Социология политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:41, реферат

Описание работы

Предметом политической социологии является изучение:
- взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;
- взаимодействия личности, общества и государства;
- функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

Содержание работы

Введение 3
1. Социология политики 4
1.1. Политика как социальный феномен 4
1.2. Социология политики как составная часть социологической науки 6
1.3. Политическая сфера общества: особенности анализа 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Социология политики.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.

3. Разделение и распределение  законодательных, исполнительных  и судебных обязанностей в политической деятельности.

4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.

5. Политическое рекрутирование  – процесс, с помощью которого  готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в П.

6. Политическая социализация –  функция, посредством которой  политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.

7. Функция адаптации, т.е. приспособления  политической системы к изменяющимся  условиям социальной среды (например, изменение соотношения политических сил).

8. Функция сохранения системы  – совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.

Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. 3

 

1.3. Политическая сфера общества: особенности анализа

 

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера общества - это  область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

Политическая сфера — это  отношения людей, связанные, прежде всего, с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

- политические организации и  институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

- политические нормы - политические, правовые и моральные нормы,  обычаи и традиции;

- политические коммуникации - отношения,  связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

- политическая культура и идеология  — политические идеи, идеология,  политическая культура, политическая  психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы. 4

Основными подсистемами политической сферы являются государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы  и т.п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т.п.

Структурное разделение власти на подсистемы имеет в своей основе соответствующее  разграничение функций: органы законодательной  власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, которые (как и другие) имеют задачей обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет также ряд других (регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений). Если ряд функций государства достаточно емко выражает интересы господствующего социального слоя (или социальной группы), то при выполнении других функций, особенно при организации борьбы с последствиями стихийных бедствий, при развертывании борьбы с преступностью, при организации вооруженной защиты страны и т.п. оно может и обязано демонстрировать надклассовый, всеобщий свой характер в соответствии с изначальным пониманием этого центрального органа политической сферы.

Последние десятилетия XX века и начало XXI столетия вселяют надежду на увеличение количества стран, способных развиваться по пути политической демократии. 5

Особенности политического анализа  как специфического уровня исследования политических явлений определяются целым рядом причин и обстоятельств. Как разновидность прикладного знания он, прежде всего, ориентируется на описание и изучение конкретной, стоящей перед субъектом проблемы. Так, теоретическая политология формируется по предметному признаку, предполагая логическое выделение какой-то отграниченной от других области политического пространства и группы однородных явлений. Решая стоящие перед ней задачи, она организует свой корпус знаний путем выделения свойств и признаков определенного круга (класса) явлений, их логической взаимосвязи, дающей возможность объединять рассматриваемые объекты в некую социальную целостность с характерными для нее специфическими границами, масштабами распространения и другими признаками идеально сконструированной сферы. В противоположность этому политический анализ сосредоточен на исследовании конкретных проблем, т.е. тех элементов действительности, которые затрагивают различные области политического пространства и не имеют строго определенных, однотипных источников, связей и иных аналогичных параметров.

Структура и содержание политического анализа изначально формируются не только в результате аналитического описания субъектом-исследователем каких-либо событий, но и под влиянием явно или неявно присутствующей фигуры “заказчика”, т.е. субъекта, задающего цель разрешения данной ситуации. Интерес “заказчика” обусловливает процесс формирования стратегии действия аналитиков, которые пытаются в русле поставленных задач увидеть в ситуации возможности для ее целенаправленного видоизменения, доведения ее до необходимых параметров, способных удовлетворить требования “заказчика”. При этом информация, получаемая технологом, нередко становится его собственностью, и он может быть заинтересован либо в ее обнародовании, либо в сокрытии, либо в каком-то другом варианте использования.

Анализ одной и той же политической ситуации может выявлять разные проблемы. В связи с этим и аналитики  могут рассматривать ситуацию с  разных точек зрения, ставить в связи с этим неоднозначные задачи, а следовательно, и предлагать разные решения тех или иных вопросов. Как бы то ни было, но в структуре политического анализа неизбежно присутствует позиция и интересы “заказчика”, которые органически включаются в оценочную базу ситуации и в известной степени предопределяют направленность действий экспертов.6

 

Заключение

 

Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни.

На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.

Особенность политики как способа  регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает.

Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимностъ власти, политические системы и т. д.

 

Список литературы

 

    1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.: Логос, 2009. – 541 с.
    2. Басов Н.В. Политическая социология: Учебник.  – М.: Юнити, 2008. – 495 с.
    3. Бурдье Пьер. Социология политики. – М.: Логос, 2006. – 349 с.
    4. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 378 с.
    5. Волков Ю.Е. Социология. Учебное пособие для магистрантов. – М.: Дашков и К, 2010. – 400 с.
    6. Денисова И. Социальная политика: Учебник. – М.: Феникс, 2007. – 258 с.
    7. Яковлев А.И. Политическая социология. – М.: Дашков и К, 2010. – 384 с.

1 Яковлев А.И. Политическая социология. – М.: Дашков и К, 2010. – 384 с.

2 Басов Н.В. Политическая социология: Учебник.  – М.: Юнити, 2008. – 495 с.

3 Бурдье Пьер. Социология политики. – М.: Логос, 2006. – 349 с.

4 Денисова И. Социальная политика: Учебник. – М.: Феникс, 2007. – 258 с.

5 Бурдье Пьер. Социология политики. – М.: Логос, 2006. – 349 с.

6 Яковлев А.И. Политическая социология. – М.: Дашков и К, 2010. – 384 с


Информация о работе Социология политики