Социально-политическая история башкир до XIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

В 9-12 вв. башкиры представляли собой группу тюркоязычных племен, обитавших на обширной территории Южного Урала и Приуралья. Башкиры занимали страну в природном отношении чрезвычайно богатую. В недрах ее залегали медные, железные руды и другие редкие и ценные металлы и минералы. Основным занятием башкир было полукочевое скотоводство.
Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана.

Файлы: 1 файл

Dlya_studentov_II_kursa_IKB_Lektsia_1_p_6.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


 

6. Социально-политическая  история башкир до XIII века.

В 9-12 вв. башкиры  представляли собой  группу тюркоязычных племен, обитавших  на обширной территории Южного Урала  и Приуралья. Башкиры занимали страну в природном отношении чрезвычайно  богатую. В недрах ее залегали медные, железные руды и другие редкие и ценные металлы и минералы. Основным занятием башкир было полукочевое скотоводство.

Племенной состав башкир в IX — ХП вв. был довольно сложным. Территорию Южного Урала занимали племена бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган (муйтен) и юрматы. Племена табын и катай занимали северные отроги Южного Урала и часть центрального Башкортостана. Их северными соседями были племена кудей, ай и сальют. Наиболее пестрым был племенной состав западных башкир, занимавших главным образом территорию по нижнему течению реки Агидель с ее правыми и левыми притоками. Здесь кочевали племена гайка, уран, уваныш, танып, дуваней, ирехтин, каршын, канглы, кыргыз, байляр, буляр, еней, йылан. Обширную территорию по течению реки Демы и нижнему течению реки Уфы занимали башкиры племени мин.

Каждое башкирское племя включало в себя несколько родов. Количество родов в племенах было различное. Племя тангаур в 15 — XVI вв., например, включало два рода, в то время  как племя табын объединяло 13 родов.

В  9-12 вв. башкиры жили родовыми общинами. Роды объединялись в племена. Башкирские племена, а внутри племен и роды имели определенные территории. Родоплеменной территорией башкиры  владели на основе общинной собственности. Каждый член рода имел право участия в общеродовой вотчине и, наоборот, чужеродец мог быть в любое время по общему согласию членов рода выселен из пределов родовой территории. На границах родоплеменных территорий ставились тамги (тамга)— знаки родовой собственности. Границы определялись по мелким речкам, холмам, отдельным деревьям, оврагам и т. д. Например, башкиры рода сунарцы (башк.: hунарсы — охотник) на границах родовой территории закапывали кучи угля или бревна. На бревнах предварительно вырезали родовую тамгу. Из поколения в поколение башкиры передавали сведения об этом. Если возникали земельные споры, сунарцы доказывали свою правоту; выкопав спрятанные под землей межевые знаки. Таким образом, тамги служили особыми знаками для обозначения родовой территории и собственности.

Скот находился в собственности отдельных семей. Наличие частно-семейной собственности на скот, при сохранении коллективного пользования общинными землями, вело к появлению неравенства между членами рода.

Во главе рода стоял бий (бей) - родовой вождь, князь. Один из биев, сумевший выдвинуться, сосредоточивал в своих руках власть над племенем или даже над несколькими племенами. В период межплеменных войн и набегов бий становился военным предводителем. Бии имели очень большое влияние в своих родах и их  власть становится наследственной. В Х — XII вв. образовалась экономически сильная, обладающая политической властью родоплеменная знать.

В своих действиях  бий опирался на народное собрание (йыйын) и совет старейшин (королтай). Народное собрание было органом самоуправления башкирских племен. На народном собрании рассматривались вопросы, связанные с жизнью племен в целом: войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий и многое другое. Это завершалось празднеством (байга), на котором устраивались конные соревнования, борьба, стрельба из лука.

У каждого рода был  свой закон, родовое право. И по закону этому род должен был выступать  на защиту своего члена. Иногда в действие вступал закон кровной мести  – карымта. Кровная месть нередко  переходила в междоусобную войну. Постепенно этот обычай был заменен на обычай уплаты за ущерб – барымтой.                             

Сохранились историко-этнографические  сведения о существовании у башкир в IX — ХII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масим-хана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начало XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX — ХII вв.

Государственное образование  могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.

Государство - политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной  общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.

       Основные признаки государства:

    • суверенитет;
    • территориальная целостность;
    • наличие публично-властных полномочий;
    • наличие органов управления (аппарата);
    • наличие особого класса лиц, сосредоточивающих в своих руках власть.

С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с  исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.

Таким образом, к XI в. башкиры  представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно- бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.

К ХIII в.родовой строй у башкир уже значительно разлагается. Частная собственность на скот вела к имущественному неравенству. Бии узурпировали и власть. Народное собрание потеряло своё значение. Так зарождались феодальные отношения. В  конце ХII – начале ХIII вв. башкирские племена объединялись в оюзы. Но они были непрочными и часто распадались из-за межплеменной борьбы.


Информация о работе Социально-политическая история башкир до XIII века