Современная политическая элита России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Цель данной работы попытаться в общих чертах систематизировать и кратко изложить материал по теме: Современная политическая элита России. Для решения данной задачи планируется цитируя наиболее авторитетных политологов, развернуто рассказать о понятии «Политическая элита», её функциях и видах политических элит. Дать материал на тему, предпосылки её возникновения, её структура, функции, особенности. Попытаться сделать самостоятельный вывод о возможных путях и направлениях её развития.

Содержание работы

Введение
Политическая элита
Структура политической элиты
Функции политической элиты
Виды политических элит
Политическая элита современной России
Структура политической элиты современной России
Особенности политического режима в современной России
10.Направление развития и вывод
11.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая элита современной России.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

При В.Путине в  правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине – 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52,5%, при В.Путине – 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.).

Для последней  волны правящей элиты также характерно увеличение доли земляков главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине до 21,3% при В.Путине) и рост доли бизнесменов (с 1,6% при Б.Ельцине до 11,3% при В.Путине).

 

Структура политической элиты современной России

Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.

Структура административно-политической элиты России включает несколько  слоев:

  • правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);
  • региональную правящую элиту;
  • контрэлиту;
  • околоэлитное окружение.

Правящая элита  федерального уровня насчитывает около 2 тысяч человек и включает Президента РФ, членов Президентского Совета, лидеров  и членов палат Федерального Собрания, премьер-министра, его заместителей, министров и руководителей других федеральных органов государственной власти и управления, влиятельных лидеров, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов.

 

 

Региональная  административно-политическая элита  насчитывает в среднем 150 - 200 человек в каждом субъекте Федерации.

Разбиение на округа

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 4. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 5. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 6. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 7. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 

Контрэлита  включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и  движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.

Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:

  • анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;
  • выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;
  • организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;
  • объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.

Исполнение  своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.

 

 

 

Особенности политического режима в современной России

В настоящее время в основном законе нашей страны декларируется, что Российская Федерация является демократическим государством. Однако демократический режим, провозглашенный в России, имеет ряд особенностей, порожденных несоответствием между теоретической смысловой нагрузкой понятия «демократический политический режим» и способами осуществления его на практике. Иными словами, проблемы изучения современного политического режима в России обусловлены недостаточным вниманием к его

сущности и  внутреннему содержанию. Это в  свою очередь ведет к деформации истинного понимания демократии и возникновению глубинных противоречий в политической, экономической, социальной и других областях

государственной жизни. Опыт показывает, что любое явление в истории

необходимо  рассматривать в развитии. Все процессы, окружающие нас в действительности, имеют свое начало, конец и, конечно, процесс движения, их связывающий. Не является исключением и установление демократического режима в нашей стране. Мы полагаем, что современный политический режим России нельзя оценивать только как демократический и, соответственно, его путь от менее демократического к более демократическому, поскольку формальное закрепление его на бумаге и частично достигнутые им результаты не могут проиллюстрировать этот процесс. В данный исторический период мы имеем дело со сложным конгломератом элементов авторитарного, тоталитарного, демократического политических режимов и, как ни

странно это  звучит, анархического порядка (если возможно вообще совместить понятия «анархия» и «порядок»). Причем особенностью российского государства является соотношение методов управления государства и ответного отношения к этому народа. Эти две стороны одной медали характеризуются следующим образом: государство, привыкшее осуществлять свою власть тоталитарными методами и приемами и даже при большом желании не в состоянии одномоментно переключиться на полностью противоположный демократический лад. Поэтому можно смело утверждать, что демократические тенденции в лице государства еще далеко не преобладают.

 

Характерные особенности перерождения бюрократического аппарата в России таковы:

 формализм: отрыв аппарата (формы)  от своих корней (содержания), обособление  исполнительных инстанций от воли и интересов членов общества. Базис этой черты - гипертрофия относительной автономности аппарата, стимулируемая сбоями в системе отчета и контроля;

 волокита: преднамеренное затягивание  ведения дел ввиду либо непреднамеренной  несостоятельности (профессиональная непригодность), либо умышленного вымогательства. В первом случае - неумение, во втором - чрезмерное умение использовать служебное положение;

 казенщина: выполнение работы  по видимости, с соблюдением  всяческих нюансов и в ущерб  существу дела;

 волюнтаризм: самоутверждение  чиновника на службе, извлечение  личных выгод (покровительство, попечительство, обструкция, обогащение и т. д.) осуществляется посредством досконально отработанной системы, включающей столь изысканные мероприятия, как проволочки, искажения, толкования, перетолкования, разъяснения с намеками, инспирации не состыковок законодательных и подзаконных актов, создание беспорядка в документообороте, хранение под сукном бумаг и т. п.;

 мздоимство: получение дополнительного  - сверх оклада (казенного жалованья)  вознаграждения (дохода) за исполнение прямых служебных функций;

 лихоимство: вымогательство благ, привилегий (вознаграждений) за выполнение  или невыполнение профессиональных обязанностей;

 коррупция: воздействие на  чиновников или чиновничество  через подкуп, шантаж, обещание дополнительных привилегий, незапланированных благ, побочных доходов с целью трансформации служебных действий в интересах узких групп лиц и вопреки запросам общества.

