Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:52, реферат
Республика Куба – первое социалистическое государство в западном полушарии. Куба расположена в Вест-Индии на стыке Северной, Центральной и Южной Америки. По конфигурации территории, протянувшейся с запада на восток на 1250км, Кубу не редко сравнивают с ящерицей. На юге Куба омывается водами Карибского моря. Куба расположена на важнейших морских и воздушных путях Атлантики.
1. Введение стр.2-4
2. Политическое устройство Кубы стр.5-8
3. Структура органов власти стр.9-15
4. Права и обязанности граждан стр.16-20
Основные политические партии и движения
5. Вывод стр.21
6. Приложение № 1
2. Исполнительная власть
Совет Министров
является высшим исполнительным и административным
органом и образует Правительство
Республики. Число, наименования и функции
министерств и центральных ведомств,
которые входят в состав Совета Министров,
определяются законом. Совет Министров
состоит из Главы государства и Правительства,
который является его Председателем, Первого
заместителя Председателя, заместителей
Председателя, Председателя Центрального
совета планирования, министров, Секретаря
и остальных членов, определяемых законом.
Председатель, Первый заместитель Председателя
и заместители Председателя Совета Министров
образуют его Исполнительный комитет.
Члены Исполнительного комитета контролируют
и координируют по секторам работу министерств
и центральных ведомств. Когда этого требует
неотложность дела. Исполнительный комитет
может решать вопросы, отнесенные к ведению
Совета Министров. Совет Министров ответствен
и периодически отчитывается во всей своей
деятельности перед Национальной Ассамблеей
Народной Власти.15
3.Судебная власть.
Функция отправления правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени Народным Верховным Судом и другими судами, учреждаемыми законом. Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными. Суды образуют систему государственных органов, построенных на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненных только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету. Все суды действуют коллегиально. В деятельности по отправлению правосудия участвуют с равными обязанностями и правами профессиональные судьи и заседатели.16
Таким образом, две ветви власти (исполнительная и законодательная) сосредоточены в руках одного человека, а конкретно главы государства, т. к. он является Председателем Совета Министров (исполнительного органа) и Председателем Государственного Совета (законодательного органа, который представляет Народную Ассамблею между ее сессиями). Это говорит о централизации власти, что характерно для гос-ва с авторитарным режимом власти, но высший орган власти (Народная Ассамблея) продолжает оставаться выборным органом, значит, народ в какой то степени может контролировать гос. власть. Помимо этого государственные органы развивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, единства власти и демократического централизма, которые проявляются в следующих формах17:
а) все органы государственной власти, их исполнительные органы и все суды периодически избираются и обновляются;
б) народные массы контролируют деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц;
в) выборные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед своими избирателями, и те имеют право отзывать их, если они не оправдывают оказанного им доверия;
г) каждый государственный орган широко развивает в рамках своей компетенции инициативу, которая направлена на использование местных ресурсов и возможностей и на вовлечение в свою деятельность массовых общественных организаций;
д) акты вышестоящих государственных органов обязательны для нижестоящих;
е) нижестоящие государственные органы ответственны перед вышестоящими и отчитываются перед ними в своей деятельности;
ж) местные исполнительные и административные органы действуют на основе системы двойного подчинения: подчинения органу народной власти соответствующего уровня и подчинения вышестоящему органу, ведающему административными вопросами, которые входят в компетенцию местного органа;
з) свобода обсуждения, осуществление критики и самокритики и подчинение меньшинства большинству действуют во всех коллегиальных государственных органах.
Таким образом,
система разделения властей и
ее организация в гос-ве Куба говорит об
авторитарном режиме, совмещающем в себе
некоторые демократические институты.
4.Местные органы власти.
Национальная территория в политико-административных целях делится на провинции и муниципии, число, границы и названия которых устанавливаются законом. Ассамблеи делегатов народной власти, образуемые в политико-административных единицах, на которые в соответствии с законом делится национальная территория, являются высшими органами государственной власти на местах. Местные Ассамблеи народной власти облечены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах. С этой целью и в пределах своего круга ведения они осуществляют государственное управление; через образуемые ими органы они руководят непосредственно подчиненными хозяйственными организациями в сферах производства и услуг и развертывают необходимую для удовлетворения потребностей коллектива территории, на которую распространяется юрисдикция каждой Ассамблеи, деятельность в области снабжения, хозяйства, культуры, образования и развлечений. Кроме того, они оказывают помощь в развертывании деятельности и выполнении планов организациям, расположенным на подведомственной Ассамблеям территории, но им не подчиненным. Для осуществления своих функций местные Ассамблеи народной власти опираются на инициативу и широкое участие населения и действуют в тесном сотрудничестве с массовыми общественными организациями. В пределах своей компетенции провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти:
а) исполняют законы и акты общего характера, которые исходят от вышестоящих органов государства, и обеспечивают их исполнение;
б) принимают постановления и издают распоряжения;
в) отзывают, приостанавливают или изменяют, в зависимости от обстоятельств, постановления и распоряжения подчиненных им органов, нарушающие Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения или резолюции, которые изданы вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивающие интересы других сообществ или общие интересы страны;
г) избирают свой исполнительный комитет и определяют в соответствии с законом его организацию, деятельность и задачи;
д) отзывают мандат членов соответствующих исполнительных комитетов;
е) определяют организацию, деятельность и задачи административных управлений по отраслям социально-экономической деятельности;
ж) назначают, заменяют и освобождают от должности руководителей своих административных управлений;
з) формируют и распускают рабочие комиссии;
и) избирают и отзывают в соответствии с положениями закона судей народных судов в своих соответствующих территориальных единицах;
к) рассматривают отчетные доклады, представляемые им исполнительными комитетами, судебными органами и непосредственно
нижестоящими Ассамблеями, дают оценку этим отчетам и принимают по ним соответствующие решения;
л) охраняют права граждан и социалистическую собственность;
м) ведут работу по укреплению социалистической законности, поддержанию внутреннего порядка и повышению обороноспособности страны;
н) осуществляют другие полномочия, возложенные на них Конституцией и законами.
