Стратегия
общественного развития
Беларуси в XXI веке
Понятие
общественного развития и подходы
к его теоретической интерпретации.
Основные теории общественного
развития. Доиндустриальное, индустриальное
(модернистское) и постиндустриальное
(информационное) общества—последовательные
стадии общественного развития. Национальные
интересы и цели общественного развития.
Понятие политической модернизации.
Тенденции
эволюции современного мира и
отечественный опыт общественного
развития. Социально-экономическая
сущность и технологическая основа
белорусского общества в период
СССР как органической части
советского общества. Индустриальное
общество - итог развития Беларуси
в советский период. Объективная
необходимость интеграции белорусского
общества в мировое сообщество.
Общество
постиндустриального типа - стратегическая
цель развития Беларуси в современных
условиях; объективные предпосылки
ее реализации. Основные задачи
постиндустриальной модернизации
белорусского общества в политической,
экономической, социальной и духовно-культурной
сферах его жизнедеятельности.
Особенности белорусской модели
социально ориентированной рыночной
экономики. Устойчивое и инновационное
развитие - способ движения Беларуси
к своей стратегической цели.
Постиндустриальная модернизация
и программные цели и задачи
политических партий Беларуси.
Национальная
консолидация, согласие различных
социально-политических сил по
основным приоритетам общественного
развития, национальная безопасность,
всесторонняя интеграция Беларуси
с Россией и другими странами
Содружества Независимых Государств,
успешное включение страны в
общеевропейскую интеграцию и
глобализационные процессы — важнейшие
внутри- и внешнеполитические условия
решения задач постиндустриальной модернизации
белорусского общества. Актуальные приоритеты
внешнеполитической деятельности Республики
Беларусь.
Общество
постиндустриального
типа. Стратегия и
цель.
Оказавшись в конце
XX века в новой для себя геополитической
ситуации, Беларусь встала перед проблемой
выработки стратегии своего развития
в XXI веке. Задача заключается в поиске
такой модели организации общества,
которая была бы адекватна историческим
особенностям страны и тенденциям развития
современного мира.
Нельзя, пожалуй,
согласиться с тем, что советское
общество, органическую часть которого
составляла Беларусь, явилось порождением
исключительно субъективной воли
руководителей страны и что
по этой причине его следовало
непременно отправлять "на слом".
Советский общественный строй
был не отклонением от магистрального
направления русской истории,
а ее закономерным продолжением
и развитием. Известно, что российский
капитализм практически не знал
стадии свободной конкуренции.
В отличие от стран Запада,
в России активно развивался
государственный капитализм. Именно
в ведении государства находились
крупнейшие промышленные предприятия
страны. Государство брало на
себя также значительную часть
расходов по развитию учреждений
здравоохранения, образования, науки
и культуры. В послеоктябрьский
период русской истории эта
тенденция проявляла себя в
форме государственного социализма.
Советское государство прямо-таки
культивировало индустриальные технологии
в производстве, развитие системы образования,
профессиональной подготовки и учреждений
науки. Во второй половине XX века по основным
параметрам советское общество превратилось
в индустриальное и фактически стояло
на пороге перехода в постиндустриальную
стадию своего развития.
В то же время
развитие советского общества
в целом и его экономической
системы в частности шло хотя
и своими специфическими путями,
но все же в русле мировых
тенденций. Вот мнение на сей
счет авторитетного американского
ученого Джона Гэлбрейта: "Современная
капиталистическая организация и развитая
социалистическая организация (имеются
в виду промышленные корпорации и комбинаты.
- В.М.) не противостоят друг другу. В широком
смысле они движутся в одном направлении
- не к неизбежной власти рынка, а к установлению
общих требований технологии и массового
производства, к созданию соответствующей
планирующей организации, к аналогичным
побудительным силам".
