОСЛЕДНЯЯ ЗАМОРСКАЯ БАЗА РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
Разгром белогвардейского
движения и путь следования Русской
эскадры к месту своей
Бизерта… В сердцах русских людей название этого далекого тунисского порта до сих пор отзывается острой болью. Трагедия великого народа – революция и последовавшая за ней гражданская война – разделили не только страну, но и флот. Сегодня о горьких днях тех лет в Бизерте напоминают лишь небольшой православный собор, да могилы соотечественников, в которых покоятся герои Цусимы, сражений первой мировой войны, ученые, приумножившие славу России. Так какова же судьба возникновения и существования столь необычной «заморской территории» нашей страны, призванной не распространить ее влияние в каком-либо регионе, но попытаться сохранить остатки рухнувшей империи.
Здесь уместно вспомнить какая ситуация сложилась в России к осени 1920 г. Вооруженные Силы Юга России, под руководством барона Врангеля, в спешном порядке покидали Крым под нажимом частей Красной армии. Их вторжение ожидалось со дня на день. В сложившейся ситуации Врангель своей главной задачей видел обеспечение успешной эвакуации людей находившихся под его руководством. Куда направятся корабли было еще не известно, однако необходимость ухода, в целях избегания ненужного кровопролития, была очевидна.
Итак, под Андреевскими или трехцветными (торговыми) флагами 14 ноября корабли Черноморского флота вместе с вспомогательными судами вышли из Севастополя. Сразу же был взят курс на Константинополь. В состав Русской эскадры (так была названа врангелевская «армада» через несколько дней после отплытия из Крыма) входило 150 кораблей. Среди них новейший линкор «Генерал Алексеев» (бывший «Император Александр III»), старый броненосец «Георгий Победоносец», два крейсера – «Генерал Корнилов» и «Алмаз», шесть современных эсминцев типа «Новик», четыре старых эсминца, четыре подводных лодки, 12 тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов. Под Андреевским флагом шли 43 военных корабля, остальные - под торговыми. В ноябре 1920 г. «белый» Крым покинуло 145693 человека, из которых 116758 были военными.
В своих действиях Врангель был сильно скован, поскольку целиком зависел от милости стран Антанты и особенно Франции, которая вложила в белое движение около миллиарда франков. Еще до ухода кораблей из Крыма, Франция, стремившаяся возместить свои убытки, активно подогревала вокруг них предпродажную суету. После тяжелейших переговоров со странами Антанты барон был вынужден подписать письменное обязательство, согласно которому признавал покровительство Франции над кораблями Русской эскадры. Несмотря на то, что остатки Императорского флота, вышедшего из Крыма, еще представляли собой грозную силу, было очевидно, что этот флот совершенно беззащитен перед лицом хищнических действий европейских держав, пытавшихся оторвать от него как можно больший кусок.
В столь сложных условиях
происходил уход врангелевских войск
из Крыма. Но, несмотря на все трудности,
уже 17 ноября русские корабли начали
выгружаться в портах Турции, Сербии,
Болгарии и Румынии. Однако из-за невозможности
длительного базирования в
Жизнь колонии в 1921-1924 гг.
Стоит сразу же сказать в чем видели свою задачу французские власти, взяв под свое покровительство русских моряков. Прежде всего, в том, чтобы сократить до минимума расходы на содержание эскадры, а во-вторых, - чтобы сохранить как можно больше кораблей в боевом состоянии, с целью их дальнейшей консервации. То есть интерес для французов представляли лишь сами корабли, но никак не русские моряки, находящиеся на них. Этим и объясняется столь жесткая политика, проводимая в отношении экипажа. Однако обо всем по порядку.
Новый командующий эскадрой
М. А. Беренс пытался сделать все
возможное, чтобы сохранить дисциплину
и некоторую боеспособность эскадры.
На кораблях ни на минуту не прекращалось
несение службы, когда появлялась
возможность, проводились учения и
ремонтные работы (в 1921-1922 гг. французы
обеспечили даже доковый ремонт линкора
«Генерал Алексеев», крейсера «Генерал
Корнилов» и некоторых других
кораблей). Единственным судном, которому
разрешалось плавать по Бизертскому
озеру, было парусно-винтовое судно
«Ксения Александровна», позднее
переименованное в «Марию». Именно
на нем проходили практику кадеты
и гардемарины Севастопольского
Морского корпуса, который продолжал
функционировать и в Африке, успев
за четыре года своего существования
выпустить порядка 400 офицеров, многие
из которых впоследствии были востребованы
во флотах Франции, Австралии, США и
других стран. По инициативе энтузиастов
на подводной лодке «Утка» был
организован выпуск журнала «Морской
сборник». Однако в жизни колонии
происходили и более
Продажа кораблей и дальнейшая судьба русской базы в Бизерте
С признанием Францией СССР
Русская эскадра в Бизерте
прекратила свое существование. Это
произошло в октябре 1924 г. Корабли
перешли в ведение французского
командира Бизертской военно-морской
базы, по распоряжению которого на всех
кораблях были спущены Андреевские
флаги и выставлены французские
караулы. Изначально французская сторона
изъявила готовность передать СССР корабли
бывшей Русской эскадры. С этой целью
советское руководство даже назначило
ответственного за возвращение этих
судов в Крым. Им стал один из создателей
Рабоче-крестьянского Военно-
Незавидной была и судьба
русской колонии. Многие русские
уехали в другие страны. Большинство
перебралось во Францию, где наших
офицеров охотно брали на гос. службу.
Оставшиеся были вынуждены браться
практически за любую работу в
поисках средств к
Такова печальная история последних лет существования остатков некогда могучего Императорского флота, пережившего империю, которой служил, на долгих восемь лет. В силу хорошо известных из истории обстоятельств, он вдруг в одночасье остался совершенно один, ненужный ни своей стране, ни кому бы то ни было другому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении я хотел бы написать о тех упущенных возможностях, которые Россия так никогда и не обрела отказываясь от включения в свой состав далеких «заморских территорий». А ведь реальных шансов распространить свое влияние в самых отдаленных уголках земного шара, тем самым укрепив свой международный авторитет, за всю историю начиная с XVIII в. у России было не так уж мало.
Здесь стоит вспомнить
о грандиозных планах Петра по
организации колонии на Мадагаскаре,
так и оставшихся на бумаге. Кроме
того, в начале XIX в. в правлении
РАК всерьез рассматривали
Безусловно, все эти территории
могли при правильном их освоении
заметно усилить позиции России
на международной арене, обеспечить
ее большую вовлеченность в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