Способы решения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. А социальный конфликт это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..3
Глава 1. Общая теория конфликта…………………………………..…….4
Субъекты и объекты социального конфликта………………..……5
Источники конфликтов…………………………………….………..7
Типология политических конфликтов…………………….………9
Глава 2. Способы решения политических конфликтов………………..14
2.1. Пути примирения конфликтов……………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………….…...18
Используемая литература………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Политология,Куликова МВ 22ФБ-11.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы формирования и  развития конфликтов.

 

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает  сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта  характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны  или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта  – наиболее сложная фаза, так  как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:

Мирное разрешение конфликта  включает такие пути и методы:

-достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

-соглашение, основанное на взаимных уступках;

-истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

-обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

Примирение на основе принуждения, в основе которого:

-явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;

-изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;

-уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Способы решения  политических конфликтов.

 

В политологии существует деление управления конфликтным  процессом на этапы:

1. Институционализация  — установление четкой процедуры урегулирования конфликта. Первобытный конфликтный анализ должен получить последующее развитие в решениях государственных органов и в нормативных актах.

2. Легитимизация конфликта.  На этом этапе следует проанализировать  нормы и правила в форме законов, указов, протоколов, меморандумов.

3. Управление конфликтом  — структуризация конфликтующих  групп. На этом этапе важно  не противодействовать, а помогать  оформлению новых партий, движений  и подобных организаций. Конечно,  они станут конфликтной силой относительно к группам, которые представляют другие интересы, но в то же время — и посредническими структурами, которые объединят индивидов в содружества. Неорганизованные индивиды потенциально являются небезопаснее для конфликта, чем те, которые принадлежат к организованным группам.

4. Последовательное ослабление  конфликта благодаря переводу  его на другой уровень. Для  реализации данной процедуры  используют шкалу, которая охватывает  возможные уровни напряженности  конфликтов в таких вариантах:  «друг — союзник — партнер — сотрудник — соперник — противник» и т. д. Французский исследователь Ж. Фове выделяет такие: «отношения сотрудничества — отношения противодействия — отношения противоречий — непримиримые отношения». Американский политолог М. Амстутц включает в пространство конфликта такие этапы: напряженность — несогласие — соперничество — спор — вражда — агрессивность — война. Это необходимо для понимания, насколько реальной является редукция конфликта, а также для того, чтобы разместить на определенной шкале имеющийся спектр личностей или организаций и определить перспективу конфликтных отношений с ними.Для разрешения конфликта существуют и специальные конф-ликтологические процедуры: парламентские дебаты, соглашательские комиссии, общественный, арбитражный, третейский суды, административный процесс, криминальное судопроизводство, конституционный суд.

Для управления конфликтами  политический субъект должен учитывать  наиболее принципиальные внешние и  внутренние факторы их формирования и протекания.    На формы и методы деятельности субъекта управления влияют:

- степень открытости  политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие  в ней "предохранительных клапанов", способных защитить правящие  структуры от наиболее агрессивных  форм политического протеста);

- уровень сплоченности  конфликтующих групп и интенсивность  внутренних взаимоотношений их  членов;

- характер вовлеченности  широких социальных слоев в  спорные взаимоотношения; 

  - эмоциональная насыщенность  политического поведения групп  и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.

 Для выработки технологий  контроля за конфликтом особенно  важен учет субъектом управления  специфики целей, выбираемых в  соответствии с особенностями  этапа его формирования и развития.

Французский конфликтолог Ж. Фаве подчеркивал, что власти могут  выбрать одну из трех моделей поведения:

- игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, самовозбуждаться и перемещаться в другие сферы властных отношений;

- избегать четкой публичной оценки его природы, стараясь таким образом "понравиться" разнообразным слоям населения, высказывающим различные точки зрения относительно данной проблемы (попытки взять под контроль развитие ситуации будут в таком случае весьма робкими и непоследовательными);

- активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.

В самом общем плане  принято выделять три основных типа взаимоотношений между сторонами  конфликта:

- конкурентный, который предполагает постоянное воспроизведение соперниками оппозиционных отношений друг к другу;  индивидуалистический, характеризующий стремление какой-то стороны получить односторонние преимущества, игнорируя права и интересы соперника;  кооперативный, выражающий готовность участвующих в споре сторон уважать чужие интересы и совместно искать выход из противоречий.

 В конфликтологии  рассматривают два основных варианта  окончания конфликта - достижение  примирения или непримиримость (т.е.  создание тупиковой ситуации, неразрешимости  конфликта).Примирение участвующих в конфликте сторон может быть полным или частичным: урегулирование (т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений) либо разрешение конфликта (уничтожающего сам повод для такого взаимодействия сторон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Пути примирения конфликта

   Учитывая наиболее  типичные средства, можно выделить  два наиболее общих пути примирения сторон:

1. Мирное урегулирование  конфликта в результате: достижения  компромисса на основе сохранения  исходных позиций; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение соперничества; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.  Чаще всего этот путь примирения связан не с односторонним навязыванием воли, а с обоюдной активностью конфликтующих сторон. Так, в Совете Безопасности ООН принцип единогласия предполагает учет позиций каждого из его членов;

  2. Примирение на  основе принуждения или, другими  словами, использования "командного стиля" (П. Шаран) взаимоотношений, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:

- явное превосходство (сохраненных, приобретенных) сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;

- изоляция одной стороны  конфликта, понижение ее статуса,  а также другие состояния, свидетельствующие  об ослаблении ее позиций, о  поражении, нанесенном ей в  соответствии с правилами игры;

  - уничтожение, "тотальное  истребление противника" (X. Шпейер), в результате чего мир устанавливается  в отсутствие врага.

 Выбираемые субъектом  управления средства урегулирования  конфликтов должны непременно  соответствовать культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического развития страны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора, взаимосвязаны с психическими чертами действующих лиц.

Заключение

Политические конфликты  в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

 Основные виды политических  конфликтов в России:

- между законодательной  и исполнительной ветвями власти  в процессе становления института президентства;

- между элитами финансово-промышленных  групп;

- внутрипарламентский;

- между партиями;

- внутри государственно-административного  аппарата.

 В современных условиях конфликты в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально - психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Используемая литература

 

 

  1. http://read.virmk.ru/p/POLITOLOGIA/ch_21.htm
  2. Фельдман Д. М. Политология конфликта. — М., 1998.
  3. Смоленский В.Г. “Конфликты и конфликтология”

 


Информация о работе Способы решения политических конфликтов