Содержание власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Политическая литература предлагает разнообразные определения власти. По мнению Т. Гоббса власть - это способ достижения блага в будущем, и жизнь – это постоянное стремление к власти, которое прекращается только смертью. М. Вебер считал власть возможностью осуществления своей воли не смотря на сопротивления остальных. Р. Даль считал, что власть предоставляет возможность одному человеку заставлять другого делать то, что он не сделал бы по своей воле.

Содержание работы

Введение 3
1. Определения власти 4
2. Соотношение политики и власти 6
3. Субъект и объект власти 7
4. Функции власти 9
5. Разделение власти 10
6. Ресурсы власти 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Самое первое крупное разделение власти разделило политическую и религиозную (жреческую, духовную) власти, власть церкви и государства. Конкуренция между данными властями длилось многие столетия. Для некоторых государств оно не завершено и поныне, при этом его исход далеко не однозначен для разных регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Имело место разделение власти между местным и центральным управлением (самоуправлением), развивалась власть различных уровней со многими функциями. Разделение власти на государственном уровне развивалось неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между парламентами и королевской властью. Также велась очень продолжительная борьба за право участия народа в правлении – избирательные права, то есть, за разделение власти между обществом и государством. Всеобщее избирательное право сформировалось лишь в XX веке и то не повсеместно.

Проекты по разделению единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, сотрудничающих друг с другом и контролирующих друг друга, появились в XVII веке. Первый проект подобного рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), который разделил власть на федеративную, ведающую международными отношениями, законодательную и исполнительную (она же и судебная). Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей закреплен в 6 статье Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается то, что государство основывано на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в рамках своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важное значение в системе разделения власти имеет  выделение в области судебной власти конституционного суда, который играет роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются положениями конституции, законами, традициями политической культуры общества. Но данные отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это присуще странам, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К данным странам можно отнести и Республику Беларусь.

Следует отметить, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные приказы, распоряжения, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, контроля, разведки. Могут существовать в обществе также нелегальные политические и неполитические структуры, которые реально владеют властью, противоправные и теневые структуры. Во время кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать весьма опасными, либо создать условия для давления на общество, его дестабилизации, криминализации политики, политических заговоров и переворотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Ресурсы  власти

 

Под ресурсами  власти понимают совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсами являются либо важные для объекта ценности (предметы потребления, деньги), либо средства, которые способны повлиять на мотивацию человека (средства массовой информации), внутренний мир, либо орудия, использование которых лишает человека тех или иных ценностей, высшей из которых принято считать жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Субъекты политической власти имеют уникальную систему ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом органами внутренних дел, армией, тюрьмами, денежной и налоговой системами, правоохранительными органами и т.д. Государственная власть обладает монопольным правом издавать законы, которые обязательны для всего населения. Она имеет возможность легально использовать силу, при помощи опоры на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, может использовать не только принуждение, но и экономические, культурно-информационные, социальные, ресурсы.

Ресурсами власти выступают убеждения, интересы людей, их чувства, эмоции (страх, восторг, ненависть, зависть, недовольство, энтузиазм и др.). Эффективными средствами власти могут выступать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, социальной, налоговой, политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, имущество, благосостояние, здоровье. Результат насилия выражается в том, что человек вынужден вести себя не так, как ему хотелось бы. Принуждение может быть моральным, физическим, психологическим.

Ресурсом власти выступает язык в качестве элемента политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на стереотипы, мифы, а значение слов находится в зависимости от воли властелина, от способности читать между строк. Значение клише бюрократического языка, штампов является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных избирательных кампаниях и политических процессах.

К ресурсам относится военный, экономический, культурный потенциал страны, стабильность и порядок, государственная территория, единство общества, численность населения, его качество (культура, трудовые навыки, образованность и т.д.), природные богатства. Важное значение имеют традиции, идеология, участие населения в политике, доверие, вера, время, которым располагает власть для решения своих задач, общественное настроение. К ресурсам власти относятся профессионализм, знания, средства массовой информации, пропаганда во всех ее формах.

Разные ресурсы используются субъектами власти, как правило, в комплексе, хотя каждый тип ресурсов обладает своими условиями реализации и пределом эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, к убеждению наиболее сильно предрасположена молодежь. Оппозиционные силы в основном опираются на недовольных. В периоды войн и революций чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах, имеющих слабые демократические традиции. В обществах, имеющих традиции индивидуализма упор делается на применение материального интереса, денег, однако используется и принуждение, страх за здоровье, жизнь, благосостояние.

Следует отметить, что действие тех или иных средств власти обладает пределом, за которым их применение становится бессмысленным. Например, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, так как использование многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти выступали законность, привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, а не страх наказания и принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Власть – это та снова, которая определяет политику; власть есть везде, где существует совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. С целью чтобы обеспечения совместности в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Данная инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: доминирования, господства, согласия и подчинения. Однако при реализации власти дело обстоит значительно сложнее. Сопротивление и подчинение оказываются переплетенными между собою достаточно сложным и весьма специфическим образом.

Классическая  постановка вопроса о власти исходит  из того, что она представляет собой совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди данных институтов занимает государство, имеющее право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство есть необходимый общественный институт. Его специфика в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Кроме того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, имеющая право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, то есть власть – это первооснова политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авторханов А. Технология власти. М., 1992.
  2. Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990.
  3. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996.
  4. Власть. - М. – 1989.
  5. Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. - 1993.
  6. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под            ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.
  7. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.
  8. Т. Болл. Власть //Полис. - 1993. - № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Содержание власти