Социально-экономический и политический аспекты освоения Россией Аляски и других «заморских территорий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

На протяжении истории нашей страны было немало периодов, когда в ее составе были территории, находящиеся за тысячи километров от континентальной части. Многие выдающиеся люди своей эпохи ценой собственной жизни продвигали интересы России в самых отдаленных уголках земного шара. Среди них купец Иван Шелихов, первый главный правитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, правитель форта Росс в Калифорнии И. А. Кусков и многие другие. Всестороннему изучению их деятельности, а также геополитическим, хозяйственным и социальным аспектам освоения Россией Аляски и других «заморских территорий» и посвящена эта работа.

Содержание работы

. Введение………………………………………………………………...3
II. Русская Америка……………………………………………………....4-15
1) Аляска………………………………………………………………….4-9
а) Пути освоения Аляски до создания РАК…………………………….4-5
б) Деятельность Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова по освоению Аляски и созданию РАК…………………………………………………………….6-7
в) Период полномасштабного освоения Аляски в рамках РАК. Личный вклад в развитие этих территорий А. А. Баранова и Н. П. Резанова….8-9
2) Форт Росс и его значение в хозяйственном обеспечении Русской Америки…………………………………………………………………...10-11
3) Причины продажи Аляски. Экономические и геополитические последствия этого шага для России……………………………………..12-15
III. Островная губерния России в Эгейском море……………………...16-18
а) Геополитические интересы России в районе Эгейского моря……..16
б) Создание и функционирование островной губернии……………….17
в) Кючук-Кайнаджирский мирный договор и уход русских кораблей из Средиземноморья………………………………………………………...18
IV. Порт-Артур – самая укрепленная «заморская территория» России……………………………………………………………………..19-23
а) Интересы России на Дальнем Востоке и начало широкомасштабного освоения этого региона…………………………………………………..19-20
б) Над Портом-Артуром Андреевский флаг…………………………...21-22
в) Последствия поражения в войне для России………………………...23
V. Бизерта – последняя заморская база российского Императорского флота……………………………………………………………………….24-27
а) Разгром белогвардейского движения и путь следования Русской эскадры к месту своей последней стоянки……………………………...24-25
б) Жизнь колонии в 1921-1924 г.г………………………………………...27
в) Продажа кораблей и дальнейшая судьба русской базы в Бизерте…...28
VI. Заключение……………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Аляска и другие заморские территории России.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что усиление русских  позиций в дальневосточном регионе  шло в разрез с геополитическими интересами Японии, поэтому отношения  между двумя странами стремительно ухудшались: никто не желал идти на уступки. Контуры будущего вооруженного противостояния вырисовывались все  яснее.

В итоге в ночь на 27 января без объявления войны японская эскадра атаковала русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура.  Еще накануне японцы заблокировали в Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». В неравной схватке командир «Варяга» капитан первого ранга В. Ф. Руднев принял решение затопить поврежденный крейсер и взорвать «Корейца». В Петербурге морякам-героям была организована торжественная встреча. Увы, еще никто не знал, что война эта будет богата подвигами, но так бедна победами. Все надеялись, что череду неудач России в противостоянии с Японией сможет прервать новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров. Однако оживление флота было непродолжительным. Уже 31 марта С. О. Макаров и еще 650 офицеров погибли, когда «Петропавловск» подорвался на мине. Между тем уже 21 апреля японцы начали высадку десанта непосредственно на Ляодунский полуостров. Передняя линяя обороны Порт-Артура в районе в города Циньчжоу была прорвана к 14 мая. После этого оборонявшиеся отошли к Порт-Артуру, что сильно усложнило задачу защиты крепости. Соотношение японских и русских сил стремительно менялось явно не в нашу пользу, так что к середине лета 16 тысячному гарнизону противостояла 60 тысячная армия генерала Ноги. После двух неудачных попыток русского флота прорвать блокаду стало очевидно, что защитникам придется рассчитывать лишь на свои силы, которых с каждым днем оставалось все меньше и меньше. К 20 декабря 1904 г., на момент капитуляции Порт-Артура, от гарнизона осталось около шести тысяч человек. Продолжать оборону в таких условиях было практически невозможно, и генерал А. М. Стессель на военном совете крепости вопреки мнению большинства принял решение сдаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия поражения  в войне для России