Во второе
воскресенье после выборов всех
делегатов в муниципальную
Для правомочности заседаний местных Ассамблей народной власти требуется присутствие более половины всего их состава. Их постановления принимаются простым большинством голосов.
Административные управления подчиняются соответствующей Ассамблее, ее исполнительному комитету и вышестоящему органу соответствующей отрасли администрации.
Ассамблеи обновляются периодически—каждые два с половиной года, что составляет срок продолжительности мандата делегатов. Этот срок можно будет продлевать только решением Национальной Ассамблеи Народной Власти в случаях, указанных в статье 70. Мандат делегатов отзывается только избирателями, которые могут осуществлять это право в любой момент в соответствии с порядком, устанавливаемым законом. В законе определяются также случаи и порядок замены делегатов, когда имеются препятствия для выполнения ими своих функций.
Исполнительный
комитет является коллегиальным органом,
избираемым провинциальными и муниципальными
Ассамблеями народной власти для выполнения
функций, которыми его наделяют Конституция
и законы, и задач, поручаемых ему Ассамблеями.
Исполнительный комитет состоит из членов,
число которых определяется законом. Они
избирают председателя, заместителя председателя
и секретаря, которые утверждаются Ассамблеей
и являются в то же время председателем,
заместителем председателя и секретарем
самой Ассамблеи. Выборы членов исполнительных
комитетов муниципальных и провинциальных
Ассамблей должны производиться из числа
делегатов соответствующей Ассамблеи.
Председатель каждого муниципального
исполнительного комитета является, кроме
того, по собственному праву делегатом
соответствующей провинциальной Ассамблеи
народной власти. Исполнительный комитет
периодически отчитывается о своей деятельности
перед соответствующей Ассамблеей и перед
непосредственно вышестоящим исполнительным
комитетом. Мандат, вверенный исполнительным
комитетам, прекращается с конституированием
новых соответствующих провинциальных
и муниципальных Ассамблей народной власти.
4. Основные права, гарантии и обязанности граждан республики Кубы.
Основные права, гарантии и обязанности граждан республики Кубы прописаны в Конституции Республики Кубы, одобренной всенародным референдумом 15 февраля 1967г. и вступившей в силу 24 февраля 1967г., с поправками от июля 1992г:
1. Гражданские права (глава 6,ст.54-63; глава 5,ст.40-43):
- равенство перед законом и судом
- неприкосновенность личности
- презумпция невиновности
- свобода совести
- неприкосновенность жилища
- неприкосновенность переписки
2. Политические права (глава 6, ст. 52,53):
3. Экономические (глава 6, ст. 44-46):
- право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий - право на отдых
- право на труд
- право на вознаграждение за труд
- защита от безработицы
4. Социальные (глава 6, ст. 45 – 50):
- право на
соц. обеспечение по возрасту,
в случае болезни,
- право на медицинскую помощь
- право на образование (глава 4,ст.39)
5. Культурные
права (глава 4,ст.38)
Даже по сравнению с концом 90х, Куба сделала большой шаг в развитии прав и свобод граждан. В 1999 году доступ к Интернету, а следовательно и к последним новостям, общению с иностранцами, светской жизни, имели единицы и этот доступ строго контролировался. Эта ситуация жестко освещалась в мировой прессе, США также делала на это свои ставки, подчеркивая тем самым минусы существующего политического режима на Кубе. Кубинскому правительству пришлось менять получившуюся ситуацию, и на недавней Всемирной встрече в верхах Общества Информации был представлен доклад: Куба: информационные и коммуникационные технологии для всех, в котором ясно описывается нынешнее положение и политика, проводимая в этой области.
В стране сегодня имеется примерно 270.000 компьютеров, из которых 65 процентов подключены к сети. В этом плане проводится политика предоставления привилегий использованию сети сетей в социальной сфере, здравоохранении, образовании, науке, технике, прессе, в национальном и местном телевидении, культуре, банковской деятельности, в наиболее важных отраслях экономики, а в самое недавнее время – и в оказании услуг населению с учетом специфического экономического положения Острова, имеющейся плотности телефонной сети (6,37 на сто человек) и пока еще неудовлетворительного состояния сетей, что затрудняет совершенно эффективный доступ к Интернету. Кроме того, создаются условия в стране для умножения использования информатики. Во-первых, с помощью прилагаемых усилий в преподавании компьютеризации, начиная с дошкольного возраста: во всех школах в стране имеются компьютеры, которые используются в учебно-воспитательлном процессе, в том числе в 2.368 школах – благодаря применению солнечных батарей, а среди них 93 – это такие , где имеется всего по одному ученику. В высших учебных заведениях имеется один аппарат на каждые 12 студентов, которые массово используют эту технологию.
Информация о работе Современное политическое устройство Кубы