Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 10:20, сочинение
В последние десятилетия мировое сообщество затронуто глобальным процессом перехода от индустриальной к информационной организации системы общественных отношений. Если в индустриальном обществе все было направлено на производство и потребление товаров, то основным признаком и качественным параметром информационного общества является особая роль знания и основанных на нем технологий. В этом обществе проявляется доминирование информации, ускорение технического прогресса, уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг, повышение качества жизни. В обществе новой формации меняется не только производство, но и уклад жизни, и система ценностей.
Для рассмотрения вопроса «Специфика развития политической системы в информационном обществе», нужно не только разобраться в понятиях «политическая система» и «информационное общество», но и выявить взаимосвязь между ними.
В последние десятилетия мировое сообщество затронуто глобальным процессом перехода от индустриальной к информационной организации системы общественных отношений. Если в индустриальном обществе все было направлено на производство и потребление товаров, то основным признаком и качественным параметром информационного общества является особая роль знания и основанных на нем технологий. В этом обществе проявляется доминирование информации, ускорение технического прогресса, уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг, повышение качества жизни. В обществе новой формации меняется не только производство, но и уклад жизни, и система ценностей. Движущей силой выступает производство информационного продукта. Развитие информационной технологической базы привело к созданию систем на базе компьютерных сетей и телекоммуникационной связи. Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, в том числе и в политику.
Если политическая система определяется совокупностью политических отношений, политических институтов, в рамках, которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть, то внедрение в сферу политики новых информационно-коммуникационных технологий изменяет старые стереотипы, формы поведения и модели взаимоотношений между политическими институтами и индивидами. Информатизация государства не может осуществляться вне государственных управленческих, экономических и политических решений. Создание информационного общества — это процесс развития национальных государств, в результате которого формируются национальные концепции и создаются новые модели обществ. Уже существуют альтернативные модели информационных обществ среди них Американская, Японская, Германская, Финская, Шведская, Индийская, Российская.
Социальная основа информационного общества — это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации. Источником соцальных различий становиться не частная собственность, а уровень информированности граждан. Образованные, состоятельные, конкурентноспособные люди не могут быть несвободными, поэтому информационное общество в политическом отношении представляет собой демократию с широчайшими возможностями влияния избирателей на власть, их участие в формировании и осуществлении всех функций государства. Внутренние связи общества многообразны и развиты, поэтому любое решение и дело правительства очень быстро становиться известным всем заинтересованным общественным группам. Не поддерживаемая людьми власть быстро лишается авторитета, оказывается в общественной изоляции и обречена на падение. Общественное мнение превращается в реальную политическую силу, которая не может игнорировать ни одна партия или правительство. Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь. Такие возможности могут реализоваться благодаря новой технологической базе «Электронное правительство». Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.
Итак, как видим, в обществе (в
«среде», в которой cyществует политическая
система) возникают потребность в
определенных изменениях, недовольство
какими-либо нeгативными явлениями, активное
отношение к тем или иным действиям властей.
Они проявляются в требованиях, в различных
формах поддержки или в иной информации.
Под влиянием этих импульсов, идущих от
общества (или рождающихся в самой политической
системе), внутри политической системы
развивается процесс подготовки и принятия
политических решений, в которых oднoвpeмeнно
участвуют все ее структурные компоненты.
Принятые решения (законы, указы, постановления,
распоряжения) и меры, обеспечивающие
их выполнение, направлены на
общество, на осуществление назревших
изменений в нем.
В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?
Главная из этих функций - это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.
Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, кoтoрую выполняет политическая система.
Информация о работе Специфика развития политической системы в информационном обществе