Спичрайтер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:05, доклад

Описание работы

Спичрайтер — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или бизнесменов. Спичрайтинг — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества.

Файлы: 1 файл

спичрайтер.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

Спичрайтер (англ. speechwriter) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или бизнесменов.

Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи») — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества.

Данное явление  широко распространено в политических технологиях. Написание текста в  спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указывается, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера — передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

На Западе спичрайтер — одна из основных профессий в  области PR. Этот специалист учитывает  цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составляет такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие.

Спичрайтер с  легкостью подготовит доклад, отчет, благодарность, поздравление, речь спонсора. Работа над текстом начинается задолго до предполагаемого выступления. Спичрайтер беседует с клиентом, пишет несколько вариантов речей, проговаривает вслух, чтобы понять, удобно ли это для произношения, хватит ли дыхания. Затем он читает написанное кому-нибудь, чтобы тот подметил, все ли нормально, не режут ли слух отдельные фразы. Потом он приезжает к клиенту, чтобы тот сделал правку «под себя», ведь это должен быть максимально удобный текст, написанный в собственной манере докладчика. Это делается для того чтобы выступающий чувствовал себя «в своей тарелке», чтобы слушатели приняли доклад как его собственную речь. Последний этап работы – спичрайтер помогает отрепетировать речь. Темп, паузы, интонация, акценты, жесты, взгляд – важно все.

Личные качества:

Выбирайте профессию  спичрайтера, если вы:

- гуманитарий  по складу ума

- умеете внятно  выражать собственные и чужие  мысли

- хорошо пишете, уже опубликовали пару статей

- не боитесь  брать на себя ответственность

Образование:

В вузах спичрайтеров не готовят. Дело в том, что эта  профессия штучная. Отечественные  спичрайтеры сегодня люди с разным образованием: историки, филологи, психологи  и т. д. 
Сами специалисты считают, что наиболее подходящим будет базовое гуманитарное образование (журналистика, филология, психология, социология или история).

Места работы:

PR-агентства,  политические партии.

На интернет-сайтах с базами вакансий объявление «Требуется спичрайтер!» вы вряд ли найдете. Профессия закрытая. Единственное, что можно сделать, чтобы найти вакантное место, — методично обзванивать работодателей. Скорее всего, сразу должность спичрайтера вам никто не предложит, но могут взять на позицию ассистента или помощника. 

Все известные политики имеют собственных спичрайтеров, которые являются практически главными их помощниками. Политическим деятелям приходится постоянно выступать  на собраниях, заседаниях, давать интервью или комментарии по радио и  телевидению. Без человека, который  поможет подобрать нужную информацию для доклада и логически правильно  выстроить текст, просто не обойтись. Самым высокопоставленным заказчиком для спичрайтеров является президент. Например, в администрации В.В. Путина служило чуть меньше 40 референтов (старших  и младших). Во главе стоял личный спичрайтер – Джахан Поллыева. В коммерческих фирмах работу спичрайтера может выполнять PR-менеджер или секретарь-референт. Но зачастую бизнесмены предпочитают обращаться в специальные компании, которые принимают заказы на составление речей.

Было бы странно  предполагать, что политики или бизнесмены сами сочиняют тексты своих выступлений  или говорят экспромтом. Они, безусловно, могут уметь грамотно изъясняться  и даже обладать даром красноречия, но их работа заключается совсем в другом. А написание для них текстов выступлений, презентаций, докладов и так далее — профессиональная обязанность особого разряда специалистов — спичрайтеров.

Данная профессия  пока еще не является абсолютно самостоятельной. Как правило, исследователи включают ее в сферу связей с общественностью (PR). То есть спичрайтер — разновидность  пиарщика. В зависимости от масштабов  поля деятельности он может заниматься как исключительно написанием текстов  выступлений, так и выполнением  другой PR-работы. В последнее время  наметилась тенденция к отделению  спичрайтинга от PR, потому и спрос на спичрайтеров возрос, в то время как раньше были необходимы в основном специалисты более широкого профиля. Однако это вовсе не означает, что спичрайтеры теперь могут обойтись меньшим багажом знаний и умений, чем прежде. Напротив, требования к ним повысились, а спрос возрос именно на профессионалов.

Чтобы стать лучшим из лучшим в этой области, нужно обладать следующими навыками:

1)  прекрасное владение словом

Профессионал должен не только грамотно писать, но и иметь  талант образного выражения мыслей. Хорошему спичрайтеру нужно уметь  создавать несколько вариантов  текстов речей, тезисов, докладов на одну и ту же тему. Такая способность  есть далеко не у всех пишущих, даже хороших журналистов.

2)  знание психологии

Спичрайтер должен интуитивно почувствовать и уловить  тон, манеру и стилевые особенности  речи человека, для которого он пишет. Можно сочинить замечательный текст, интересный и безукоризненный с  точки зрения норм русского языка, но абсолютно не соответствующий характерным  чертам речи и имиджа спикера (того, кто будет его произносить). Речь докладчика является частью его образа, причем очень важной. Именно поэтому  личное знакомство и глубокий анализ психолингвистических качеств речи самого выступающего — залог успеха спичрайтера.

3)  солидный багаж знаний в различных областях

Основой для спичрайтинга служит классическое гуманитарное образование: журналистское, филологическое, историческое, политологическое и другое. Среди возможных специализаций наиболее близкой является PR (связи с общественностью), но в качестве самостоятельной кафедры, специальности и даже дисциплины искусство написания современных речей пока не выделилось.

4)  опыт

Лучший опыт для  спичрайтера — работа в PR службе крупной компании или политической структуры.

5)  владение иностранным языком (Каким - зависит от области деятельности компании или спикера)

Кроме того, необходимо быть опытным пользователем ПК, обладать такими личными качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Следует разбираться в той области, темы которой спичрайтер освещает в текстах. В противном случае не поможет ни хороший слог, ни тонкое психологическое чутье.

Данной профессией, как правило, занимаются люди, работающие в сфере журналистики, PR и рекламы. Большинство спичрайтеров — бывшие журналисты или специалисты, совмещающие  работу в журналистике и в спичрайтинге. В любом случае необходимо уметь и любить писать. Научиться этому сложно, практически невозможно. Однако есть шанс освоить на практике определенные принципы и приемы.

Неслучайно на Западе спичрайтер – одна из основных профессий  в области PR. Этот специалист учтет  цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составит такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие. Спичрайтер должен быть и психологом, и актером, и  литератором, и политологом. Эта  профессия для «серых кардиналов»: спичрайтеры всегда в тени, чем  они незаметнее для общественности, тем лучше для их карьеры. Прославиться – значит, поставить на ней крест. Главное для спичрайтера –  понять нужды клиента и максимально  под него подстроиться, буквально  стать им, чтобы облечь мысли заказчика  в красивую правильную форму и  обеспечить тем самым выигрышное выступление.

Безусловно, есть политические лидеры, которые не нуждаются в  команде спичрайтеров. Им требуется  не столько готовый текст, сколько  основные тезисы, а дальше они сами развивают мысль. Неужели такой  яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке? А бывает, человек умен, умеет анализировать, но косноязычен, не может выразить свои мысли. В этом случае без спичрайтеров не обойтись. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Спичрайтер