 

Направление развития и вывод

Цивилизованность политической системы  прежде всего определяется зрелостью, полновесностью демократии. Как известно из многовековой истории, демократия – явление исторически развивающееся, и для каждого народа подходит именно та ее форма, которая выстрадана его собственной историей. В этом отношении у Запада и России совершенно разный исторический опыт. На Западе получила развитие так называемая представительная демократия. При западной форме демократии интересы народа представляют люди, которые сделали для себя это своей профессией, – политики. А народ выражает готовность делегировать им свои властные полномочия. Совершенно иной исторический опыт у России. Демократия здесь появилась давно, но имела принципиально иную форму – это была “непосредственная демократия”, когда вся Древняя Русь (не только Новгород и Псков) была системой общин, где верховная власть принадлежала сходу жителей, а князь являлся всего лишь чиновником, нанятый сходом для выполнения военных, исполнительных и судебных функций. Если князь по какой-либо причине не устраивал общину, то ему указывали на дверь. Таким способом был удален национальный герой Руси Александр Невский, не поладивший с Новгородским вече. В этом принципиальное отличие: если на Западе сенатор или президент нанимался на службу олигархами, то на Руси – народом. Отсюда, по всей вероятности, проистекает и большая доверчивость русского народа к власти.

В конце ХХ века Россия приобрела  не демократию, а всевластие олигархов: не альтернативные выборы, а механизм плановой замены одного ставленника на другого. Если внимательно проанализировать прошедшие 15 лет нашей истории, то можно заметить, как без сбоя, четко работает механизм смены власти, который никак не связан с волеизъявлением народа. И всякий раз, когда нам подсовывали очередную политическую фигуру, сценаристы очень точно рассчитывали все фазы процесса: сначала в обществе доминируют восторженные эмоции вокруг новоявленного политического лидера. Вскоре эти эмоции сменяются сомнениями вперемежку с робкими надеждами, потом наступает длительный период разочарований и депрессий. В этой ситуации изуверившимся людям опять подбрасывают нового кандидата. Так было в годы “монаршествования” М.С. Горбачева, это же произошло и в годы “царствования” Б.Н. Ельцина.

На последних выборах победил  не Путин и не его команда, и  даже не проголосовавшие за него избиратели. Истинным победителем выступает нынешняя система власти, которая по мере необходимости осуществляет плановую выборочную ротацию кремлевских кадров. Нынешнему президенту крайне сложно проводить коренную ротацию кадров Кремля, ибо здесь сидят те, которые привели его на высший пост в российском государстве. Но В.В. Путин понимает необходимость осуществления обновления кадрового состава Кремля. А коренную расстановку кадров в высших структурах власти, в том числе и в Кремле, можно реализовать, лишь отказавшись навсегда от безотказно функционирующего пресловутого механизма смены власти. Президент и его ближайшее окружение должны понимать, что реформы очередной раз потерпят крах, если власти предержащие не будут допускать умных, инициативных людей в институты власти. Совершенно недопустима внутренняя политика, ориентированная на уничтожение умных, знающих приемы и методы власти людей. Такой стиль управления государством не новость для России, он имел место и до либеральных реформ, и процветает сегодня. Социалистическая революция 1917 года предполагала коренным образом изменить формы и методы управления государством, чтобы исключить возврат в его структуры старых бюрократов-чиновников. В.И. Ленин и его окружение, хорошо понимая пагубность практики опоры в управленческих структурах лишь на старые бюрократически кадры, стали решительно избавляться от них, хотя во многих государственных институтах рядом с новыми чиновниками трудилось немало честных, инициативных специалистов-профессионалов, раньше служивших монархическому режиму. Но, к сожалению, и ленинскому руководству страны не удалось коренным образом изменить стиль руководства государством. Применив к новым структурам старые (царские) методы управления (вертикаль власти, подбор и расстановка кадров), общество скатилось к сталинизму, подвергнув гонениям более совестливых, более, скажем так, христолюбивых. Вскоре в СССР моральные уроды одержали полную победу.

Нынешняя формальная смена социального  строя лишь переход болезни из скрытой, латентной формы в стадию открытого разложения. Нынешнее чиновничество иначе как распадом назвать нельзя. Коррупция, например, всего лишь результат воплощения чиновничьего принципа: человек ничто против государства, а государство – это я. Любой шаг гражданина у нас контролируется не принятыми нормами морали, не законами, а чиновниками.

Заканчивая изучение темы, следует отметить, что проблема политических партий и массовых общественно-политических движений как в России, так и в зарубежных политических исследованиях, занимает значительное место.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. М.М. Садриев. Политическая система России и ее особенности «Структура политической системы»     

  1.   Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России

   «Общая характеристика политической системы Российской Федерации. Структура и функции политической системы»

      «Субъекты политических отношений»

       Отличительные особенности современной российской политической системы

  1. Алексей Подберезкин: Какой должна быть элита?

  1. Петрова Татьяна  Михайловна « Политическая власть»
  2. Учебное пособие: Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. 

Информация о работе Современная политическая элита России