Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:26, реферат
Цель представленной работы – исследовать сравнительную и прикладную политологию с современной точки зрения. В процессе исследования выбранной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность сравнительной политологии;
охарактеризовать методы сравнительной политологии;
изучить понятие и сущность прикладной политологии;
выяснить методы и сферу применения прикладной политологии;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Введение……………………….…………………………………….………………3
1. Сравнительная политология………………………………….………………5
1.1. Понятие и сущность сравнительной политологии….…..…….……….5
1.2. Методы сравнительной политологии и сферы ее применения……...12
2. Прикладная политология……….…………………………………………...14
2.1. Понятие и сущность прикладной политологии………………………14
2.2. Методы прикладной политологии и сферы ее применения…...…….17
Заключение…………………………...…………………………………………….21
Список использованной литературы…………..…………………………………22
Современные европейские политические школы по-прежнему играют важную роль в разработке теории партий. Это объясняется рядом факторов. Политические партии Западной Европы гораздо многочисленней и многообразнее американских. Двухпартийная система в США, которая играет ведущую роль в политической жизни страны, ограничивает сравнительный анализ этой важной политической категории в мировом масштабе. Следующим фактором является сама природа американских политических партий, которая сдерживает развитие теории еще в том смысле, что на американском масштабе трудно определить границы “партии”, как базовой единицы анализа. В Европе же существует ясное и четкое понимание партийного членства – им служит факт уплаты взносов, определяющий принадлежность к партии.
Сравнительный анализ западных исследователей, в частности, американских, по проблемам политических систем и партиям, дал определенную возможность заняться еще одной сложной категорией, какой является политический режим. Сравнительный анализ этой категории дает нам возможность определить политический климат в обществе, динамику его развития и характер политической жизни в данном государстве. При рассмотрении сущности политических режимов, их сравнительного анализа в современном мире, определенный вклад внесли французские социологи и политологи. Так, руководитель центра сравнительной политологии Франции М. Дюверже определяет политический режим государства, как определённый государственный строй, определенный тип организации власти, определенное сочетание системы партий, способов голосования, одного или несколько типов принятия решений, а также одной или нескольких структур групп давления.
Известный французский социолог Р. Арон в своей работе “Демократия и тоталитаризм” отмечает, что “мы стремимся разработать теорию режимов нашего времени” и дает свой вариант: “любой режим, который решает задачи устройства власти и отношения между гражданами, обязан иметь представление о собственном идеале (с которым должны соглашаться граждане)”.
В современных условиях наиболее близкое к этому определению, дает профессор парижского Института политических наук Ж.-Л. Кермонн: “Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период”. Основными компонентами политического режима является принцип легитимности, структура институтов, система партий форма и роль государства.
Рассмотрев определение сущности и основных черт политического режима западными политологами, хотелось бы отметить, что политический режим – это способ функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка и политической культуры, определенный тип государственного управления со своими принципами и структурами, регулирующими политические отношения, институты и организации, в центре которых стоит человек. Ключевой проблемой политического режима является проблема власти, которая оказывает свое воздействие на все общество, на его экономическую, социальную и духовную сферы, и т.п.
Сравнительный анализ политических режимов XX в. по мнению большинства западных и российских политологов, показывает, что основными типами политических режимов являются – тоталитарный, авторитарный, демократический режимы и наличие смешанных, переходных, гибридных режимов в большинстве стран современного мира. Их классификация имеет важное значение для развития непосредственно сравнительной политологии.
Таким образом, политический режим, как способ функционирования политической системы, политической жизни и политических процессов, занимает важную роль в жизнедеятельности общества и его политической сферы, влияющих на экономическую, социальную и духовную жизнь. Но отмечается, что начало XXI века характеризуется постепенной эволюцией авторитарных и тоталитарных режимов государств в демократические режимы.
Итак,
сравнительная политология дает возможность
рассмотреть общие и отличительные черты
антидемократических режимов – авторитарных
и тоталитарных, показать те преимущества
демократического режима, которые открывают
дорогу развитию человечества по пути
прогрессивного развития. Еще более сложным
при рассмотрении этой проблемы являются
переходные, смешанные и гибридные режимы,
которые сегодня характерны для большинства
стран современного мира. Они получили
отражение в работе западного исследователя
А. Лейпхарта “Демократия в многосоставных
обществах: сравнительное исследование”,
переведенной на русский язык.
1.2.
Методы сравнительной
политологии и
сферы ее применения.
Как было
отмечено выше, сравнительная политология
является одним из перспективных направлений
и методов политических наук. В компаративистике
особое внимание, наряду с историческим,
системным, социологическим, психологическим,
бихевиористическим, функциональным,
институциональным, цивилизованно-
Сравнение – это обычный способ мышления. Нет ничего более естественного, чем рассматривать политические явления (режимы, партии) путем их сравнения друг с другом. Мы сравниваем политические категории для того, чтобы более объективно оценивать существующую политическую жизнь, процессы, системы, ситуацию с позиций отдельных личностей для преодоления социальных противоречий и выбора более рационального пути общественно-политического развития отдельных народов, стран, государств.
Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статический материал для более убедительных доказательств при рассмотрении политических явлений и категорий. Тем самым мы приобретаем знания через сравнения. В свое время Р. Декарт, обращаясь к человеческому интеллекту для развития знания до уровня подлинной науки, восклицал: “Мыслю, значит существую”. Перефразируя это изречение, современный политолог П. Шаран утверждает: “Невозможно мыслить, не сравнивая. Поэтому без сравнения невозможны ни научные мысли, ни научные исследования”.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что сравнительная политология (компаративистика) является не только методом, но и важнейшим направлением политических наук. Она основана на теоретических и эмпиристических исследованиях политических и общественных систем.
