Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:43, контрольная работа
Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. А социальный конфликт это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Введение …………………………………………………………..………..3
Глава 1. Общая теория конфликта…………………………………..…….4
Субъекты и объекты социального конфликта………………..……5
Источники конфликтов…………………………………….………..7
Типология политических конфликтов…………………….………9
Глава 2. Способы решения политических конфликтов………………..14
2.1. Пути примирения конфликтов……………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………….…...18
Используемая литература………………………………………………….19
Этапы формирования и развития конфликтов.
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта
характеризуется проявлением
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
-достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
-соглашение, основанное на взаимных уступках;
-истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
-обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
-явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
-изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
-уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Глава 2. Способы решения политических конфликтов.
В политологии существует деление управления конфликтным процессом на этапы:
1. Институционализация — установление четкой процедуры урегулирования конфликта. Первобытный конфликтный анализ должен получить последующее развитие в решениях государственных органов и в нормативных актах.
2. Легитимизация конфликта.
На этом этапе следует
3. Управление конфликтом
— структуризация
4. Последовательное ослабление
конфликта благодаря переводу
его на другой уровень. Для
реализации данной процедуры
используют шкалу, которая
Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. На формы и методы деятельности субъекта управления влияют:
- степень открытости
политической системы (
- уровень сплоченности
конфликтующих групп и
- характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения;
- эмоциональная насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.
Для выработки технологий
контроля за конфликтом
Французский конфликтолог Ж. Фаве подчеркивал, что власти могут выбрать одну из трех моделей поведения:
- игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, самовозбуждаться и перемещаться в другие сферы властных отношений;
- избегать четкой публичной оценки его природы, стараясь таким образом "понравиться" разнообразным слоям населения, высказывающим различные точки зрения относительно данной проблемы (попытки взять под контроль развитие ситуации будут в таком случае весьма робкими и непоследовательными);
- активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.
В самом общем плане
принято выделять три основных типа
взаимоотношений между
- конкурентный, который предполагает постоянное воспроизведение соперниками оппозиционных отношений друг к другу; индивидуалистический, характеризующий стремление какой-то стороны получить односторонние преимущества, игнорируя права и интересы соперника; кооперативный, выражающий готовность участвующих в споре сторон уважать чужие интересы и совместно искать выход из противоречий.
В конфликтологии
рассматривают два основных
2.1. Пути примирения конфликта
Учитывая наиболее типичные средства, можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:
1. Мирное урегулирование
конфликта в результате: достижения
компромисса на основе
2. Примирение на
основе принуждения или,
- явное превосходство (
- изоляция одной стороны
конфликта, понижение ее
- уничтожение, "тотальное
истребление противника" (X. Шпейер),
в результате чего мир
Выбираемые субъектом
управления средства
Заключение
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.
Основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной
и исполнительной ветвями
- между элитами финансово-
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-
В современных условиях конфликты в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально - психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
Используемая литература