Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 01:33, реферат
Избирательная система — составнаячасть политической системы.
Подобно любой другой системе,она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболееобщих выделяются:
избирательное право — теоретико-юридическийкомпонент;
избирательная процедура (или избирательныйпроцесс) — компонент практически-организационный.
Введение
1. Избирательная система: сущность и основные компоненты
2. Современная процедура выборов президента США
3. Избирательная система в современной России
Заключение
Список литературы и источников
Почему это происходит? Почемупри демократии, где выборы являются важной формой народного волеизъявления,граждане пренебрегают этим инструментом влияния на политическую власть? Причиныабсентеизма различны:
• аполитичность;
• отсутствие среди избираемыхсубъектов тех, кто мог бы достойно представлять интересы избирателей;
• убежденность, что выборы неокажут воздействия на сложившуюся политическую ситуацию;
• неверие в возможность повлиятьна процесс принятия политических решений;
• недостаток и противоречивостьинформации о кандидатах или партиях;
• отъезд за город, плохаяпогода, болезнь и т.п. (и, как следствие, так называемый «бытовой» абсентеизм);
• высокая степеньудовлетворенности существующей политической системой, вследствие чего гражданене считают необходимым вмешиваться в ее функционирование.
Так, выборы мэра г. Рубцовска,проводимые 23 марта 2008 года были отмечены малой явкой избирателей на участкидля голосования, причиной тому были все выше перечисленные факторы, а главноеневерие народа в перемены к лучшему с приходом новой власти. Но стоит надеятьсяна то, что в следующих выборах мэра города, рубцовчане проявят себя болееактивно, ведь есть надежда на то, что избранный простым большинством голосов П.П.Гамалеев сумеет доказать гражданам, что их выбор не случаен и институт прямойдемократии в России существует.
Проявившиеся тенденции не моглине снизить эффективность института выборов как механизма легитимации власти ипредставительства общественных интересов, не вызвать снижения доверия к самомупроцессу выборов и формируемым политическим институтам. Однако важнымполитическим итогом функционирования новой избирательной системы в Россииследует считать тот факт, что выборы стали расцениваться большинствомполитических сил и граждан как единственно законный способ передачи власти.
Заключение
Итак, избирательная система естьпорядок организации и проведения выборов, а также определения результатовголосования при выборах представительных органов, ряда высших органовгосударства и должностных лиц (прежде всего при выборах президента), а такжепредставительных органов субъектов федерации в федеративном государстве,органов автономных образований, органов местного самоуправления, их глав.
Политическая система всовременном российском
обществе имеет ряд особенностей. Прежде
всего в ееинституциональной подсистеме
заметны акцент в перераспределении властныхполномочий
в пользу исполнительных органов и существенное
ограничение функцийзаконодательных
институтов власти, которые практически
лишены возможностиосуществлять контроль
за деятельностью исполнительных органов
(правительства,премьер-
Кроме того, с точки зренияхарактера распределения власти и взаимоотношений политической системы иобщества в России существует, скорее, авторитарная плюралистическая система. Авторитарнаяполитическая система характеризуется концентрацией власти в едином центре,каковым являются Президент и его администрация. Поле деятельностипредставительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается вразделении властей в государстве, многопартийности, передаче рядазаконодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам федерации.
Для российской политическойсистемы также характерны низкий удельный вес политических партий, их слабоевлияние на власть и общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречиимежду политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, чтозамена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всехуровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (ФедеральноеСобрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политическойкультуре общества.
Новые институты часто не находятподдержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политическиенормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасываниекоммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматическине привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма,собственности, свободы и т.д.). Это особенно хорошо прослеживается в пониманиинаселением такой ценности, как свобода, которая воспринималась как российскоепонятие «выйти на волю», т.е. делать что пожелаешь, а не понималаськак свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей,ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическаясистема еще не сформировала свое культурное основание в виде признанных вобществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрироватьобщество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтомуполитическая система в России еще какое-то время будет балансировать междуцелостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.
Слабая интегрированность в российскуюполитическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, чтополитические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарнуюсистему как механизм власти пока точнее было бы назвать закрытой, чем открытой.Ей свойственны черты олигархичности. Это касается прежде всего процессапринятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент- глава администрации Президента — премьер-министр.
Недостатком политической системыРоссии является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегдасвоевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересыи потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальныхконфликтов (например, манифестации протеста обманутых вкладчиков, работниковбюджетной сферы, не получающих зарплату).
Однако следует признать, чтореформирование политической системы — процесс всегда сложный и длительный,сопряженный с временными неудачами и просчетами.
В Российской Федерации действуетсмешанная избирательная система.
В заключение отмечу, что вкачестве важнейших направлений реформирования избирательной системы современнойРоссии можно отметить следующие:
осуществление реальногоразделения власти, что расширило бы избирательное поле — количество выборныхвластных позиций, а следовательно, способствовало бы дальнейшей демократизациистраны;
создание реальных гарантовдемократической организации и проведения выборов через расширение полномочийФедерального Собрания и Конституционного Суда в деле контроля над работойЦентральной избирательной комиссии РФ и всем избирательным процессом;
демократизация информационнойвласти СМИ (прежде всего, электронных — радио, телевидение), обеспечениегосударством равенства возможностей для всех участников выборов.
Список литературы и источников
1. Конституция РФ. — М., 1995.
2. Алебастрова И.Л. Основы американского конституционализма. — М.: Юриспруденция,2001.
3. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идейи современные подходы. — М., 2001.
4. С.А. Комаров Общая теория государства и права. — М. 1996.
5. В.В. Лазарев С.В. Липень. Теория государства и права. — М., 1998.
6. Моска Г. Элементы политической науки. // Социологические исследования. №6.2002.
7. Муштук О.З., Киселев Е.А. Современные избирательные системы и выборныетехнологии. — М.: МЭСИ, 2000.
8. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. — М., 1997.
9. Политология: Учебник для вузов. / Под ред. Лавриненко В.Н. — М., 2005.
10. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е.Ю.Мелешкиной — М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2001.
11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -М., 2005.
12. Ривера Ш. Принципы народовластия. // Социс. № 12.2000.
13. Теория государства и права. / Под ред. Масюкевич О.П. — М., 2000.
14. Федоров А.Ю. Причины уклонения граждан от выборов. // Аргументы и факты.№ 5.2008.