Современные буржуазные политические теории и идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:09, практическая работа

Описание работы

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1.Либерализм и неолиберализм…………………………………………..4
2.Консерватизм и неоконсерватизм……………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………...19
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 семестровая.doc

— 42.62 Кб (Скачать файл)

         В целом  неолиберальные идеи государственного  регулирования экономики возобладали  над кейнсианскими начиная, примерно, с 70-х гг., когда для многих  стран постоянными стали нарастающие  инфляционные процессы, дефицит  государственного бюджета, безработица. Неолибералы поставили в вину кейнсианцам (и неокейнсианцам) разросшиеся масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики вопреки «обещаниям», что «их (инвестиций) эффект распространяется с мультиплицирующей силой и еще более усиливается акселератором». Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70-80-е гг. является планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики. За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции Японии, Восточной Германии (бывшая ГДР), Чили, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.

         Для политической идеологии либерал-реформизма в целом характерны ориентация на социальное реформирование, стремление примирить равенство и свободу, акцент на этике общества и специфическом социальном благе индивида, осознание того, что идеал политической свободы человека  не только не отрицает, но и предполагает меры по защите индивида от обстоятельств, которым он бессилен противостоять, отстаивания идеи согласия всех и подчёркивание нейтральности либеральной политики.       

         Важнейшим достоинством политической системы неолиберализм провозглашает справедливость, а правительства ориентирует на моральные принципы и ценности. В основу политической программы положены идеи согласия управляемых и управляющих, необходимости участия народных масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических решений, стало отдаваться предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.

 

         Концепции “общества благосостояния” в ХХ в. разрабатываются и реализуются не только “новыми либералами”, но и социал-демократами. У первых и вторых есть, тем не менее, некоторые различия: они опираются на разные представления о природе человека и его связи с обществом. Неолибералы исходят из идеи автономного самореализующегося индивида, имеющего определенные потребности, в том числе нуждающегося для своего развития во взаимодействии с другими такими же индивидами. Они, как правило, не строят своих рассуждений на аргументах, вытекающих из определенных моральных требований к обществу или представлений о том, что жизнь человека определяется социальными императивами. Каждый человек имеет свой собственный жизненный план и вправе его осуществлять. Право на достойное существование - индивидуальное, а не коллективное право. Социал-демократические концепции опираются на органическое представление об обществе, аргументы, связанные с моральными требованиями к обществу (социальная справедливость, равенство и т.п.) и идею коллективных прав. Вместе с тем, практические выводы обеих концепций во многом схожи. Иными словами, имея разные корни и апеллируя к разным аргументам, неолибералы и социал-демократы обосновывают необходимость примерно одних и тех же социальных функций и институтов.

         В современное время,  арсенал неолиберальных концепций    пополнился авторитетными философскими работами Дж. Ролса, Дж. Чэпмена, Р. Дворкина, У. Галстона, Дж. Шкляр и др. Большой общественный резонанс вызвала книга Дж. Ролса “Теория справедливости” (1971 г.), выдвигавшая принцип справедливости, позволявший

обосновать неолиберальную практику “государства  благосостояния”.

 

 

 

 

2. Консерватизм и неоконсерватизм

 

         Консерватизм -  политическая  идеология ориентирующаяся на сохранение и поддержание  исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в науке,  религии, браке, семье, собственности в современном обществе.

         Идеология  консерватизма рассматривается  как один из важнейших структурных  компонентов современных политических  идеологий. Однако имеются большие  трудности в определении ее  основного содержания. Сам термин  “консерватизм” произошел от  латинского “conservo” сохраняю, охраняю.  Однако его идейное и политическое  значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств.  Во-первых, в процессе развития  произошла инверсия исторических  значений либерализма и консерватизма.  Так, многие принципиальные положения  классического либерализма требование  свободы рынка и ограничение  государственного вмешательства  сегодня рассматриваются как  консервативные. В то же время  идея сильной централизованной  регулирующей власти государства,  выдвинутая ранее консерваторами  традиционалистского типа, ныне  стала важнейшим компонентом  либерального сознания. Во-вторых, налицо  внутренняя разнородность, гетерогенность  политической идеологии консерватизма,  включающей различные направления,  объединенные общей функцией оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма  являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних.  В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.

        Можно проследить  две тенденции в развитии консерватизма:  первая восходит к французским  мыслителям Ж. де Местру и  Л. Бональду, а вторая к английскому  мыслителю Э. Берку (в англосаксонских  странах). В целом как тип общественно-политической  мысли и идейно-политическое течение  консерватизм отражает идеи, идейные  установки, ориентации, ценности  тех классов, фракций и социальных  групп, положению которых угрожают  объективные тенденции общественно-исторического  и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев,  которые испытывают все возрастающие  трудности и давление со стороны  не только демократических сил,  но и наиболее динамичных фракций  имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.

