Социальные общности и группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Социология – это наука об обществе. Об организации взаимоотношений людей и их объединений. Человека всегда интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Люди не могут жить в одиночестве, им необходимо постоянно находиться в обществе себе подобных. Общество представляет собой сверхсложный организм, носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Как говорил в свое время У. Шекспир: «Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы».

Содержание работы

Введение.
Многообразие социальных общностей людей.
Понятие и образование социальных групп.
Квазигруппа и ее виды.
Классификация социальных групп
Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида
Группы, разделяемые по характеру отношений между их членами.
Групповая динамика.
Заключение.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Толпа - это временное собрание людей, объединенных в

замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например, в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

  • Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более

внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью

принимают мнения,  чувства и действия большинства.

  • Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным

в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

  • Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более

спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются о своих действиях, и их поведение зависит только от эмоций.

  • Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны они

начинают  чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Каждый из участвующих в них снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

Также все толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и  поведения.

  1. Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой (собрание людей на улице)

В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены, в случайную толпу могут свободно отделить себя от нее.

  1. Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и

относительно  структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм, (толпа собравшаяся на представление). 

  1. Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно

организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в   которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

  1. Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается

весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения.

  • Сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к

насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

  • Восставшая толпа - это насильственный и деструктивный

коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Она может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным влияниям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо уставленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами»

Основная отличительная черта социальных кругов - обмен информацией.

Существуют несколько разновидностей социальных кругов.

  1. Контактные круги — это социальные общности людей, постоянно

встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или

очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются.

  1. Профессиональные круги - это социальные общности, члены которых

собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы.

  1. Дружеские круги — это социальные общности по обмену

информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями

дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

  1. Статусные социальные круги — социальные общности, образующиеся

по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров)

Круги формируются из личностей, занимающих одинаковые статусы.

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги - это основа для образования активно действующих социальных групп.

Таким образом, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов.

Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.

 

4. Классификация социальных  групп.

 

Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида.

 Ингруппа в аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «МОИ». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид — другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные груги. другие религиозные группы, — будут для него аутгруппами. для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных общества малыми группами, изолированными друг от друга кланами родственников. Родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупл в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. Если же таковые  связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу в поступают в соответствии со своими чувствами.

Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде, всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов.

Признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться.

Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. (Например,  человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не может этого сделать так как, его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает и тд.) Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов «враг» и «посторонний» - считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Р. Парком и Э. Берджесом, а также Э. Богардусом  была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аутгруппам. В конечном счете, была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытости по отношению к другим группам.

 Референтные группы – это реальные или условную социальные общности, с которыми индивид соотносит себя как с эталонами и на нормы, мнения, ценности и оценки которым он ориентируется в своем поведении и самооценке

Например, мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивидам Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых.

Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других

Стереотипы. Социальный стереотип — это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу и т.д.  Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки). Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным.

 Но стереотипы никогда не  бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы.

Стереотипы становятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых установок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным восприятием (выбираются только часто повторяющиеся инциденты или случаи, которые замечаются и запоминаются). С помощью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат питательной средой для формирования стереотипов.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают потому, что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах.  Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и определять линию поведения в общении с представителями аутгрутш.

 Разделение групп характеру взаимоотношений между их членами.

Первичные и вторичные группы.

Первичные группы – это группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга, прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют своя потребности в общении.

Информация о работе Социальные общности и группы