Стабилизация власти в РФ в 2000-2008гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Первые крупные инициативы Президента В.В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 г. закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

После избрания в 2008 году Д.М. Медведева Президентом работа по продвижению реформ продолжилась.

 

За период с 2000 по 2008 год Россия вышла из затяжного экономического кризиса, решила долговую проблему и в условиях экономического роста приступает к решению наиболее острых социальных проблем. Конечно, делаются лишь первые шаги на долгом пути. Вместе с тем мы видим, что практически каждая значимая мера связана с именем и деятельностью Президента. Это следствие конституционных полномочий Президента России, определяющего, по букве основного закона, основные направления внутренней и внешней политики государства.

 

  1. Политическая модернизация (2000-2008гг.)

 

Смысл модернизации – в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

 

Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с  проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

 

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.

 

Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

 

Политическая модернизация. Россия к началу третьего тысячелетия представляла собой страну, потерявшую за восемь лет половину экономики и только что пережившую страшнейший дефолт. Ее бюджет был как у крупного американского города, более половины населения – ниже уровня бедности. Люди месяцами не получали заработную плату и пенсии. При этом экономика была обременена таким объемом унаследованных от коммунистических времен социальных обязательств, которые не по силам выдержать никакой, даже самой богатой стране. Крупный бизнес, получивший практически бесплатно многомиллиардную собственность, через ближайшее окружение Ельцина («семью») руководил страной, назначал министров, принимал для себя законы, избирал губернаторов, пользовался широким доступом к государственным ресурсам, но при этом не платил налоги и выводил ресурсы из страны.

Политическая система представляла причудливое сочетание анархии, регионального авторитаризма и олигархии с отдельными демократическими вкраплениями. Нормальной партийно-политической системы, являющейся костяком любого демократического государства, фактически не было. Самое большое в мире правительство безуспешно стремилось управлять страной. Сращивание бюрократии с бизнесом привело к тотальной коррупции.

Левое большинство доминировало в Государственной Думе и с 1994 г. не приняло ни одного реформаторского закона, в стране не появилось даже права собственности на землю. Зато популистская раздача денег лишь плодила необеспеченные социальные мандаты.

Сохраняла актуальность проблема дезинтеграции страны. Единое правовое пространство отсутствовало, четверть нормативных актов субъектов Федерации противоречила федеральным законам и Конституции РФ. Получив власть, многие региональные руководители не спешили разделять ответственность за судьбу страны. Кроме того, режим сращивания бизнеса и власти на региональном уровне породил экономическую «феодализацию» страны. Региональные власти, покровительствуя «своим» бизнес-структурам, действовали в направлении разрушения единого экономического пространства, ограничивая ввоз или вывоз некоторых товаров из подконтрольных им регионов.

Президенту предстояло решать вопросы элементарного выживания страны. Однако, как свидетельствуют примеры из истории России, одновременно следовало продолжить модернизацию для превращения России в современную великую демократическую державу, экономически сильную, технологически продвинутую, социально развитую и политически влиятельную.

Для решения этих задач требовалось, во-первых, стабилизировать политическую систему, во-вторых, демонтировать олигархический режим и воссоздать дееспособное государство, способное осуществлять необходимые преобразования, отвечать на сепаратистские и террористические вызовы и обеспечивать долговременный экономический рост в условиях глобального мира ХХI века.

Можно выделить несколько направлений внутриполитического развития России в 2000-2008 гг.: национализация государства, воссоздание эффективного и дееспособного государства, совершенствование системы федеративных отношений и местного самоуправления, борьба с коррупцией и создание эффективной правоохранительной системы, административная реформа.

Как показывает опыт всех стран, переживших модернизацию, экономический рост возможен только при сильном государстве, которое гарантирует права собственности и равные правила игры. Сильное государство – это не препятствие на пути экономической модернизации, как считали либералы, а необходимое ее условие. Те же права и свободы могут эффективно реализовываться только, когда государство создает необходимые условия. Только одновременно с укрепление государственных институтов нужно развивать эффективные инструменты гражданского контроля над властью через партии, общественные организации и иные структуры гражданского общества.

    В. Путину удалось в короткие сроки вернуть реальную власть легитимным государственным структурам, сформированным на основе демократической процедуры и ответственным перед российским народом. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Он провозгласил принцип равноудаленности бизнеса от власти. Равноудаленность бизнеса не означает, что бизнес как-то изолируется от политической сферы, или что ему отказывается во влиянии на процесс принятия политических решений. Просто, как в любом нормальном обществе, взаимодействие власти и бизнеса начинает протекать в цивилизованных формах. Бизнес формирует свои общественные организации (в России это сегодня, прежде всего, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России») и через них ведет диалог с государством.

