Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:23, контрольная работа
Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Введение 3
Сущность политической идеологии 4
Функции политической идеологии 8
Современные политические идеологии 10
Либерализм 11
Либеральный реформизм 14
Социалистическая идеология 17
Марксизм как идеология пролетариата 19
Демократический социализм 21
Консерватизм 25
Неоконсерватизм 28
Фашизм 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.
Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.
В мировоззренческом плане
неоконсерватизм выступает за приоритетность
принципа свободы над принципом
равенства. Равенство возможно только
как равенство возможностей, но не
как равенство условий и
В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.
Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".
Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.
Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.
В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.
Фашизм – идейно-политическое
течение, возникшее в 1919 г. в Италии
и Германии и выражавшее интересы
наиболее реакционных и агрессивных
слоев как крупной, так и средней
и мелкой буржуазии. Идеология фашизма
включает идеи расового неравенства
и превосходства одной расы над
другой, "классовой гармонии" (теории
"народного сообщества" и "корпоративности"),
вождизма ("фюрерства"), всевластия
геополитики (борьба за жизненное пространство).
Для фашизма характерны автократический
политический режим, применение крайних
форм и средств подавления демократических
прав и свобод, широкое использование
государственно-
Когда 23 марта 1919 г. в одном
из помещений Ассоциации торговцев
и лавочников Милана собралось несколько
десятков человек самых разнообразных
политических взглядов и ориентации
– республиканцев, социалистов, анархистов,
не поддающихся классификации
Фашизм не был злым умыслом одиночек или масс людей, хотя люди-одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; интеллектуальный и духовный кризис, порожденный современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей. Однако не везде он пришелся ко двору. Ответом на вызов времени в США, например, стал "новый курс" президента Рузвельта.
В странах, потерпевших поражение
в Первой мировой войне, и прежде
всего в Германии, были дополнительные
причины для возникновения
Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в 1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант, ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Пройдет немного времени, и не только тысячи обывателей, описанных Липсетом, но и многие тысячи других представителей немецкого народа превратятся в отзывчивую на фашистскую пропаганду массу.
Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др. Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.
Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание "жизненного пространства" для переселенной страны. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об "аграрной стране Германии". Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.
Так, книга Гитлера "Моя борьба" круто замешана на национализме и расизме. Гитлер говорил о немцах как о высшей, избранной нации. Только немец по своей природе является истинным человеком, наиболее типичным представителем человечества; только немецкий народ сумел сохранить свою первозданную чистоту языка и крови. Еще в XII в. в Германии возникла теория, согласно которой Адам и Ева говорили на немецком языке. Язык германцев появился раньше языка других народов, он чист, тогда как другие языки представляют собой смесь разнородных элементов.
"Реализация расистских
концепций в расистском
В отличие от немецкого национал-социализма, стремившегося создать "тысячелетний рейх", итальянский фашизм спекулировал на идее воссоздания Великой Римской империи. В 1936 г. Муссолини объявил всем итальянцам о великом историческом событии – завоевании итальянскими войсками африканской страны Абиссинии. "У Италии есть империя!" – возвестил он. Режим Муссолини, помня о дохристианском Риме, имитировал режим цезарей и времена язычества.
Одна из основных идей итало-фашизма – идея корпоративного государства. "Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженным только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство – это органическое, человечное государство, самым тесным образом связанное с реальной жизнью", – писал Муссолини в книге "Корпоративное государство". В корпоративной системе экономика организована в контролируемые государством ассоциации труда и капитала, все трудятся "в согласии" с помощью однопартийной диктатуры. Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя.
В семействе фашистских идеологий
несколько особняком стоит