Современная экономическая политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 03:23, аттестационная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать изменения в экономике США в период финансово-экономического кризиса.
Рассмотреть следующие задачи:
- историю становления и развития экономики США;
- изучить структуру экономики США;
- проанализировать изменения экономических показателей США в период финансово-экономического кризиса;
- дать оценку прогнозам дальнейшего развития экономики США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ США.……………………. 5

2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ США………………………………… 14

3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ США В ПЕРИОД 2009 – 2012 г.г………………………………………………………………………………. 25

3.1 Экономика США в период финансово-экономического кризиса……... 25

3.2 Прогнозы развития экономики США………………….......……………. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………… 36

Файлы: 1 файл

Аналитическая работа.docx

— 67.05 Кб (Скачать файл)

2) используют  средства внешней политики для  достижения политических целей.  Торговля – средство политического  давления;

3) высокая  динамичность развития темпов  торговли. Темпы развития экспорта  и импорта составляю 6,5 % ежегодно. Импорт – 7 %;

4) достаточно  крепкая позиция доллара.

5) невысокие  экспортно-импортные квоты (экспортные  – 9,6 % и импортные – 10,5 %) по сравнению с Западной Европой (экспортная квоты в Европе – 20 %, а импортная – 25-18 %)., т.к. внутренний рынок емкий и большой;

6) меньшая  зависимость, по сравнению с  другими странами от импорта  сырья. Богатые запасы природных  ископаемых;

7) больший  удельный вес в торговле развивающихся  стран (34-35 %), по сравнению с  другими странами (Германия). Вывоз  капитала способствует увеличению  объема торговли и развитию  двухсторонних торговых отношений;

8) захват  монопольного положения на мировых  рынках с помощью крупных ТНК.  На США приходится 30 % от всего  числа ТНК (всего около 45000);

9) наличие  внешнеторгового дефицита, т.е. сальдо  торгового баланса отрицательно. Первое место занимает Япония, а второе Китай. Самый большой  дефицит с Японией. Но положительное  сальдо в торговле с ЕС;

10) издержки  на заработную плату в США  растут медленнее, чем в Японии  и ЕС;

11) использование  внешнеэкономических связей как  средство внешней политики. США  используют различные инструменты  для нажима на страны, например  такие как: санкции, эмбарго,  запреты, ограничения. Например, против Кубы, Ирака, Ливии, РФ, т.е. сокращают или прекращают  торговлю или закупки в этих  странах, даже в ущерб экономическим  интересам своей страны. За 1992-96 гг. США потеряли 140 млрд. долларов из-за  введения различных запретов  по торговле.

12) высокая  динамичность развития. Высокие  темпы прироста экспорта и  импорта, что превышает мировые  (1997 г.). Экспорт увеличился в 3,5 %, импорт – на 5 %.

Несмотря  на дефицит внешней торговли в 150 млрд. долларов, США проводят политику не на сокращения импорта, а на всемерное расширение экспорта. При этом применяют:

- государственное  финансирование экспорта;

- содействие  экспорту товаров и услуг;

- проводят  политику либерализации экспортного  контроля;

- оказывают  помощь мелкому и среднему  бизнесу, который участвует во  внешней торговле;

- способствует  продвижению товаров, как на  внутренние, так и на внешние  рынки.16

Государство берет на себя 50 % финансирования НИОКР, а остальные 50 % - предприятие. Государство  помогает продвижению на внешние  рынки путем заключения различных  соглашений.

1 Двухсторонние  соглашения. 220 соглашений, где режим  наибольшего благоприятствования  для товаров США. Крупнейшими  торговыми партнерами являются: Канада, Япония, Мексика. Больше всего  соглашений с Японией (30), которые  открывают японский рынок для  американских товаров. Соглашение  со странами, где быстро развивается  экономика – Китай, НИС, Польша, ЮАР (около 20).

2 Соглашения  на региональной основе. Это прежде  всего НАФТА (США, Канада, Мексика). Существует соглашение (к 2009 г.) о ЗСТ между странами Северной и Южной Америки. США являются инициаторами форума АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), на страны – участницы этого форума приходится 40 % промышленного производства мира и 60 % мировой торговли. РФ тоже входит в АТЭС, т.е. США на региональной основе добиваются продвижения своих товаров.

3 На мировом  уровне – ВТО. США являются  инициаторами многих соглашений на глобальном уровне. США перемещает акцент торговой политики с защиты внутреннего рынка на всесторонние расширение экспорта путем государственного кредитования, страхования, субсидирования. США делают акцент на развитие отношений с НИС. Сектор услуг наиболее перспективный в Американской экономике.17

Расширяющаяся государственная поддержка зарубежной деятельности корпораций способствует быстрому росту экспорта американских прямых инвестиций за рубеж, объем которых  в настоящее время превышает 800 млрд. долларов, что выдвигает США  в число крупнейших экспортеров  капитала. с другой стороны, устойчивая экономическая ситуация и экономический  рост в США в последние время  стали привлекать инвестиции в страну. Значительная часть иностранных  вложений в США представлена портфельными инвестициями прежде всего государственными ценными бумагами, тогда как американский капитал за границей концентрируется  в сфере прямых инвестиций, особенно в виде подразделений и филиалов ТНК, хотя доля портфельных инвестиций тоже не мала.