За те семь лет пока Россия владела Порт-Артуром город значительно  разросся. К 1904 г. в нем уже насчитывалось  свыше 50 тысяч жителей. Как такового единого города не было: он состоял  из трех частей (две были построены  в разные времена китайцами и  одна русскими). В военном отношении  крепость была укреплена весьма серьезно. В целом нельзя сказать, что к  войне Россия не готовилась. «Чтобы удержать революцию, - заметил как-то министр внутренних дел В. К. Плеве, - нам нужна маленькая, но победоносная война.» Ее неизбежность в скором будущем понимала вся политическая элита страны. Можно долго перечислять  все факторы, повлиявшие на то, что  в войне Россия проиграла. Среди  них и внезапность удара японцев, и плохое вооружение наших войск, и низкая пропускная способность  Транссиба, и неумелое руководство  войсками, наконец, банальное невезение. Все это может стать предметом  отдельного исследования. Я же подробнее  остановлюсь на геополитических, экономических  и социальных последствиях поражения  России в русско-японской войне. В  первую очередь следует отметить тот факт, что по условиям Портсмутского  мирного договора Корея попадала в сферу влияния Японии. А это  означало, то, что Россия обязана  покинуть этот регион, который активно  осваивала в течение нескольких лет. Порт-Артур как русская военно-морская  база прекращал свое существование. Отрицательные экономические последствия  очевидны, вследствие понесенных прямых убытков, а так же нереализованных  возможностей освоения этих земель. Однако куда более глубоки и обширны  были геополитические последствия Портсмутского мира для России. Сфера влияния нашей страны на Дальнем Востоке отныне замыкалась лишь на Манчжурии. Это резко уменьшало количество рычагов давления России на Китай и Японию, что, естественно, уменьшало ее политический вес в азиатско-тихоокеанском регионе. О претензии на роль самой сильной державы в этом уголку земного шара можно было забыть. Резко снизился авторитет России и в целом на международной арене, что не давало возможности ей вести более активную внешнюю политику. Кроме того, не стоит забывать и о социальных потрясениях постигших нашу страну после поражений в войне и сдачи Порта-Артура. Революция 1905-1907 гг. сильно изменили существовавший строй и сознание людей.

 Столь значимое влияние  на историю России оказала  всего одна «заморская крепость»,  потеря которой означала потерю  влияния в целом регионе. 

 

 

БИЗЕРТА – ПОСЛЕДНЯЯ ЗАМОРСКАЯ БАЗА РОССИЙСКОГО  ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА

Разгром белогвардейского движения и путь следования Русской  эскадры к месту своей последней  стоянки

Бизерта… В сердцах  русских людей название этого  далекого тунисского порта до сих  пор отзывается острой болью. Трагедия великого народа – революция и  последовавшая за ней гражданская  война – разделили не только страну, но и флот. Сегодня о горьких  днях тех лет в Бизерте напоминают лишь небольшой православный собор, да могилы соотечественников, в которых  покоятся герои Цусимы, сражений первой мировой войны, ученые, приумножившие  славу России. Так какова же судьба возникновения и существования  столь необычной «заморской территории»  нашей страны, призванной не распространить ее влияние в каком-либо регионе, но попытаться сохранить остатки  рухнувшей империи.

Здесь уместно вспомнить  какая ситуация сложилась в России к осени 1920 г. Вооруженные Силы Юга  России, под руководством барона Врангеля, в спешном порядке покидали Крым  под нажимом частей Красной армии. Их вторжение ожидалось со дня  на день. В сложившейся ситуации Врангель своей главной задачей  видел обеспечение успешной эвакуации  людей находившихся под его руководством. Куда направятся корабли было еще  не известно, однако необходимость  ухода, в целях избегания ненужного  кровопролития, была очевидна.

Итак, под Андреевскими или трехцветными (торговыми) флагами 14 ноября корабли Черноморского флота вместе с вспомогательными судами вышли из Севастополя. Сразу же был взят курс на Константинополь. В состав Русской эскадры (так была названа врангелевская «армада» через несколько дней после отплытия из Крыма) входило 150 кораблей. Среди них новейший линкор «Генерал Алексеев» (бывший «Император Александр III»), старый броненосец «Георгий Победоносец», два крейсера – «Генерал Корнилов» и «Алмаз», шесть современных эсминцев типа «Новик», четыре старых эсминца, четыре подводных лодки, 12 тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов.  Под Андреевским флагом шли 43 военных корабля, остальные - под торговыми. В ноябре 1920 г. «белый» Крым покинуло 145693 человека, из которых 116758 были военными.

