Современные западные политологические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

В США политология имеет среди среди гуманитарных наук высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.
Прежде чем обрести современный облик, американская школа, начиная с XIX века, прошла ряд хронологических этапов:
-с конца XIX века до Первой мировой войны
-между двумя мировыми войнами
-после второй мировой войны, и до настоящего времени

Содержание работы

1. Современные западные политологические школы.................................3
2. Список используемых источников..........................................................10

Файлы: 1 файл

полит контрольная работа.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО  «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей экономики и права»

 в  г. Перми

 

Юридический факультет

Направление 030900 «Юриспруденция»

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:                                                                        Политология

Тема:                                  Современные западные политологические школы

 

 

 

Студента 1 курса                     Косвинцевой Анастасии Андреевны

  

 Преподаватель                                Плотников Дмитрий Сергеевич Научная степень, звание                                               к.с.н., доцент                   

 

Пермь  2012

Содержание:

  1. Современные западные политологические школы.................................3
  2. Список используемых источников..........................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные западные политологические школы

На Западе Политология  занимает важное место среди общественных дисциплин. Современная политическая наука обладает чертами и свойствами, которые её поднимают  на высокий  уровень в ряду гуманитарных наук.

Современные политические школы:

    1. Американская школа политической науки

В США политология имеет  среди среди гуманитарных наук высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Прежде чем обрести  современный облик, американская школа, начиная с XIX века, прошла ряд хронологических этапов:

-с конца XIX века до Первой мировой войны

-между двумя мировыми  войнами

-после второй мировой  войны, и до настоящего времени

Центральная для современной политологической школы США сегодня является исследованием традиций и проблем политической власти, изучение её конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Сравнительная политология  предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучении. Среди видных представителей этого направления в американской политологической школе следует выделить Алмонда, Вербу, Липста, Бжезинского.

Международные отношения  и мировая политика, а также  изучение отношений между Западом  и Востоком – основными методами в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными  специалистами в этой области  в США являются Каплан, Рассет.

Исследование динамики общественного  мнения – основным методом исследования в этом направлении является статический  метод, он помогает наглядно изучить  и оценить политическое поведение  граждан, их политический опыт и ожидания. В числе представителей данного  направления в США являются Даль, Дейч, Феслер и др.

Основу современной политологии  составляет американская политическая наука, основными направлениями  которой являются:

1.системное изучение управленческой  «пригодности» в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч)

2.анализ действенности  политических решений, способов  подбора и причин смены политических  элит, выяснения уровней поддержки  политической системы гражданским  мнением (Г.Алмонд, С.Верба, Г.Най)

3.изучение эффективности  демократии, и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет)

4.исследование проблем  социально-политического развития  слаборазвития стран в пределах концепции «политической модернизации»/Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Центральными для современной  политической школы США сегодня  является исследование традиций и проблем  политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории политическому управлению, политической модернизации.

    1. Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются:

1.теория конфликта

2.теория согласия

3.теория плюралистической  демократии

Политология Англии опирается  на американские исследования, которые  были адаптированы и составили теоретико-методологическую основу политической науки. Среди проведенных  в послевоенные десятилетия исследований необходимо выделить:

1.Исследование государства,  государственного суверенитета  и демократии/Г.Ласки, К.Попер, У.Риз/

2.Политических партий  /Р.Маккензи, Д.Робертс, Д.Уилсон/ группа давления /Д.Стюарт, Д.Муди/

3.влияние на политический  процесс рабочего движения /А.Салвер/; политической идеологии/М.Фагарти/;

4.Политического поведения,  политической культуры и политической  активности масс и социальных  групп, общественного мнения, средств  массовой информации, политического  лидерства и элит /Д.Батлер, Б.Берри, Б.Джексон/.

III.     Немецкая школа политической науки

В современной политологии  Германии можно выделить три направления:

1.нормативистская политология,  базирующаяся на философском  анализе моральных норм политической  деятельности;

2.позитивитско-бихевиористическая  эмпирическая социология; «практика-критическая наука» о социально-политической власти.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особо  место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской  политики; использование категорий  философии,  методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение  и анализа социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж. Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

 

IV.   Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь  политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль  знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1.Теоретические, государствоведческие  аспекты;

2.исследование политических  процессов в рамках конституционного  права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии является:

1.изучение поведение партий  /Ж.Шарло, Ж.Ранже, А.Ласло/

2.изучение политических  партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/.

Довольно широко изучается  общественное мнение и очень сильны позиции  политической науки в  изучении конституционного права и  государственных институтов.

Политическая наука в  этой стране сравнительно молода, в  ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

1.Этап – начинается  с конца XIX века и завершается Второй мировой войной.

2.Этап охватывает послевоенный  период и продолжается до сих  пор. 

Наиболее характерной  чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям:

1.Путь связан с политизацией  конституционного права за счет  включения в него политических  вопросов. Начало этому процессу  было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятия института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2 Путь – выражался  в социологизации конституционного  права – в расширении его  традиционных рамок за счет  усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в  политической науке США. Именно  она не только вооружила исследователей  социологическими методами анализа,  но и придала социологическую  направленность всей конституционно  – правовой проблематике. Следствием  этого явилось доминирование  в системе французского политологического  знания представителей политической  социологии.

3 Путь – заключается  в выходе исследователей за  рамки конституционного права  вообще.

Радикальные изменения в  системе политического хнания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимание прежде всего на :

1.Исследование классов  и социальных групп, включенных  в политические отношения;

2.Изучение социальной  сущности власти: взаимодействие  субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики

3. Исследование стратегий  политических партий и движений; политических кризисов, социализации  различных групп, особенно молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Гаджиев, К. С. Политология (основной курс) : учебник / К. С. Гаджиев. - М. : Высшее образование, 2008. - 460 с. - (Основы наук). - Г / МО.
  2. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. – М.: «Русская панорама», 2006. – 680 с.
  3. Муштук О.З Политология: Учебно-методические комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. – 384 с.
  4. Политология: Учеб. Для вузов /С.В Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. Проф. С.В. Решетников. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.

 


Информация о работе Современные западные политологические школы