Что касается рабочей силы, то большое влияние  на численность и структуру рабочей  силы оказывала и продолжает оказывать  иммиграция. Всего с начала века в страну прибыло 55 млн. человек из почти 70 стран. и в наши дни, несмотря на ряд ограничений, ежегодный приток составляет почти 1 млн. человек.18

Можно сделать  вывод, что в целом открытость экономики США, ее растущая включенность в МРТ, процессы переплетения капиталов, - все это играет существенную роль в повышении эффективности американской экономики.

 

3. Анализ изменений  в экономике США в период  2009 – 2012 гг.

3.1 Экономика  США в период финансово-экономического  кризиса

 

О финансовых «пузырях», как причине современного экономического кризиса сказано  на различных уровнях много разных слов. Считается, что их появление  связано с непомерной жадностью  финансистов, руководителей ипотечных  и др. экономических предприятий. На наш взгляд такой подход является упрощённым.

Подобно тому, как включение печатного станка внутри любого государства ведёт  к спаду производства, к исчезновению товаров, либо к непрерывному повышению  цен на них - инфляции, бесконтрольная эмиссия основной резервной валюты – долларов США, число которых  в обороте известно только правительству  США и огромный 100- триллионный  долг, в 1.5 раза превосходящий общемировой  валовый продукт, привело к непрерывному повышению цен на сырьё, в особенности, энергоносители. Так цены на нефть  приблизились летом 2012г. к $150/бар., одновременно достигли пиковых значений цены на др. сырьевые ресурсы.19

Рост цен  на сырьё предопределяет большие  сложности в получении выгоды от производства и продаж практически  всех товаров и услуг, начиная  от строительных объектов, автомобилей  и заканчивая туристическими услугами (ввиду высоких цен на авиа керосин). Т.к. увеличение цен на них неизбежно  повлечёт падение сбыта.

На таком  объективном экономическом фоне и появились, т.н. «пузыри», которые  состоят в желании получения  прибыли не за счёт получения прибавочной стоимости, а за счёт притока денежных потоков от новых клиентов. При этом обеспечение такого притока возможно только на основе использования механизмов кредитования, причём по мере разрастания «пузырей» степень надёжности клиентов неизбежно уменьшается, т.к. их просто перестаёт хватать, соответственно перестаёт учитываться способность клиентов эти кредиты возвращать.

Так в США  рост заимствования происходил во всех секторах рынка, однако следующие три  сегмента были особенно динамичны:

- рынок ценных  бумаг с залогом (за исключением  ипотечных ценных бумаг) увеличился  с 536 миллиардов долларов в  декабре 1997 года до 2,5 триллионов  долларов в декабре 2009 года (рост 361,4%);

- рынок ценных  бумаг, гарантированных государством (не казначейских, не связанных  с ипотекой) увеличился с 1 триллиона  долларов в декабре 1997 года  до 2,9 триллионов долларов в декабре  2009 года (рост 188,1%);

- рынок ипотечных  ценных бумаг увеличился с  2,7 триллиона долларов в декабре  1997 года до 7,2 триллионов долларов  в декабре 2009 года (рост 169%).20

При этом в  течение последних 10-ти лет в США  резко возросла доступность кредита  для частных и юридических  лиц. Темпы роста выдаваемых кредитов значительно превышали темпы  роста валового национального продукта. На конец 1997 года объем заимствования, включая все выпущенные займы  и долговые ценные бумаги, составил 17,1 триллионов долларов, что равнялось 205,8% валового национального продукта США. К 31-му декабря 2009 года эта сумма составила 38,3 триллиона долларов, что уже равнялось 276,8% валового национального продукта США. Наступил момент когда «пузыри» начали лопаться, причём лавинообразно, ввиду естественного возникновения паники.21

В ноябре США  поставило рекорд 2012 года по объемам дефицита – 48 миллиардов, если смотреть только на товары. Дефицит составил свыше 50% от объема экспорта товаров (94 миллиарда).22

Розничная торговля в США сократилась в декабре  2012 на 0,3% по сравнению с ноябрем, но выросла на 5,4% по сравнению с декабрем 2012. Результаты сравнения 2012 и 2012 года в целом показывают реальную картину – произошло сокращение розничных продаж на 6,2%. Причем лидерами сокращения стали бензозаправки – сокращение покупок в 2012 составило 24,5%.

