Современная теория государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:25, доклад

Описание работы

Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.

Файлы: 1 файл

Современная теория государства.docx

— 17.32 Кб (Скачать файл)

Современная теория государства

Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство. Свобода  личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого  самоутверждения, наличие прав –  эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства. Как известно, положение о том, что «человек – мера всех вещей» выдвинул философ Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства можно  давать только в сопоставлении с  качеством жизни отдельного человека.

«Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление в определении прогресса  государственности, измеряемое набором  и качеством прав и свобод, другими  условиями жизни человека. Кроме  того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более  конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

В современной  теории государства проявляется  конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет  реальным смыслом существование  многих коллективных образований, конкретных личностей.

Наряду с  экономикой, факторами, определяющими  развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

Формационный  подход трактует социальную историю  как процесс развертывания логического  в историческом, таким образом, определяя для него единое основание – способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным.

Представляя собой собирательное понятие, он означает ряд связанных между  собой и вместе с тем относительно самостоятельных организационных  парадигм [16,с.58]. Так, с позиций общетеоретической  парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает  наличие государственности и  гражданского состояния. Философско-антропологическая  концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

Характеристики  двух основных исследовательских позиций  описания исторического процесса дают представление о некоторых его  сущностных чертах. Принципиальное различие исследуемых процессов делает выводы двух концепций уязвимыми.

Даже если представить весь процесс развития человечества в виде цивилизионных волн, то все-таки встанет вопрос о том, в какую волну войдет вся имеющая место в современной науке цивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн: биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принять за нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет перед исследователем как переход от первого ко второму.

В отмеченных границах, возможно, выделить три градации. Первая система отсчета строится на этнологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на втором уровне преобладает социальная диагностика, так как его границами может  быть описана вся социальная история. Цивилизация как основа новой  формы существования уже единого  человечества, взятого в единстве материального и духовного, представляет собой одетое в социальные формы  русло этнической реки, истоки которой  покоятся в биологии, а устье –  вход в «царство разума» - Ноосферу. Это и является третьим уровнем.

В настоящее  время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей. Возникла гипотеза, согласно которой типология стран  может описываться понятиями  типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду  его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать  типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

Все процессы, происходящие в обществе, можно представить  в виде производства, циркуляции, обработки  и распределения информации. При  этом формула К. Маркса, гласящая, что  эпоха характеризуется способом производства, заменяется следующей: эпоха  или социально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизации  характеризуется способами и  формой получения и циркуляции информации в обществе. При этом информационная структура общества находится во взаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной психоинформационной системе. С этой, кибернетической, точки зрения, все общества или живые системы подобны. Различие заключается лишь:

- в характеристиках  вещественных носителей информации  и соответствующих информационных  систем общества. Это - структура  экономической формации.

- в инвариантах  или структурах систем переработки  информации. Это - информационная  структура собственно этноса.

Таким образом, информационный подход объединяет экономические  и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое —  структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами .

 

 

 

 

 

Литература

1.Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 2004.

2.Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2007.

3. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.

 


Информация о работе Современная теория государства