Становление гражданского общества
Государство и гражданское
общество. Говоря становление гражданского
общества как правило понимают тот достигнутый
в Новое время уровень социальной организации,
на котором реализуются права человека
как личности и его частные по отношению
к государству интересы. В структуру гражданского
общества входят разнообразные институты
негосударственного характера, самостоятельно
регулирующие свою внутреннюю жизнь: профессиональные
и корпоративные объединения, политические
партии, церковь и т.д. Включенные в гражданское
общество индивиды уже не распылены, не
бессильны против возможных посягательств
на их права и интересы со стороны государства.
В странах Европы и в США становление гражданского
общества и упорядочение его взаимоотношений
с государством было составной частью
процесса становления и развития демократии.
Еще в эпоху буржуазных
революций в основных странах
Запада были провозглашены и
законодательно закреплены в
качестве неотчуждаемых прав
человека неприкосновенность личности,
жилища, собственности, право на
свободное выражение мыслей и
мнений. В большинстве действовавших
к концу XIX в. конституций признавалась
терпимость государства к различным
религиозным конфессиям и право граждан
исповедовать без какой-либо дискриминации
любую религию. При отправлении правосудия
повсеместно в Европе и в США утвердились
такие важные гарантии прав личности,
как презумпция невиновности и право подсудимого
на защиту.
Пойдя достаточно далеко
в обеспечении прав личности,
государство действовало в соответствии
с потребностями общества, где
господствовала свободная конкуренция
и питаемый ею дух индивидуализма.
Значительно медленнее и с
большими трудностями укоренялось
признание со стороны государства
законности тех или иных коллективных
интересов и прав защищающих
их ассоциаций.
В ряде стран (Австрия,
Швейцария, Бельгия, Нидерланды)
свобода объединения граждан
и союзы признавалась конституциями.
Но так было не везде. Право
союзов (в отличие от других
гражданских прав) не было зафиксировано
ни в Билле о правах, ни в
последующих поправках к американской
конституции. В конституциях Германской
империи (1871) и Третьей республики во
Франции (1875) вообще не содержалось перечня
прав граждан. В Германии право союзов
до 1908 г., когда был принят соответствующий
общеимперский закон, регулировалось
законодательством отдельных входивших
в империю государств, а во Франции было
официально признано лишь законом 1901 г.
об ассоциациях. Раньше всего свои объединения
по профессиям стали создавать наемные
рабочие, и долгое время их существование
запрещалось. В Англии в 1799 г. был принят
направленный против профессиональных
союзов закон о рабочих коалициях, просуществовавший
до 1824 г. Но, став после его отмены легальными
организациями, английские профсоюзы
лишь в 70-е годы добились признания в качестве
юридических лиц, в частности, гарантий
неприкосновенности своего имущества
и денежных фондов (тогда же рабочий был
признан юридически равноправной предпринимателю
стороной при заключении договора о найме).
Во Франции закон Ле Шапелье (1791), запрещавший
собрания и союзы лиц одной и той же профессии,
был в основной своей части отменен в 1864
г., а окончательно в 1884 г. В большинстве
других стран Западной Европы законодательное
признание прав профсоюзов также приходится
на последнюю треть XIX в. В США это произошло
еще позднее (вплоть до 1914 г. профсоюзы
считались одной из запрещенных законом
1890 г. форм «сговора», стесняющего производственную
и торговую деятельность).
В последние десятилетия
XIX в. свою роль в становление
гражданского общества стали
играть предприниматели — в
ответ на возникновение профсоюзов
и для более эффективного противостояния
им, но также и с целью влиять
в желательном для себя направлении
на экономическую и социальную
политику государства. В Англии
в 1873 г. возникла уже первая
национальная федерация предпринимательских
COJO3OB, а в 1898 г. — новый координационный
центр под названием Парламентский
союз предпринимателей. В Германии
в 70-е годы было создано 77
различных предпринимательских
объединений (экономических союзов
и союзов работодателей), а в
90-е годы — уже 325. В 1876 г.
возник объединивший по преимуществу
крупных предпринимателей Центральный
союз немецких промышленников, который
зарекомендовал себя как резкой
враждебностью профсоюзам, так и
упорным сопротивлением правительственным
социальным реформам. Жесткая линия
в отношении профсоюзов была
характерна и для промышленников
США, создавших свою Национальную
ассоциацию в 1895 г. и настаивавших
на исключительном праве работодателей
определять условия труда.
Хотя отношения между
рабочими и предпринимателями,
а также их организациями выливались
тогда прежде всего в острые столкновения
и противоборство, в конце XIX в. начали
входить в жизнь и методы предотвращения
или урегулирования трудовых конфликтов.
Государство либо узаконивало уже сложившийся
механизм подобного рода, предоставляя
ему в дальнейшем двигаться своим ходом
(признание в 70-е годы практики коллективных
договоров профсоюзов с предпринимателями
в Англии), либо само подключалось к его
действию в качестве посредника (участие
представителей государства в примирительной
процедуре, введенной в 1891 г. в Германии).
