Современное политическое устройство Кубы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

Республика Куба – первое социалистическое государство в западном полушарии. Куба расположена в Вест-Индии на стыке Северной, Центральной и Южной Америки. По конфигурации территории, протянувшейся с запада на восток на 1250км, Кубу не редко сравнивают с ящерицей. На юге Куба омывается водами Карибского моря. Куба расположена на важнейших морских и воздушных путях Атлантики.

Содержание работы

1. Введение стр.2-4
2. Политическое устройство Кубы стр.5-8
3. Структура органов власти стр.9-15
4. Права и обязанности граждан стр.16-20
Основные политические партии и движения
5. Вывод стр.21
6. Приложение № 1

Файлы: 1 файл

Куба полит устр.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 2. Исполнительная  власть

 Совет Министров  является высшим исполнительным и административным органом и образует Правительство  Республики. Число, наименования и функции  министерств и центральных ведомств, которые входят в состав Совета Министров, определяются законом. Совет Министров состоит из Главы государства и Правительства, который является его Председателем, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, Председателя Центрального совета планирования, министров, Секретаря и остальных членов, определяемых законом. Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя Совета Министров образуют его Исполнительный комитет. Члены Исполнительного комитета контролируют и координируют по секторам работу министерств и центральных ведомств. Когда этого требует неотложность дела. Исполнительный комитет может решать вопросы, отнесенные к ведению Совета Министров. Совет Министров ответствен и периодически отчитывается во всей своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3.Судебная  власть.

 Функция отправления  правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени Народным Верховным  Судом и другими судами, учреждаемыми законом. Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными. Суды образуют систему государственных органов, построенных на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненных только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету. Все суды действуют коллегиально. В деятельности по отправлению правосудия участвуют с равными обязанностями и правами профессиональные судьи и заседатели.16

 Таким образом, две ветви власти (исполнительная и законодательная) сосредоточены в руках одного человека, а конкретно главы государства, т. к. он является Председателем Совета Министров (исполнительного органа) и Председателем Государственного Совета (законодательного органа, который представляет Народную Ассамблею между ее сессиями). Это говорит о централизации власти, что характерно для гос-ва с авторитарным режимом власти, но высший орган власти (Народная Ассамблея) продолжает оставаться выборным органом, значит, народ в какой то степени может контролировать гос. власть. Помимо этого государственные органы развивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, единства власти и демократического централизма, которые проявляются в следующих формах17:

а) все органы государственной власти, их исполнительные органы и все суды периодически избираются и обновляются;

б) народные массы контролируют деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц;

в) выборные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед своими избирателями, и те имеют право отзывать их, если они не оправдывают оказанного им доверия;

г) каждый государственный орган широко развивает в рамках своей компетенции инициативу, которая направлена на использование местных ресурсов и возможностей и на вовлечение в свою деятельность массовых общественных организаций;

д) акты вышестоящих государственных органов обязательны для нижестоящих;

е) нижестоящие государственные органы ответственны перед вышестоящими и отчитываются перед ними в своей деятельности;

ж) местные исполнительные и административные органы действуют на основе системы двойного подчинения: подчинения органу народной власти соответствующего уровня и подчинения вышестоящему органу, ведающему административными вопросами, которые входят в компетенцию местного органа;

з) свобода обсуждения, осуществление критики и самокритики и подчинение меньшинства большинству действуют во всех коллегиальных государственных органах.

 Таким образом, система разделения властей и  ее организация в гос-ве Куба говорит об авторитарном режиме, совмещающем в себе некоторые демократические институты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Местные  органы власти.

 Национальная  территория в политико-административных целях делится на провинции и  муниципии, число, границы и названия которых устанавливаются законом. Ассамблеи делегатов народной власти, образуемые в политико-административных единицах, на которые в соответствии с законом делится национальная территория, являются высшими органами государственной власти на местах. Местные Ассамблеи народной власти облечены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах. С этой целью и в пределах своего круга ведения они осуществляют государственное управление; через образуемые ими органы они руководят непосредственно подчиненными хозяйственными организациями в сферах производства и услуг и развертывают необходимую для удовлетворения потребностей коллектива территории, на которую распространяется юрисдикция каждой Ассамблеи, деятельность в области снабжения, хозяйства, культуры, образования и развлечений. Кроме того, они оказывают помощь в развертывании деятельности и выполнении планов организациям, расположенным на подведомственной Ассамблеям территории, но им не подчиненным. Для осуществления своих функций местные Ассамблеи народной власти опираются на инициативу и широкое участие населения и действуют в тесном сотрудничестве с массовыми общественными организациями. В пределах своей компетенции провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти:

а) исполняют законы и акты общего характера, которые исходят от вышестоящих органов государства, и обеспечивают их исполнение;

б) принимают постановления и издают распоряжения;

в) отзывают, приостанавливают или изменяют, в зависимости от обстоятельств, постановления и распоряжения подчиненных им органов, нарушающие Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения или резолюции, которые изданы вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивающие интересы других сообществ или общие интересы страны;

г) избирают свой исполнительный комитет и определяют в соответствии с законом его организацию, деятельность и задачи;

д) отзывают мандат членов соответствующих исполнительных комитетов;

е) определяют организацию, деятельность и задачи административных управлений по отраслям социально-экономической деятельности;

ж) назначают, заменяют и освобождают от должности руководителей своих административных управлений;

з) формируют и распускают рабочие комиссии;

и) избирают и отзывают в соответствии с положениями закона судей народных судов в своих соответствующих территориальных единицах;

к) рассматривают отчетные доклады, представляемые им исполнительными комитетами, судебными органами и непосредственно

нижестоящими  Ассамблеями, дают оценку этим отчетам  и принимают по ним соответствующие  решения;

л) охраняют права граждан и социалистическую собственность;

м) ведут работу по укреплению социалистической законности, поддержанию внутреннего порядка и повышению обороноспособности страны;

н) осуществляют другие полномочия, возложенные на них Конституцией и законами.