Национализация государства позволила сформулировать общие для всех правила игры как в политике, так и в экономике, что самым благотворным образом повлияло на ситуацию в стране. Известно, что в 2004 г. после «дела ЮКОСА» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%.  Причем, если в 2002-2003 гг. динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных вертикально-интегрированных компаниях падала, то в 2004 г. поступления от этого налога выросли сразу на 225,3%. Некоторые компании, исходя из дела ЮКОСа, добровольно доплатили налоги. По сути «дело ЮКОСа» означало ликвидацию контроля олигархов над российским государством.

Восстановление дееспособного государства шло по нескольким направлениям. Первым шагом на пути воссоздания дееспособного государства в России стало восстановление конституционного контроля со стороны Президента и Парламента над системой исполнительной власти. Это проявилось в курсе на построение «вертикали исполнительной власти». Началось с создания института полномочных представителей Президента в федеральных округах. Ранее в каждом субъекте Федерации действовал представитель президента. В мае 2000 г. были созданы семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В каждом их них вводился пост полномочного представителя президента. На него возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

В то время многие законы в регионах противоречили российской Конституции. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 г. антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 г., завершилось в своей основе уже в 2001 г.

Через полпредов удалось вернуть законный контроль Москвы над действующими на местах органами федеральной исполнительной власти, которые в 1990-е гг. оказались под прямым контролем губернаторов, что было прямым нарушением закона. Институт полпредов президента активно боролся с проявлением авторитаризма в регионах.

В этот же год В. Путину удалось в короткие сроки провести реформу Совета Федерации. В предыдущие годы в верхней палате парламента заседали два представителя субъекта: один – глава исполнительной власти, второй – глава законодательного органа. Получалось, что в законодательный орган входили руководители исполнительной власти. Это было прямым нарушением принципа разделения власти. Новый порядок комплектования Совета Федерации в точном соответствии с буквой закона предполагал делегирование исполнительным и законодательным органами власти субъектов РФ своих представителей в Совет Федерации.

Политическое значение этой реформы состояло в том, что был существенно снижен статус региональных лидеров. Для губернаторов был создан специальный Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов. Государственный совет собирается не чаще одного раза в три месяца. Он не обладает властными полномочиями, а его решения носят рекомендательный характер.

Следующим шагом стало введение нового порядка наделения полномочиями глав регионов. Он был направлен на создание эффективной системы взаимодействия между федеральными и региональными властями.

С 2004 г. глава субъекта Федерации наделяется соответствующими полномочиями законодательным органом данного субъекта по представлению президента России. Сформированная таким образом вертикаль исполнительной власти делает проведение государственной политики более эффективным, а действия федеральных и региональных структур власти более согласованными. В рамках этой политики предполагается расширить полномочия региональных властей, сделав главу исполнительной власти субъекта РФ реальным координатором деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на местах. Но чтобы такая полноценная система сформировалась, первоначально должны появиться субъекты демократического общественного контроля. В первую очередь — это сильные общенациональные партии. В 2004 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающиеся выборов в Государственную Думу, а несколько ранее, в 2002 году, – в законодательные органы субъектов РФ. В обоих случаях направление изменений одно – переход от системы выборов одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, то есть избранию депутатов по спискам партий.

В том же направлении работает введение в 2005 г. института парламентских расследований. В 2005 г. создана Общественная палата России, а по ее образцу и подобию в настоящее время возникают общественные палаты в субъектах РФ. Система общественных палат – это институт, позволяющий осуществлять регулярный контроль за деятельностью государственного аппарата со стороны общественных организаций. При этом, однако, важно помнить, что общественный и партийный контроль должны протекать в строго оговоренных законом рамках, так, чтобы не парализовать деятельность аппарата государственной власти.

После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003–2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему. С января 2005 г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть.

В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», который создал достаточно понятную и универсальную систему разделения полномочий и ответственности между государственной властью и местным самоуправлением, а также внутри системы местного самоуправления между его различными уровнями.

Одним из основных направлений реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, Агинского Бурятского округа и Читинской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

Информация о работе Стабилизация власти в РФ в 2000-2008гг