 В своих действиях  Врангель был сильно скован, поскольку  целиком зависел от милости стран Антанты и особенно Франции, которая вложила в белое движение около миллиарда франков. Еще до ухода кораблей из Крыма, Франция, стремившаяся возместить свои убытки, активно подогревала вокруг них предпродажную суету. После тяжелейших переговоров со странами Антанты барон был вынужден подписать письменное обязательство, согласно которому признавал покровительство Франции над кораблями Русской эскадры. Несмотря на то, что остатки Императорского флота, вышедшего из Крыма, еще представляли собой  грозную силу, было очевидно, что этот флот совершенно беззащитен перед лицом хищнических действий европейских держав, пытавшихся оторвать от него как можно больший кусок.

В столь сложных условиях происходил уход врангелевских войск  из Крыма. Но, несмотря на все трудности, уже 17 ноября русские корабли начали выгружаться в портах Турции, Сербии, Болгарии и Румынии. Однако из-за невозможности  длительного базирования в Босфоре  и политической напряженности, вскоре кораблям бывшего Черноморского  флота пришлось покинуть этот регион и по наставлению Франции взять  курс на небольшой порт в Тунисе – Бизерту. Трудный 1200-мильный переход  от берегов Турции до северного побережья  Африки Русская эскадра, несмотря на нехватку угля и котельной воды, сумела совершить менее чем за месяц. Уже в конце декабря  русские корабли встали на место  своей последней стоянки. Вокруг эскадры сразу же стали нести  дозор французские сторожевые катера, а выход моряков на берег был  строжайше запрещен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь колонии  в 1921-1924 гг.

Стоит сразу же сказать  в чем видели свою задачу французские  власти, взяв под свое покровительство  русских моряков. Прежде всего, в  том, чтобы сократить до минимума расходы на содержание эскадры, а  во-вторых, - чтобы сохранить как  можно больше кораблей в боевом состоянии, с целью их дальнейшей консервации. То есть интерес для французов  представляли лишь сами корабли, но никак  не русские моряки, находящиеся на них. Этим и объясняется столь  жесткая политика, проводимая в отношении  экипажа. Однако обо всем по порядку.

Новый командующий эскадрой М. А. Беренс пытался сделать все  возможное, чтобы сохранить дисциплину и некоторую боеспособность эскадры. На кораблях ни на минуту не прекращалось несение службы, когда появлялась возможность, проводились учения и  ремонтные работы (в 1921-1922 гг. французы обеспечили даже доковый ремонт линкора  «Генерал Алексеев», крейсера «Генерал Корнилов» и некоторых других кораблей). Единственным судном, которому разрешалось плавать по Бизертскому  озеру, было парусно-винтовое судно  «Ксения Александровна», позднее  переименованное в «Марию».  Именно на нем проходили практику кадеты и гардемарины Севастопольского Морского корпуса, который продолжал  функционировать и в Африке, успев  за четыре года своего существования  выпустить порядка 400 офицеров, многие из которых впоследствии были востребованы во флотах Франции, Австралии, США и  других стран. По инициативе энтузиастов  на подводной лодке «Утка» был  организован выпуск журнала «Морской сборник». Однако в жизни колонии  происходили и более существенные изменения. Так, например, в 1921 г. эмигрантам было разрешено вернуться в Советский  Союз. Часть русских моряков решили воспользоваться этим правом, однако большинство из них пройдя через  фильтрационные комиссии попали в тюрьмы и лагеря. Некоторые офицеры, находя работу, покидали пределы колонии  со своими семьями. В результате чего ее численность постепенно сокращалась. Кроме того, с лета 1922 г. отношение  французских властей к Русской  эскадре резко ухудшилось. Для  бюджета прежнего союзника содержание Русской эскадры превратилось в  неоправдываемое бремя. Уже в 1921 г. французской стороне были переданы плавмастерская «Кронштадт» и ледокол  «Илья Муромец», теперь же они требовали  снять с кораблей боезапас и существенно  сократить экипаж. Однако даже в  таких тяжелых условиях русская  база в Бизерте продолжала существовать.