 Во второе воскресенье после выборов всех делегатов в муниципальную Ассамблею  народной власти она собирается под председательством старейшего по возрасту делегата для проверки действительности выборов делегатов и после такой проверки избирает исполнительный комитет и делегатов в провинциальную Ассамблею. На этом заседании действуют в качестве секретарей два самых молодых делегата. Остальные местные Ассамблеи конституируются в том же порядке и в срок, указанный в законе. Очередные и внеочередные заседания местных Ассамблей народной власти проводятся открыто для народа. Только когда на них речь идет о вопросах, содержащих государственную тайну или затрагивающих честь отдельных лиц, Ассамблея сможет постановить о проведении заседаний при закрытых дверях.

 Для правомочности  заседаний местных Ассамблей  народной власти требуется присутствие  более половины всего их состава. Их постановления принимаются простым большинством голосов.

 Административные  управления подчиняются соответствующей  Ассамблее, ее исполнительному комитету и вышестоящему органу соответствующей  отрасли администрации.

 Ассамблеи обновляются периодически—каждые два с половиной года, что составляет срок продолжительности мандата делегатов. Этот срок можно будет продлевать только решением Национальной Ассамблеи Народной Власти в случаях, указанных в статье 70. Мандат делегатов отзывается только избирателями, которые могут осуществлять это право в любой момент в соответствии с порядком, устанавливаемым законом. В законе определяются также случаи и порядок замены делегатов, когда имеются препятствия для выполнения ими своих функций.

 Исполнительный комитет является коллегиальным органом, избираемым провинциальными и муниципальными Ассамблеями народной власти для выполнения функций, которыми его наделяют Конституция и законы, и задач, поручаемых ему Ассамблеями. Исполнительный комитет состоит из членов, число которых определяется законом. Они избирают председателя, заместителя председателя и секретаря, которые утверждаются Ассамблеей и являются в то же время председателем, заместителем председателя и секретарем самой Ассамблеи. Выборы членов исполнительных комитетов муниципальных и провинциальных Ассамблей должны производиться из числа делегатов соответствующей Ассамблеи. Председатель каждого муниципального исполнительного комитета является, кроме того, по собственному праву делегатом соответствующей провинциальной Ассамблеи народной власти. Исполнительный комитет периодически отчитывается о своей деятельности перед соответствующей Ассамблеей и перед непосредственно вышестоящим исполнительным комитетом. Мандат, вверенный исполнительным комитетам, прекращается с конституированием новых соответствующих провинциальных и муниципальных Ассамблей народной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные права, гарантии и обязанности граждан республики Кубы.

 Основные  права, гарантии и обязанности граждан  республики Кубы прописаны в Конституции Республики Кубы, одобренной всенародным референдумом 15 февраля 1967г. и вступившей в силу 24 февраля 1967г., с поправками от июля 1992г:

 1. Гражданские  права (глава 6,ст.54-63; глава 5,ст.40-43):

- равенство перед  законом и судом

- неприкосновенность  личности

- презумпция  невиновности

- свобода совести

- неприкосновенность  жилища

- неприкосновенность  переписки

 2. Политические  права (глава 6, ст. 52,53):

 3. Экономические  (глава 6, ст. 44-46):

- право на  труд, свободный выбор профессии и рода занятий - право на отдых

- право на  труд

- право на  вознаграждение  за труд

- защита от  безработицы

 4. Социальные (глава 6, ст. 45 – 50):

- право на  соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца

- право на  медицинскую помощь

- право на  образование (глава 4,ст.39)

5. Культурные  права (глава 4,ст.38) 

 Даже по сравнению  с концом 90х, Куба сделала большой  шаг в развитии прав и свобод граждан. В 1999 году доступ к Интернету, а следовательно  и к последним новостям, общению с иностранцами, светской жизни, имели единицы и этот доступ строго контролировался. Эта ситуация жестко освещалась в мировой прессе, США также делала на это свои ставки, подчеркивая тем самым минусы существующего политического  режима на Кубе. Кубинскому правительству пришлось менять получившуюся ситуацию, и на недавней Всемирной встрече в верхах Общества Информации был представлен доклад: Куба: информационные и коммуникационные технологии для всех, в котором ясно описывается нынешнее положение и политика, проводимая в этой области.

 В стране сегодня  имеется примерно 270.000 компьютеров, из которых 65 процентов подключены к сети. В этом плане проводится политика предоставления привилегий использованию  сети сетей в социальной сфере, здравоохранении, образовании, науке, технике, прессе, в национальном и местном телевидении, культуре, банковской деятельности, в наиболее важных отраслях экономики, а в самое недавнее время – и в оказании услуг населению с учетом специфического экономического положения Острова, имеющейся плотности телефонной сети (6,37 на сто человек) и пока еще неудовлетворительного состояния сетей, что затрудняет совершенно эффективный доступ к Интернету.  Кроме того, создаются условия в стране для умножения использования информатики. Во-первых, с помощью прилагаемых усилий в преподавании компьютеризации, начиная с дошкольного возраста: во всех школах в стране имеются компьютеры, которые используются в учебно-воспитательлном процессе, в том числе в 2.368 школах – благодаря применению солнечных батарей, а среди них 93 – это такие , где имеется всего по одному ученику. В высших учебных заведениях имеется один аппарат на каждые 12 студентов, которые массово используют эту технологию.

Информация о работе Современное политическое устройство Кубы