Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:12, реферат
В 9-12 вв. башкиры представляли собой группу тюркоязычных племен, обитавших на обширной территории Южного Урала и Приуралья. Башкиры занимали страну в природном отношении чрезвычайно богатую. В недрах ее залегали медные, железные руды и другие редкие и ценные металлы и минералы. Основным занятием башкир было полукочевое скотоводство.
Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана.
6. Социально-политическая история башкир до XIII века.
В 9-12 вв. башкиры представляли собой
группу тюркоязычных племен, обитавших
на обширной территории Южного Урала
и Приуралья. Башкиры занимали страну
в природном отношении
Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана. Их северными соседями были племена кудей, ай и сальют. Наиболее пестрым был племенной состав западных башкир, занимавших главным образом территорию по нижнему течению реки Агидель с ее правыми и левыми притоками. Здесь кочевали племена гайка, уран, уваныш, танып, дуваней, ирехтин, каршын, канглы, кыргыз, байляр, буляр, еней, йылан. Обширную территорию по течению реки Демы и нижнему течению реки Уфы занимали башкиры племени мин.
Каждое башкирское племя включало в себя несколько родов. Количество родов в племенах было различное. Племя тангаур в 15 — XVI вв., например, включало два рода, в то время как племя табын объединяло 13 родов.
В 9-12 вв. башкиры жили родовыми
общинами. Роды объединялись в племена.
Башкирские племена, а внутри племен
и роды имели определенные территории.
Родоплеменной территорией
Скот находился в собственности отдельных семей. Наличие частно-семейной собственности на скот, при сохранении коллективного пользования общинными землями, вело к появлению неравенства между членами рода.
Во главе рода стоял бий (бей) - родовой вождь, князь. Один из биев, сумевший выдвинуться, сосредоточивал в своих руках власть над племенем или даже над несколькими племенами. В период межплеменных войн и набегов бий становился военным предводителем. Бии имели очень большое влияние в своих родах и их власть становится наследственной. В Х — XII вв. образовалась экономически сильная, обладающая политической властью родоплеменная знать.
В своих действиях бий опирался на народное собрание (йыйын) и совет старейшин (королтай). Народное собрание было органом самоуправления башкирских племен. На народном собрании рассматривались вопросы, связанные с жизнью племен в целом: войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий и многое другое. Это завершалось празднеством (байга), на котором устраивались конные соревнования, борьба, стрельба из лука.
У каждого рода был
свой закон, родовое право. И по закону
этому род должен был выступать
на защиту своего члена. Иногда в действие
вступал закон кровной мести
– карымта. Кровная месть нередко
переходила в междоусобную войну. Постепенно этот обычай был заменен
на обычай уплаты за ущерб – барымтой.
Сохранились историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX — ХII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масим-хана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начало XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX — ХII вв.
Государственное образование могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.
Государство - политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.
Основные признаки государства:
С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.
Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно- бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.
К ХIII в.родовой строй у башкир уже значительно разлагается. Частная собственность на скот вела к имущественному неравенству. Бии узурпировали и власть. Народное собрание потеряло своё значение. Так зарождались феодальные отношения. В конце ХII – начале ХIII вв. башкирские племена объединялись в оюзы. Но они были непрочными и часто распадались из-за межплеменной борьбы.
Информация о работе Социально-политическая история башкир до XIII века