Ужасная картина  видна в динамике заказов, полученных промышленностью в 2012 году. Если в 2012 поступило заказов на общую сумму 4,7 триллиона, то в 2012 – лишь 3,8 (сокращение 19,2%). Лидерами сокращения числа заказов стали, следующие отрасли – выплавка стали (сокращение 49,5%), строительное оборудование (сокращение 59,8%), транспортные корабли (сокращение 37,8%), гражданская авиация (сокращение 57,1%), индустриальное оборудование (сокращение 36,6%). Некоторый рост в количестве заказов замечен исключительно в военных секторах.23

Согласно  данным Федеральной резервной системы (ФРС) объемы производства в декабре  2012 г. выросли на 0,6%, тогда как прожиточный минимум прибавил 0,1%.

Увеличение  индекса базовой инфляции в декабре  2012 г. составило 0,1%. Уровень безработицы в текущем году, по прогнозам аналитиков, составит 10% - максимальный показатель за прошедшие 70 лет, что должно снизить рост цен.

Кризис внес коррективы и в финансирование экспортно-импортных  контрактов. Общий объем мировых  инвестиций в растущие рынки по итогам 2012 года показал сильное падение. И для экспортеров, и для кредиторов 2012 год, последний квартал которого ознаменовался падением крупнейшего в мире инвестиционного банка Lehman Brothers, стал по-настоящему сумасшедшим. Кредиторы и инвесторы либо оказались не в состоянии предоставлять финансирование, тем более — нести риски по внешнеторговым операциям, либо могли поддерживать исключительно хороших партнеров, с которыми сложились давние отношения. С января по середину августа 2012 года число «упавших» банков в США пополнилась еще 77 кредитными учреждениями.

Макроэкономические  показатели, определяющие устойчивость национальной валюты, применительно  к американскому доллару крайне слабы. Соотношение госдолга к ВВП  достигло почти 90%, хотя в идеале не должно превышать 60%, а дефицит бюджета  США в этом году составит около 12% при «норме» в 0–3%.24

Стремление  США обесценить собственные долги  вполне понятно. Однако оно запустит весьма нежелательные внутренние процессы в Штатах и доллар как мировая  резервная валюта перестанет таковой  являться. При этом Соединенным Штатам необходимо обеспечивать привлекательность  финансирования своего госдолга: инвесторам должны быть интересны американские гособлигации.

Единственной  причиной такого поведения могло  быть желание предложить миру альтернативу доллару - прежде всего, в его статусе мировой торговой валюты, но, возможно, впоследствии, и в статусе резервной валюты, и даже единой меры стоимости. Доллар выполняет сразу две функции: он и мировая резервная, и торговая валюта, единая мера стоимости, в конце концов. А с другой - это национальная валюта США. И пока США составляли 50 % от мировой экономики, противоречия между этими функциями были незначительны. А сейчас стали доминирующими. США печатают доллар для улучшения внутреннего экономического положения, но при этом ослабляют его как мировую валюту. Оттого и проблемы во многих странах, где влиятелен доллар.

Особый интерес  представляют показатели уровня безработицы  в США по сравнению с другими  развитыми странами.

 

Таблица 1

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению25

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сентябрь 2012 г.

Россия 

7,2

7,2

6,1

6,3

7,6

Германия 

10,6

9,8

8,4

7,3

7,6

Италия 

7,7

6,8

6,1

6,8

7,4*

Канада 

6,8

6,3

6,0

6,1

8,4

Соединенное Королевство (Великобритания)

4,8

5,4

5,3

5,6

7,8**

США

5,1

4,6

4,6

5,8

9,8

Франция

9,3

9,3

8,3

7,9

10,0

Япония 

4,4

4,1

3,9

4,0

5,3


 

По таблице 1 видно, что США показали самый  высокий уровень безработицы  в период финансово-экономического кризиса. Безработица только в 2012 году увеличилась почти в 2 раза.

Многие экономисты сегодня активно анализируют  заявленный проект бюджета США на 2010 год. В Таблице 2 приведена характеристика статей расхода федерального бюджета  США на 2010 год в сравнении с  бюджетом 2012 года.

 

Таблица 2 Бюджетные расходы федеральных министерств в 2012 и 2010 фин. гг. (в млрд. долл.).26

Федеральное министерство:

Бюджетные расходы в 2012 г. (оценка)

Бюджетная заявка на 2010 фин. г.

Сельского хозяйства

23,9

26,0

Обороны (без учета расходов на войну в Афганистане и Ираке):

513,3

533,7

- расходы на войну в Афганистане и Ираке

65,9 (утверждённые) + 75,5 (находящиеся на рассмотрении в Конгрессе)

130,0

Образования

41,4

46,7

Энергетики

26,4

26,3

Здравоохранения и социального  обслуживания

80,1

78,7

Внутренней безопасности

42,2

42,7

Жилищного строительства и городского развития

40,1

47,5

Внутренних дел

11,3

12,0

Юстиции

25,5

23,9

Труда

12,7

13,3

Государственный департамент (включая  международные программы)

36,7

51,7

Транспорта

70,5

72,5

Финансов

12,7

13,3

По делам ветеранов

47,6

52,5

Утверждаемые Конгрессом бюджетные  расходы министерств и ведомств

1227,7

1262,8

Информация о работе Современная экономическая политика США