 

Продажа кораблей и дальнейшая судьба русской базы в Бизерте

С признанием Францией СССР Русская эскадра в Бизерте  прекратила свое существование. Это  произошло в октябре 1924 г. Корабли  перешли в ведение французского командира Бизертской военно-морской  базы, по распоряжению которого на всех кораблях были спущены Андреевские  флаги и выставлены французские  караулы. Изначально французская сторона  изъявила готовность передать СССР корабли  бывшей Русской эскадры. С этой целью  советское руководство даже назначило  ответственного за возвращение этих судов в Крым. Им стал один из создателей Рабоче-крестьянского Военно-Морского флота, бывшый командующий всеми  Морскими Силами Республики, особый порученец  при председателе Реввоенсовета  Республики Л. Д. Троцкого Е. А. Беренс, старший брат контр-адмирала М. А. Беренса. Уже в декабре был назначен начальник отряда судов Черноморского  флота, находящихся в Бизерте. Им стал М. В. Викторов, а комиссаром –  Мартынов. Параллельно с этим  начала работать комиссия по технической  экспертизе кораблей, прибывшая из СССР. Ее деятельность продолжалась до января 1925 г., по итогам которой пригодными для возвращения были признаны линкор «Генерал Алексеев», шесть эсминцев и четыре подводных лодки. Однако в последний момент французский  сенат заблокировал принятие решения  о передаче Москве этих кораблей, поставив невыполнимое условие - выплату долгов царского правительства. Впоследствии некоторые из судов бывшей Русской  эскадры были проданы Италии, Греции и Мальте, часть же из них были попросту утилизированы как металлолом.

Незавидной была и судьба русской колонии. Многие русские  уехали в другие страны. Большинство  перебралось во Францию, где наших  офицеров охотно брали на гос. службу. Оставшиеся были вынуждены браться  практически за любую работу в  поисках средств к существованию. Шли годы, из жизни ушли почти  все, кто вступил в далеком 1920 г. на землю Туниса, их потомки разъехались  по всему миру и колония практически  опустела. После длительного периода  забвения, в 1996 г. в связи с 300-летием российского флота был организован  Поход памяти из Севастополя в  Тунис, после которого могилы русских  моряков были приведены в порядок, а в храме Александра Невского возобновилась служба.

Такова печальная история  последних лет существования  остатков некогда могучего Императорского флота, пережившего империю, которой  служил, на долгих восемь лет. В силу хорошо известных из истории обстоятельств, он вдруг в одночасье остался  совершенно один, ненужный ни своей  стране, ни кому бы то ни было другому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я хотел бы написать о тех упущенных возможностях, которые Россия так никогда и  не обрела отказываясь от включения  в свой состав далеких «заморских территорий». А ведь реальных шансов распространить свое влияние в самых  отдаленных уголках земного шара, тем самым укрепив свой международный  авторитет, за всю историю начиная  с XVIII в. у России  было не так уж мало.

Здесь стоит вспомнить  о грандиозных планах Петра по организации колонии на Мадагаскаре, так и оставшихся на бумаге. Кроме  того, в начале XIX в. в правлении  РАК всерьез рассматривали вопрос о включении в состав России одного из островов Гавайского архипелага. Однако из-за политической нерешительности, вопрос не был должным образом проработан, в результате чего от этих планов отказались. Имя Миклухо-Маклая и вовсе стоит  особняком в ряду русских путешественников. Во второй половине XIX в. он долге годы провел на берегах далекой Новой  Гвинеи, где ценой собственной  жизни пытался отстоять интересы России, однако в Петербурге его  устремлений не поняли и в поддержке  отказали. В прежние времена весьма распространенной была практика продажи  государством части своих земель другому государству за денежное вознаграждение или некие преференции  другого рода. Так, например, в конце XIX в. Аргентина предлагала России купить у нее один из остовов архипелага Огненная земля. Но из-за опасений обострения отношений с Англией Россия и  в этот раз проявила столь свойственную для нее в подобных вопросах особую осторожность, отказавшись от возможности  приобретения новых земель. Нередки  были и случаи когда далекие «заморские государства» просили Россию включить их в свой состав. Во второй половине XIX в. жители острова Суматра, замученные притеснениями со стороны Голландии, просили Россию объявить их своей  частью и оказать поддержку, а  на рубеже XIX-XX вв. с похожей просьбой к нашей стране обратился Кувейт, однако в его случае источником притеснений  служила Англия. Естественно в  обоих случаях Россия, ведя себя в духе своей внешней политики, отказала.

Безусловно, все эти территории могли при правильном их освоении заметно усилить позиции России на международной арене, обеспечить ее большую вовлеченность в мировой  исторический процесс. Россия могла  бы превратиться из сугубо континентальной  империи, в империю, имеющую обширную сеть колоний, и кто знает как  бы это повлияло на нашу историю. Однако хорошо это или плохо, но случилось  так как случилось. И теперь мы можем либо сожалеть об этом,  либо искать в этом плюсы…

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Социально-экономический и политический аспекты освоения Россией Аляски и других «заморских территорий"