Становление и развитие социально-политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:15, реферат

Описание работы

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Файлы: 1 файл

Тема 3.docx

— 27.76 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Становление и развитие социально-политических идей

 

  1. Политические идеи Древнего мира.

 

Введение

 

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная  с III в. до н.э. образование крупных  поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового  притока рабов, расширения государственной  территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Одновременно с утверждением и  развитием рабовладельческого строя  в римском обществе вызревали  противоречия, обострявшиеся в периоды  гражданских войн и массовых выступлений  рабов (восстание под руководством Спартака 74—71 гг. до н.э. и др.).

С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями  развивающегося производства и невозможностью обеспечить постоянное увеличение численности  рабов. Некогда могущественное римское  государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана  германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми  учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались  на основе однотипных социально-экономических  отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний  Рим, долгое время остававшийся на периферии  Античного мира, вынужден был подтягиваться  до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом  греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.

Политико-правовые учения в Древнем  Риме формировались на основе философских  направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители

Политические и правовые учения в Древнем Риме   65

обычно воспроизводили греческие  учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций  римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались  в том, что ими были выдвинуты  идеи, соответствующие отношениям зрелого  рабовладельческого общества. Можно  выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской  политико-правовой мысли.

К первому из них следует отнести  изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений  частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной  собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить  правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к  правовым средствам закрепления  своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как "говорящего орудия" и т.п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось  обособление юриспруденции в  самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских  юристов получают детальное обоснование  институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация  имущественных сделок, содержание права  собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует  отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда  республиканская форма правления  была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию  римского общества оказала философия  стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном равенстве" всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Мно-

 

История политических и правовых учений

 

идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов  Римской империи. На протяжении II—III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

 

Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы

 

В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она  оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в  государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем  демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных  и мелких земельных собственников.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах "О государстве" и "О законах". Некоторые аспекты государственно-правовой тематики затрагиваются им также  в сочинениях по этике (например, в  трактате "Об обязанностях") и  в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для  всех сторонников аристократии представлений  о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают  не по установлению, а от природы, ибо  люди наделены богами стремлением к  общению. Первой причиной для объединения  людей в государство послужила "не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность  жить вместе". В духе аристократических  учений своего времени Цицерон настаивал  на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным  приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и  вопросы, касающиеся происхождения  и сущности права. "Истинный и  первый закон, способный приказывать  и воспрещать, есть прямой разум  всевышнего Юпитера", – утверждал  Цицерон. Этот высший, естественный и  неписаный закон возникает задолго  до того, как люди объединились в  гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа

 

Политические и правовые учения в Древнем Риме   67

 

или решением судей (здесь – откровенный  выпад против учений рабовладельческой  демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в  природе божественному порядку  – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного  естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал  Цицерон, "следует выводить из понятия  закона. Ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия". Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного  закона.

Сквозь этот строй типично аристократических  представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном противоречии с  собственными исходными положениями  Цицерон утверждал, что государство  является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, "народным установлением". Цицерон  признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в  силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, – заявлял  Цицерон, полемизируя с последователями  Аристотеля, – не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в  войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров  в жизни общества, Цицерон приходит к выводул что государство "держится на кредите".

Эти и другие подобные им положения  были заимствованы мыслителем из идеологии  полисной демократии. Развивая их, Цицерон  определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между Собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

 

Цицерон, говоря о народе в своем  определении государства, имел в  виду исключительно землевладельцев  и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате "Об обязанностях" перечень занятий  и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу  презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных  мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми "грязным  делом", у достойных граждан  не может быть никаких общих интересов.

 

 

Политические и правовые идеи первоначального  христианства

 

В I в. н.э. в Римской империи сложилась  и стала быстро распространяться новая религия – христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: "апостольская церковь" (примерно I—II вв.) и пришедшая  ей на смену (примерно во второй половине II в.) "епископальная церковь". Эволюция церковной организации  сопровождалась, очевидно, изменением политико-правовой идеологии христиан, однако в книгах Нового завета содержатся как первоначальные, так и последующие идеи христианства I—II вв.

В произведениях раннехристианской литературы (Откровение Иоанна – "Апокалипсис") осуждались рабовладельческий Рим – "великий город, царствующий над земными царями", римские императоры (особенно "зверь-антихрист Нерон" – гонитель христиан), цари, вельможи, тысяченачальники, богатые, купцы. Христиане мечтали об уничтожении "великой блудницы вавилонской" – Римской империи, которую они называли "царством дьявола", "дьявольским миром зла и насилия"' "Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкийi Ибо в один час пришел суд твой".

Христиане ждали пришествия мессии, Христа – избавителя, божьего посланника, который в схватке со "зверем-императором" сокрушит царство зла, повергнет  угнетателей в "геенну огненную".

 

Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный

 

Признание христианства государственной  религией не исключало того, что  между императорской властью  и церковью временами возникали  трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников  как на своих чиновников, обязанных  исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных  вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и  идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных  делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства  в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в  государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Одним из первых теоретиков теократии  был константинопольский епископ  Иоанн Златоуст (345—407). Из слов апостола "всякая власть от бога", рассуждал  Златоуст, не следует, что каждый князь  лично ставится богом – богом  дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли  наказания за такое вмешательство. Из этого следует назидание: "Оставайся  в своих границах – одни пределы  царства, другие священства. Однако последнее  больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому  царь преклоняет голову под руку священника".

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в  эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354—430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической – признанного святым и учителем церкви.

Информация о работе Становление и развитие социально-политических идей