         Во второй  половине ХХ в. социально-экономические  и политические изменения в  мире заставили консерваторов  перейти к требованиям укрепления  порядка и законности, сделать  упор на противостояние любым  начинаниям, способным подорвать  стабильность политической системы  и уменьшить власть представителей  крупного капитала. 
Основные идеи консерватизма:

— идея противоестественности и  нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в  обществе: органического — постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений  и организации упорядоченности  в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве  первого типа упорядоченности над  вторым;

— отрицание договорной природы  государства, которое рассматривается  как порождение неконтролируемого  разумом естественного хода вещей;

— убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может  быть естественным и эффективным  органом управления. Поэтому желательным  является последовательное ограничение  его вмешательства в регуляцию  общественных отношений, замещение  его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;

— отождествление политической свободы  с ограничением государственной  власти;

— приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки  могут быть лучше старых. Свидетельство  тому — опыт социальных революций.

         В современном  консерватизме в мире обычно  выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неконсервативное (или либерал-консервативное). Они  тесно переплетаются, взаимодействуют  между собой, сохраняя особенности  эволюции, собственные истоки и  создавая неоднородное, сложноструктурное  целое, которое обозначают понятием  “современный консерватизм”. 

 

         Неоконсерватизм  -  это  политическое  течение,  в основе которого  лежат идеи  консерватизма, приспособление к  новым  условиям  общественного   развития.

          Неоконсерватизм  возник в XX в. как синтез  идей традиционного консерватизма,  либерализма и технократизма.  Его наиболее видными представителями  являются в теории — А. Хайек,  в политике — Р. Рейган, М.  Тэтчер, Ж. Ширак. 
          Неоконсервативное (либерал-консервативное) течение современного консерватизма является сравнительно новым течением. Объективной основой его появления считается структурный кризис,  охвативший мировую экономику в 70-е годы. Он обнаружил недостаточность прежних реформ рыночной системы и потребовал более  радикальных средств. Была поставлена под сомнение существовавшая вера в то, что “научная цивилизация” сама стабилизирует общество в силу рациональности своего механизма, что она не нуждается в моральном подкреплении, легитимации и обладает каким-то внутренним регулятором. Предполагалось, что не только экономика, но социальные отношения, духовное состояние общества имеют некий автоматически действующий стабилизатор, заключенный в самой системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих представителей в Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества. Его порождают ослабление моральных устоев человеческого общества и кризис выживания, в условиях которых он предстает как один из механизмов сохранения системы. Неоконсерватизм исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения подобных принципов в политическую сферу и потому представляется и как наследник и как критик либерализма. В его политической доктрине выделяется ряд центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и обеспечение политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником в крайнем случае и весьма радикальные средства.                   Полемизируя с либералами, неоконсерваторы обвиняют их в том, что те выдвигают политические лозунги чисто декларативного характера, не осуществимые в реальной жизни. Они считают, что в условиях нарастания манипулятивных возможностей средств массовой информации воля большинства не может быть последним аргументом в политике, ее нельзя абсолютизировать. “Партиципационной демократии”, которая была в определенных исторических условиях, в условиях кризиса легитимности выражением новой политической культуры протеста со стороны левых, неоконсерваторы противопоставили идеи элитарной демократии.  Основное содержание кризиса они увидели в неуправляемости  государства, идущей от непослушания граждан, развращенных либерализмом, и в кризисе управления, проистекающей от бездействия властей, поскольку неприятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда, по мнению неоконсерваторов, требуется более активная и ясная политика, эффективной и приемлемой может стать модель элитарной, или ограниченной, демократии.   
  Сущность неоконсерватизма  в мировоззренческом плане:

-  приоритетность принципа свободы  над принципом равенства. Равенство   возможно  только как равенство  возможностей, но не как  равенство   условий  и  результатов;

- защищая идею свободы и прав  человека, акцентирует  внимание  и на обязанностях человека  перед самим собой и перед  обществом.

    В  экономической   области:

- ограничение вмешательства государства  в рыночную экономику;

-  содействие  частной  инициативе  с помощью  предоставления  налоговых    льгот,   стимулирования   частных   инвестиций    и  предложения  на  рынке.

    В  политической   сфере:

-  функционирование  политических  институтов представительной демократии;

-  демократия  должна  быть  вертикальной,  элитарной;

-  политическая деятельность - профессия,  доступная каждому, но лишь  при наличии  у  него соответствующих   способностей,  призвания  и   специального  образования;

         Неоконсерваторы  более терпимо относятся к  государству, признают необходимость  его вмешательства в управление  обществом, однако это вмешательство  должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических  методов решения социальных проблем,  по их мнению, обусловлена прежде  всего тем, что природа самих  этих проблем не социальная, а  личностная, они гораздо эффективнее  решаются в ходе собственных  усилий и активности индивида.

         Неоконсерваторы  выступают  сами инициаторами  перемен. В этом плане неоконсерваторы  проявили изрядную степень   гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

         Особенность  неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит   в том, что из противников  научно-технического прогресса они  превратились в убежденных его  сторонников, тесно связывая с  ним изменения в различных  сферах общества.

        Для неоконсерваторов  характерна приверженность социокультурному  и религиозному традиционализму.  Поскольку лишь физический, чувственный  мир стал считаться единственно  реальным, начался упадок религии  и восхождение рационализма и  материализма. Исходя из подобных  установок современные неоконсерваторы  делают особый упор на исчезновение  уверенности людей в себе, упадки  таких традиционных ценностей,  как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво  приводят доводы и аргументы  в пользу восстановления традиционных  ценностей и идеалов с их  ударением на семью, общину, церковь  и другие промежуточные институты.

Информация о работе Современные буржуазные политические теории и идеологии