Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:00, реферат
На очереди встала следующая задача – капиталистическая индустриализация. Однако в течение трёх десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом довольно скромным (2,5 – 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьёзным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырьё и оборудование для строительства железных дорог. Важнейшие шаги на этом пути, связанные с именем графа С. Ю. Витте, были сделаны с середины 90-х гг. Многие из современников сходились в том, что как государственный деятель Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обострённым «чувством жизни и её потребностей». Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 гг.
Становление индустриального общества в России
В утверждении капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, - только в 30 – 40-е гг. XIX в. Связанное с заменой ручного труда машинным, развитие капиталистической мануфактуры, как и во всех странах, прежде всего, происходило в лёгкой промышленности.
На очереди встала следующая
задача – капиталистическая
«Открытие» России иностранным капиталом произошло в 50-е гг. XIX в., но тогда экономика России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объёме ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать в России огромные сырьевые ресурсы, низкая конкуренция и дешёвая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли.
Обращение Витте к иностранному капиталу, естественно, привлекло к серьёзной политической полемике, особенно в 1898 – 1899 гг., между ним и теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчинённое положение по отношению к иностранным вкладчикам и утерять национальную независимость, - с другой. Со своей стороны, Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать запад. Стремление к индустриализации и западнические настроения шли рука об руку. Огромные темпы промышленного роста – самые высокие в мире были обусловлены тем, что Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь – капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой проведения капиталистической индустриализации в России.
Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 50 – 70 гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом. К 1892 г. государство находилось на грани финансового банкротства. Финансовая реформа Витте 1897 г. по накоплению золотого фонда позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют.
Ещё одним препятствием приложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при котором стимул к развитию отечественной промышленности отсутствовал. В 1877 г. были введены «золотые» (в золотой валюте) пошлины, что увеличило их реальную стоимость вдвое. В 1891 г. вступили в силу новые таможенные правила, запретительные для промышленных товаров иностранного производства.
Если в западной Европе строительство железных дорог «увенчало» индустриализацию, то в России оно послужило её исходной точкой.
О незамедлительном строительстве железных дорог впервые заявили в начале 60-х гг. XIX в. круги, связанные с вывозом хлеба, - помещики-экспортёры и торгово-промышленная буржуазия. В 1865 г. в России насчитывалось всего 3,7 тыс. км железных дорог (тогда как в Англии – 22 тыс. км, в США – 56 тыс. км).
За период с 1861 по 1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причём 22 тыс. из них – в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 гг. Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр – с окраинами.
К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской России окончательно формируются 8 основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны – Транссибирская магистраль, Среднеазиатская и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.
Создание в стране развитой транспортной сети позволяло нормально функционировать крупному машинному производству, на уровне которого в России возникали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Рельсовые дороги связывали местные рынки в единый внутренний рынок, что являлось показателем развития капитализма. Продвигаясь в необжитые места, они открывали новые ресурсы, ещё вчера лежащие втуне, - землю, лес, полезные ископаемые. Они позволили России выйти на мировой рынок в сфере зернового хозяйства.
Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экономики России. Ускорение грузоперевозок ускоряло и оборот капиталов. Главная роль в строительстве железных дорог (70% вложенных средств) принадлежала иностранному капиталу. Таким образом, иностранный капитал опосредованно стимулировал развитие всей российской экономики.
В пореформенные десятилетия наибольшую сложность составляла техническая перестройка тяжёлой индустрии.
В 1861 г. были приняты Правила для поощрения машиностроительного дела в России, затем в правительстве разработана новая система стимулирования роста собственного сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казённых заказах по повышенным ценам и денежным премиях. В 1878 г. была учреждена Особая комиссия для изучения причин, задерживающих развитие горного и механического дела в России. Одновременно «Общество содействия русской промышленности и торговле» внесло в правительство ходатайство о финансовой поддержке исключительно самостоятельных заводов, изготавливавших стальные рельсы из металлов отечественного производства. Но результативность мер оказалась низкой. Внутреннее потребление машин, металла и каменного угля в 2-3 раза превосходило производство в стране, покрываясь соответствующей долей импорта, общая стоимость которого превышала гигантскую по тем временам сумму в 1 млрд. рублей серебром. Таким образом, Россия дорогой ценой расплачивалась за свою техническую отсталость.
Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для России. В развитии отраслей тяжёлой промышленности – металлургической, каменноугольной, машиностро-ительной, электротехнической – его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причём на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, германия, Бельгия. Результаты экономической политики Витте выглядели впечатляющими. Промышленный взлёт 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий.
В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивались в нескольких районах – Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К концу XIX в. к ним добавились новые районы – Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Центральный регион вокруг Москвы приобрёл ещё большее значение, так же как и район вокруг Петербурга, представленные такими гигантами, как, например, Путиловский завод. Урал же, напротив, пришёл к тому времени в упадок из-за своей социальной и технической отсталости. Место Урала как ведущего промышленного района заняли Украина и юг России.
Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия сразу создавалась здесь как крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжёлой индустрии была характерна гигантская концентрация производства – на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 пролетариата. К 1914 г. промышленный пролетариат в Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях.
В 1866 г. европейские финансисты основали «Общество взаимного поземельного кредита», выпускавшее свои закладные листы через крупнейшие европейские банки, в частности банк Ротшильда. Хотя первые коммерческие банки России создавались исключительно на русские деньги, в дальнейшем организацию коммерческого кредита взял на себя иностранный капитал. Если в 60 – 80-е гг. преобладает германский капитал, то в 90-е гг. можно видеть определяющее влияние, как уже сказано, французского капитала. К концу 1913 г. из 19 крупнейших банков России 11 было основано на иностранные капиталы (5 из них – на французские).
Экономический подъём в 90-е гг. был связан и с торгово – промышленной политикой самодержавия – развитием акционерного учредительства: ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришёлся на 1899 г., когда было открыто 156 русских и 37 иностранных компаний.
К началу ХХ века Россия по объёму промышленного производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста – к Германии и США. Доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1,72% в 1860г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся в её распоряжении возможностям и современным задачам страны.
С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот – в четыре раза. Главными торговыми партнёрами России были Англия и Германия. Российский экспорт на 3/4 составляли сельскохозяйственные продукты, а импорт – главным металл, уголь, машины, хлопок.
Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт вырос в 1860 – 90-е гг. в 5 раз. В конце XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объёму сельскохозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма – «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования и применявших прогрессивный наёмный труд, и «американский» с доминирующими крестьянскими хозяйствами американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным – здесь шире применялся наёмный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу ХХ в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Опорой «американского» пути были окраины, не знавшие крепостного права, - Новороссия, Заволжье, Сибирь.
Российская промышленность полностью находилась под контролем государства и развивалась в зависимости от стратегических задач правительства. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, наиболее перспективным предприятиям предоставлялись субсидии, им гарантировались казённые заказы, определённая прибыль, рынки сбыта. Это привело к тому, что к концу XIX в. окончательно сложился «государственный капитализм».
«Насаждение» капитализма сверху было отличительной особенностью российской буржуазной эволюции. Новый строй развивался здесь форсированными темпами и накладывался на множество пережитков прошлого.
В России во многом отсутствовали духовно-культурные предпосылки капитализма – традиции частной собственности и свободного предпринимательства, прочное правосознание, высокий уровень грамотности населения. Грамотной к началу ХХ в. в России была лишь пятая часть населения. Феодальная структура России не выработала необходимых элементов буржуазного права: русские крестьяне никогда не были собственниками земли, помещики также не были безусловными частными собственниками, так как правительство всегда могло наложить секвестр (запрет пользования) на собственность того или иного владельца.
Психологическими чертами
народа были вековые привычки подчинения
государству, произвол властей, равнодушие
к закону. К этому можно добавить
особенности православного
Под влиянием капиталистического
развития к началу ХХ в. веками складывавшаяся
государственно-сословная
Россия вступает в стадию империализма одновременно в ведущими странами Запада на пороге ХХ в., хотя начала капиталистическое развитие много позже, чем они. Великие державы стремятся к переделу мира – между ними разворачивается борьба за источники сырья и рынки сбыта. Между тем, российский монополистический капитализм имел свои особенности. В отличие от большинства индустриальных держав Россия преимущественно ввозит капиталы – иностранные инвестиции преобладают в горнодобывающей, металло-обрабатывающей, машиностроительной промышленности. Исключительно большая роль в формировании монополистического капитализма принадлежит государству. Особенностями России были высочайшая степень концентрации промышленного производства и рабочей силы, а также неравномерность экономического развития – как по регионам, так и по отраслям. Новейший монополистический уклад не столько изменял старые формы хозяйства, сколько вырастал рядом с ними.
Информация о работе Становление индустриального общества в России