Современная политическая элита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Еще в 430 г. до н.э. известный политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Цель данной работы – проанализировать политические элиты современной России.

Содержание работы

Введение



1.Понятие политической элиты и ее структура -------------------------- 3



2.Формирование политической элиты в современной России ------- 7



3.Рекрутирование политической элиты ------------------------------------ 13



Заключение ----------------------------------------------------------------------- 15



Список использованной литературы. ---------------------------------------- 16

Файлы: 1 файл

Современная политическая элита в России.doc

— 123.36 Кб (Скачать файл)

    Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам: 

    - "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту; 

    - выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;

    - вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах -- замена специалистами сельского хозяйства); 

    - отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста". 

    Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции. 

    Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% - 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах. 

    Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе Росси содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления. 

    Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно- семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором. 

    О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически ни за что не отвечает. 

    В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем - с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Рекрутирование политической элиты 

    Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования.

Известно, что политическое рекрутирование - это вовлечение людей в активную политическую жизнь. И важнейшее место занимает создание политической элиты, из которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать этот процесс - значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру. 

    В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической системы, в периоды политической нестабильности. Тогда происходит трансформация или смена элит: люди, занимающие ключевые позиции в государственном управлении, лишаются своих постов, возникает много вакансий, которые заполняются с нарушением обычных рутинных норм. 
 

    Общество обычно никогда не испытывает недостатка в желающих занять элитные позиции. Это стимулируется высоким статусом управленческой деятельности, престижем, возможностью получить ряд привилегий, в том числе материальных. Иное дело, насколько квалифицированными оказываются "новобранцы" на элитных позициях, каковы их моральные и деловые качества.    Процесс создания элиты исключительно важен для политической системы: он может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности, а то и вовсе их лишить. Одна из характерных черт подлинно демократической системы - создание возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом политической элиты. 

    В процессе рекрутирования политической элиты важнейшие моменты - широта ее социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат), наконец, процедура, механизм отбора. Различают два главных типа рекрутирования элит - открытый и закрытый. Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытая элита, которая формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, рано или поздно уступая место более открытой элите, что ведет к изменению всей социально-политической структуры общества; И чем более закрыта элита, чем у"же ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство, выжить в соревновании с другими социально-политическими системами. Следует оговориться, что эта закономерность проявляется четче в более развитой системе социальных коммуникаций, в том числе связей между странами, культурами, цивилизациями. При отсутствии или малой развитости таких связей общество с закрытой элитой может весьма долго сохранять свою устойчивость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Политическая элита - та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Под политической элитой могут пониматься, например, правящая каста, средневековая аристократия, правящий класс Нового времени, элитные группы современного общества. Все эти слои различаются по своему происхождению, способам и источникам рекрутирования, образу жизни, однако имеют и ряд фундаментальных общих признаков - занимают привилегированное положение в обществе, имеют более высокий уровень жизни, а главное - контролируют основные рычаги власти. Все это и дает основания выделять их в самостоятельный и весьма обособленный страт всякого общества, повсюду имеющий сходные функции.

    В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом - это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал- патриотических партий, движений и блоков.

    Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам: "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту; выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам; вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах -- замена специалистами сельского хозяйства); отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста". 
 

    Литература 

    Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008.

    Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.//        http://www.ropnet.ru

    Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006.

    1 Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006., с. 229

    2 Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006., с. 231-232

    3 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 421

    4 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 422-423

    5 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 424-425

    6 Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.// http://www.ropnet.ru

    7 Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.// http://www.ropnet.ru


Информация о работе Современная политическая элита в России