Сравнительная политология – это важнейшее направление политических наук. Она изучает закономерности и категории путем сопоставления однотипных политических явлений, категорий, взаимодействия власти и общества с целью выяснения их общих и специальных средств, нахождения наиболее оптимальных эффективных форм политической власти, режимов и путей решения политических задач в интересах народа и личностей.
При этом как одно из важнейших направлений политических наук сравнительная политология анализирует и сопоставляет такие важнейшие политические категории, как политическая жизнь, политические процессы, политические отношения, политические системы, институты, режимы, власть, партии, движения, деятельность и тому подобное. Вышеперечисленные политические категории рассматриваются в тесном взаимодействии политической власти с обществом, то есть в социально-политическом контексте проверенных политической жизнью и опытом развития различных стран мирового сообщества с целью выяснения их общих и специфических сфер общественно-политического развития и нахождения эффективных форм политических систем и путей решения различных политических задач.
Сравнительная политология наряду с собственными категориями использует и категории - “мировое сообщество”, “цивилизация”, “социальный прогресс”, “гражданское общество”, “правовое государство”, “конфликты”. В рамках сравнительной политологии рассматриваются закономерности политической культуры разных стран, а также политическая деятельность людей, индивидуальных личностей, групп, наций, народностей. Эти группы формируют политические отношения и определяют новые направления политической науки: политическая антропология и политическая психология. Также она использует междисциплинарный подход в качестве необходимого элемента для эффективности исследования любой проблемы, которая по своему характеру является не только чисто политической, а совокупностью, охватывающей общество в целом, человеческое поведение и деятельность.
2. Прикладная политология
2.1.
Понятие и сущность
прикладной политологии
Как уже было сказано несколько выше, в современной политической науке существуют два основных уровня политических исследований: теоретический и прикладной. В таком строении политологии отражается ориентация данной отрасли знаний на решение практических задач. Политические концепции, как правило, имеют ту или иную практическую направленность. Даже политические воззрения древних людей были прямо связаны со стремлением усовершенствовать своё государственное правление, воспитать законопослушных граждан, а также повысить авторитет власть предержащих.
Со временем в политических исследованиях наряду с абстрактными, теоретическими представлениями, достаточно дистанцированными от конкретной действительности, выкристаллизовались знания, которые были непосредственно сфокусированы на изучении и решении практических коллизий политической жизни. Они и составили область прикладной политологии.
Этот уровень (направление) политической науки отличает особый характер рассмотрения изучаемых проблем. Если, к примеру, политическая теория относится к политике, как к специфической сфере общественной жизни, с присущими ей противоречиями, закономерностями и т.д., то для прикладной политологии она представляет собой реальное пересечение волевых устремлений государственных институтов, партий, движений, групп интересов и иных субъектов. Иными словами, главный предмет прикладной политологии — это конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. В силу этого область ее интересов значительно уже, чем у теоретической политологии, и по преимуществу связана с различными аспектами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретном временном контексте. Поэтому в прикладной политологии используются далеко не все теоретические выводы и положения основной политической науки – политологии. Так, например, философские вопросы о сущности власти, демократии, критериях политического развития и т.п., как правило, находятся за рамками ее предмета.
В то же время прикладные политические исследования активно используют все те выводы и положения, которые снижают уровень неопределенности теоретических данных, и раскрывают отличительные особенности отдельных политических систем, свойств правящей и оппозиционной элит, характеризуют фазы и этапы решений и т.д. и тем самым помогают лучше разобраться в текущей политической ситуации. Поскольку же в политических событиях и ситуациях проявляется действие множества самых разнообразных факторов, то в сфере прикладных исследований значительно ярче проявляется междисциплинарный характер политологического знания, отражающий воздействие на реальные события психологических, экономических, культурных, религиозных, географических и других детерминант.
Следует отметить, что существенным отличием прикладных политологических исследований является и то, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, в равной степени применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, доказательства преимуществ определенных способов и приемов действий, важные параметры и описания состояния и характера политических событий, краткосрочные прогнозы развития ситуации в определенных областях жизни.
Рекомендательные по своему характеру выводы и обобщения обычно адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющим реальную политику. Выводы прикладной политологии могут быть также направлены на подкрепление (или разрушение) типичных установок общественного мнения в целях сохранения (или нарушения) политической стабильности или на придание тем или иным политическим процессам заданной направленности. Так, в ряде стран довольно часто используются публикации результатов социологических опросов непосредственно перед выборами для того, чтобы склонить симпатии колеблющихся граждан в пользу определенной партии или кандидата.
Рекомендации прикладной политологии формулируются, как правило, в соответствии с законом, но иногда они и нарушают этот закон.
Субъектами, разработчиками прикладной политологии являются не столько теоретики, сколько аналитики, эксперты, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов, пиар-мэны (специалисты по рекламе, налаживанию отношений с общественностью) и другие лица, которые чаще всего непосредственно связаны с выработкой политической линии лидеров или целых органов управления, с принятием властных решений. Во многих странах существуют специальные аналитические центры, экспертные советы и прочие структуры, где вырабатываются рекомендации по принятию тех или иных политических решений, подготавливаются соответствующие материалы, справки, документы для звеньев государственного управления, партий, групп давления и т.д. В современном мире существуют и организации, решающие подобные задачи на уровне международных отношений.