Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:31, контрольная работа
Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, а также особого способа обслуживания масс – массовой культуры. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не опираться на ту или иную идеологию, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими.
Введение. Проблема определения идеологии 3
Этапы развития идеологии 4
Политические идеологии современности 5
Либеральная 5
Консервативная 6
Социал-демократическая 7
Коммунистическая 8
Фашистская 11
Заключение 12
Список литературы 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Ярославский
государственный технический
Кафедра политологии
Контрольную работу защитил
с оценкой
кандидат историч. наук, доцент
Е. В. Холяев
. .2013
Современные политические идеологии
Контрольная работа по дисциплине
"Политология"
ЯГТУ 220301.65-042 к/р
Контрольную работу выполнил
студент гр. ЗА-54
Е. С. Сибриков
. .2013
2013
Содержание
Введение. Проблема определения идеологии 3
Этапы развития идеологии 4
Политические идеологии современности 5
Либеральная 5
Консервативная
Социал-демократическая
Коммунистическая 8
Фашистская 11
Заключение 12
Список литературы
Ведение
Проблема определения идеологии
Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, а также особого способа обслуживания масс – массовой культуры. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не опираться на ту или иную идеологию, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими.
Управлять массами эффективнее рассчитанной на воздействие на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получила преимущество перед наукой в борьбе за господство.
Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей.
Идеология должна обладать одновременно противоположными свойствами: быть логичной и абстрактной и в то же время простой и понятной массам, отвечать их надеждам и насущным нуждам.
Термин «идеология» был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестют де Траси в конце 18 века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных социальных групп в конкретно – исторических условиях.
«Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».
Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология – мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать – то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов – капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека – демократического и тоталитарного.
Этапы развития идеологии
В своем развитии идеология проходит три этапа:
1) диалектический;
2) демагогический;
3) догматический.
«Первый этап иногда называют философским, поскольку в процессе формирования идеологии философская составляющая играет важную роль. На данном этапе идеология проявляет непримиримость ко всем остальным идеологическим течениям, но сохраняет тесную связь с наукой, искусством, другими отраслями культуры. На данном этапе проводниками идеологии выступают только ее создатели и некоторые группирующиеся вокруг них фанаты. Если идеологическая система оказывается жизнестойкой и ей удается подавить конкурентов, особенно из числа смежных идеологий, то она стремится занять господствующее положение.
Второй этап – распространение идеологии, который называют демагогическим. Идеология может распространяться подобно эпидемиологическим заболеваниям – как некая идеологическая инфекция, действующая на духовно ослабленный организм, не имеющий стойких убеждений в качестве иммунитета. «Инфекция» от одного может перейти к нескольким и так далее, охватывая массы.
Третий этап – от господства идеологии до упадка – называют догматическим. Идеи превращаются в непререкаемые догмы и теряют жизненную силу».
Таким образом, на первом этапе идеология формируется в лоне культуры. Затем она утверждается и пытается подчинить культуру. Идеология стимулирует политическую деятельность индивидов, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов.
Политические идеологии современности
Либеральная
Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:
- данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
- равноправия и равенства перед законом;
- рыночной экономики;
- ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.
Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
Консервативная
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.
В консерватизме главной
ценностью принимается
Консерватизм — совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции конца XVIII в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.
Является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) демократизм, либерализм, социализм и консерватизм. «Лозунгом социализма служит всеобщее равенство. Лозунгом демократизма — полноправное членство. Либерализма — индивидуальная свобода. Консерватизма — традиционное единство»
Социал-демократическая
Социал-демократия — социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.
В своей брошюре «Задачи русских социал-демократов», написанной в ссылке в конце 1897 года, В. И. Ленин указывал: «Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)», отмечая: «с самого своего появления в качестве особого социально-революционного направления русские социал-демократы… всегда подчеркивали двоякое проявление и содержание классовой борьбы пролетариата, всегда настаивали на неразрывной связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии принятом ими».
До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.
Коммунистическая
Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
Исторические формы коммунизма
Примитивный коммунизм
Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Примитивный, или первобытный, коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития (т. н. первобытнообщинный строй, по археологической периодизации совпадающий в основном с каменным веком). Для примитивного коммунизма характерно одинаковое отношение всех членов общества к средствам производства, и соответственно единый для всех способ получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Вещи, производимые каждым человеком для себя самостоятельно, находились в общем доступе — общественной собственности. На ранних этапах не существовало индивидуального брака: групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми.