Сравните характеристики гражданского общества и государства : что между ними общего и в чем их различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 08:35, аттестационная работа

Описание работы

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество , ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, ограничивающее и контролирующее деятельностью государства. Россия в настоящее время также вступили на путь формирования гражданского общества.

Файлы: 1 файл

политология 17-24.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

  Термин «идеальная демократия» имеет два значения. Согласно первому, идеал понимается как наилучшая система из возможных. Согласно второму, идеальная система является «очищенным» вариантом реально существующих систем. Второе значение обсуждается в разделе Основные институты либеральной демократии. Чтобы сформулировать идеал народовластия в первом значении, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

  • Лучше или хуже демократия других форм правления?

  • Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия?

  • Какие члены этого объединения имеют право участвовать в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами?

  • Какой политический механизм используют граждане для управления?

  • Если среди граждан нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чьё мнение играет решающую роль?

  • Если это мнение большинства, то как определить это большинство?

  • Что необходимо для стабильности демократической системы?

Все эти вопросы допускают широкий спектр ответов. Например, большинство может рассчитываться на основе полного числа граждан, числа принявших участие в голосовании, числа представителей от более мелких объединений или территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпели значительную эволюцию.

В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе.

  Важный вклад в теорию внесли Аристотель, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескьё, Дэвид Юм, Жан-Жак Руссо, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Милль, Джон Дьюи, Юрген Хабермас,Джон Ролз и другие мыслители.

  23 Демократия: характер власти ,общества ,государства ,личности.

 

    Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

     Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательными» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

     Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т. к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

    Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

     В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

    При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

    Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики

  24 В чем заключается сила и слабость демократии?  

Но вот вопрос - что есть сила государства, а что слабость?

Например, точкой отсчета (и отталкивания) для нынешней власти служит, естественно, жуткая эпоха Ельцина - хаос, коррупция, почти распад России… Тихий ужас!

   Вот этому и противопоставляется сильная власть, вертикаль, на которую нанизывается Россия. Вместо хаоса - порядок, вместо коррупции… ну, ладно, нечего зубы скалить… а вместо "почти распада" России - почти унитарная Россия.

   Но сильна ли эта сильная власть?

  Вспомним: Ельцин болен, в основном в больнице, цена на нефть - от 10 до 20 долл./баррель, а тут на тебе - дефолт, люди потеряли вклады, да еще и девальвация рубля! И что? Да - ничего. Ни распада России, ни баррикад в Москве, ни массовых демонстраций. Сняли премьера - и все.

   Одно слово - слабая власть. Настолько слабая, что рухнуть не могла. Нечему рушиться - вертикали не было.

    Теперь представим на секунду нечто подобное сегодня. И больного президента (желаю В.В.Путину крепкого здоровья), и падение цены на нефть с 50 до 20 долл., и дефолт с девальвацией. Вы уверены, что ничего не будет - ни взрыва регионального сепаратизма, ни баррикад-демонстраций, главное, что не будет полномасштабного обвала, краха вертикали, краха власти, а вместе с ней и страны?

    Я - не уверен.Поясню, с чем связаны мои сомнения.

   Действие не всегда равно противодействию, но всегда порождает противодействие - иногда отсроченное.

   Если СМИ могут постоянно болтать, что хотят, то они, как минимум, не затаили зла на власть, а главное, критика власти не становится сладким запретным плодом. Но если у ТВ зажат рот, то когда этот рот хоть немного приоткрывается, журналисты становятся похожи на кота, хлебнувшего валерьянки - что мы и проходили в 1989-91.

   СМИ - частный случай. То же самое относится ко всем: к назначенным губернаторам (мэрам), к не в меру запуганным олигархам, к сепаратистам, к ушедшей в кухонный треп интеллигенции… А от этих активных слоев заражается и молчаливо-покорное большинство.

   Иначе говоря: если власть начала демонстрировать силу, то горе ей, если она хоть один раз покажет слабость. Начав завинчивать гайки, вы можете только все дальше и дальше налегать на гаечный ключ. Завинчивать - трудно, отвинчивать - страшно. Процесс завинчивания власть еще хоть как-то может контролировать, процесс отвинчивания - почти никак. Гайки каждую секунду рискуют полететь во все стороны.

   Собственно, вот это и имели в виду авторы афоризма "демократия - самый худший вид правления, не считая всех остальных". Первую часть афоризма наша власть освоила, вторую нет. Боюсь, как бы не пришлось убедиться в правоте второй части на личном опыте.

   Сильная власть всегда сильно боится своего народа - этого покорного, молчащего народа. Чтобы снять свой страх, она становится еще сильнее - и чем она сильнее, тем сильнее боится. Стратегия у такой власти всегда одинакова: народу надо подсунуть "врагов внутренних", связанных с "врагами внешними". Народ охотно на эту игрушку покупается раз за разом - ненависть, подозрения, зависть у человека с успехом заменяют все другие чувства (не говоря уж о "рассуждениях"). Но нельзя быть все время "немножко беременной". Нельзя только играть в "охоту на ведьм", только говорить о врагах и пятой колонне - рано или поздно, надо что-то делать. Допустим, не 1937 год, но что-то делать - кого-то всерьез притеснять, душить, словом, осуществлять нечто "духоподъемное", всерьез "возрождать Россию".

   А вот этого-то нынешняя власть и не может, и не хочет. Идеология чиновника проста: от управляемой демократии - к полной свободе бюрократии. Именно так номенклатура поняла "усиление власти", в этом она Путина поддержала и всегда поддержит. Если для этого надо подпустить демагогии об охоте на ведьм - почему нет? Ксенофобия, антисемитизм, антизападная риторика? Отлично! Тут "народ и партия едины. Раздельны - только магазины".

   Но совсем другое дело - "отвечать за базар". Вот на это бюрократия никогда не пойдет, потому что не словесная, а реальная охота на ведьм будет бить по чиновникам, станет ограничивать уже не ходорковских, а… ну, не станем попусту трепать фамилии уважаемых людей в погонах и в штатском.

   Чиновникам нужна власть сильная - против бизнеса, который они доят, слабая - по отношению к ним самим. Вертикаль большая, а изнутри трухлявая, разъеденная коррупцией. Такую власть сейчас и создают.

 

 

 

 

 
   

 


Информация о работе Сравните характеристики гражданского общества и государства : что между ними общего и в чем их различия