После Гражданской
войны в США начали организовываться
в защиту своих экономических
интересов фермеры. Возникавшие
фермерские клубы ставили своей
целью борьбу за снижение налогов
и железнодорожных тарифов. В
дальнейшем из них выросли
более крупные фермерские объединения,
действовавшие (под разными названиями)
в отдельных штатах. Предпринимались
и попытки конституировать фермерское
движение в самостоятельную партию
— не только в местном, но
и в общенациональном масштабе.
Среди лиц свободных
профессий наиболее давние традиции
самоуправляющейся корпоративной
организации имели адвока ты, по
крайней мере в некоторых странах (например,
во Франции). Там, где их не существовало
раньше, такие организации стали возникать
во второй половине XIX в. Они определяли,
кто может быть допущен к адвокатской
практике, следили за соблюдением профессиональной
этики и т.д.
Одно из первых обществ
для защиты прав и материальных
интересов журналистов было основано
в Англии; к началу XX в. оно насчитывало
3000 членов. Британская медицинская ассоциация
существует с 1832 г., аналогичная ассоциация
в США — с 1847 г. Начиная с конца 50-х годов
до конца XIX в. в США создали свои общенациональные
объединения фармацевты, архитекторы,
инженеры различных специальностей, ученые-экономисты
и т.д.
Становление гражданского
общества. Институты гражданского
общества. Из существовавших к концу XIX
в. институтов гражданского общества активнее
всего взаимодействовали с государством
политические партии. Это взаимодействие
осуществлялось преимущественно через
их участие в парламентах и влияние в рамках
парламентских систем на состав и политику
правительств. На те или иные партии подчас
ориентировались и ассоциации, сложившиеся
на почве экономических интересов, рассчитывая
с их помощью добиться от государства
законов в поддержку своих требований.
Церковь функционирует как
институт гражданского общества постольку,
поскольку она имеет свою собственную
сферу деятельности (удовлетворение духовных
потребностей приверженцев данной конфессии,
различного рода благотворительные начинания
и т.д.) и в этой сфере, а также в своей внутренней
организации свободна от государственной
опеки, а с другой стороны — не нуждается
в государственном подкреплении своего
духовного авторитета. В последней трети
XIX в. к этому статусу в наибольшей степени
приближалось положение различных церквей
в США. В Европе дело обстояло по-иному.
Англиканская церковь в Англии еще со
времен Реформации подчинялась королю
и имела государственный характер. Лютеранство
в Дании и Норвегии, православие в освободившихся
от турецкого владычества балканских
странах официально признавались государственной
или господствующей религией. Очень непросто
складывались в ряде европейских стран
отношения между государством и католической
церковью.
В развитии этих
отношений последние десятилетия
XIX в. были переломным, переходным периодом,
когда римско-католическая церковь еще
не отказалась от поддержки сил, олицетворявших
феодальное прошлое, а обновленное в буржуазно-либеральном
духе государство лишь нащупывало свой
способ сосуществования с ней. Католицизм
весьма часто становился тогда выражением
политической оппозиции исходившим от
государства преобразованиям и вообще
новым веяниям. Папа Пий IX, в 1870 г. лишившийся
светской власти над Римом и оставшийся
лишь духовным главой католиков, еще до
этого обнародовал обширный перечень
осуждаемых церковью «современных заблуждений»,
отнеся к их числу свободу совести и слова,
светскую науку, принципы народовластия,
социалистические идеи, гражданский брак,
контроль светской власти над распоряжениями
церкви и даже самую мысль о возможности
и необходимости примирения церкви с прогрессом,
либерализмом и современной цивилизацией.
Со своей стороны государство, в принципе
не вмешиваясь во внутрицерковные дела
католиков, считало необходимым поставить
преграды клерикализму, т.е. вмешательству
церкви в политику, и ввести ее деятельность
в определенные, не всегда принимаемые
церковью законодательные рамки. Интересы
государства и церкви (католической прежде
всего, но также и других конфессий) наиболее
остро сталкивались в области школьного
дела — в таких вопросах, как права конфессиональных
школ, обучение религии в государстве!шых
школах и т.д. Школьные реформы, о которых
шла речь выше, были направлены на обеспечение
не только обязательности начального
образования, но и светского характера
общедоступной школы.
В целом к концу
XIX в. в странах Запада уже сложились основы
гражданского общества в современном
понимании. Однако некоторые его институты
(различного рода «группы интересов»)
лишь возникали. Другие в своей деятельности
слишком зависели от государства или,
наоборот, иной раз покушались на его прерогативы.
Взаимоотношения между гражданским обществом
и государством еще не стали тогда вполне
отлаженной системой — такая система
только начинала вырабатываться.