Таким образом,
как отечественный, так и западный
опыт показывает, что современный
мир характеризуется становлением
нового типа технологической
и социальной организации общества,
имеющего в различных странах
схожие черты. Коротко суть
происходящих изменений можно
определить как переход от
индустриальной стадии развития
общества к новой - постиндустриальной
или, по иной терминологии, информационной
стадии.
Приведенные положения
говорят о том, что поиск стратегии
общественного развития Беларуси, как
и России, должен связываться не с идеей
модернизации, предназначенной для стран,
не имеющих опыта индустриального развития,
и не с идеей формирования общества свободной
рыночной конкуренции. Первое направление
есть наше прошлое и пока еще настоящее,
второе - прошлое индустриально развитых
западных стран. Будущее же нашей страны,
как и западной цивилизации, находится
на пути постиндустриальной модернизации.
Данная стратегия предполагает ориентацию
на принципиально иные, нежели при индустриальной
модернизации, параметры общества. Подчеркиваю:
постиндустриальное общество на стадии
своей зрелости предполагает практически
полное вытеснение физического труда
из производственного процесса и замену
его трудом интеллектуальным. Это и есть
главный признак общества постиндустриального
типа. Очевидно, что общества в указанном
смысле пока нет нигде в мире. Стратегия
постиндустриальной модернизации предполагает
также и иную постановку задач по ее реализации
на той или иной стадии этого процесса.
Если исходить из реального состояния
различных сфер белорусского общества,
то на нынешнем историческом этапе к числу
приоритетных задач его модернизации
могут быть отнесены и формирование наукоемкой,
ресурсосберегающей и экологозащитной
экономики, и широкое внедрение информационных
технологий во всех областях жизнедеятельности
людей, и мощная государственная поддержка
перспективных направлений научно-теоретических
исследований, и всемерное развитие сети
учреждений по разработке инновационных
проектов, и многое другое из того, что
способно обеспечить оптимальное сочетание,
с одной стороны, культурных ценностей,
выработанных народом в предыдущие эпохи
своего развития, а с другой - альтернативных
феноменов культуры, формирующихся в процессе
становления постиндустриального информационного
общества.
Таким образом,
в современных условиях в качестве
стратегической цели развития
Беларуси, как и России, которая
может консолидировать и вывести
общество на новый этап социального
прогресса, выступает общественное
устройство постиндустриального
типа, или, если брать только
его технико-технологические аспекты,
это - общество, основанное на
информационных технологиях. Базовыми
ценностями такой стратегии развития
должны стать свобода, равноправие, социальная
справедливость и солидарность.
Необходимо отметить,
что Беларусь выбор своего
основного стратегического ориентира
сделала именно в пользу формирования
общества индустриального типа.
Этот ориентир закреплен в
первой статье Конституции, которая
гласит: "Республика Беларусь - унитарное
демократическое социальное правовое
государство". В принимаемых в
последующем на государственном
уровне программах и концепциях
эта формула стала наполняться
конкретным содержанием, определяющим
задачи экономического, социального,
политического и культурного
развития страны на ближайшую
и дальнюю перспективу.
При этом Беларусь
находится лишь на начальном
этапе своего движения к обществу
постиндустриального типа. Переход
к нему - это достаточно сложный
и длительный исторический процесс.
Определить этапы этого процесса
сегодня вряд ли еще возможно.
По некоторым оценкам, он займет
не одно десятилетие.
Все общественные
силы страны должны осознать,
что без согласия между ними
по основополагающим общественным
ценностям достижение заявленных
целей модернизации окажется
проблематичным. Не может успешно
развиваться общество, раздираемое
постоянными спорами о целях
и путях осуществления своего
политического курса. Как представляется,
у нас имеются объективные
и субъективные предпосылки для
достижения требуемого уровня
общественного согласия. Разумеется,
было бы преждевременным полагать,
что наше общество уже полностью
определилось по приоритетам
своего развития. Среди его различных
социально-политических сил все
еще продолжаются дискуссии, подчас
весьма острые, относительно понимания
прошлого, настоящего и будущего
белорусского народа. Однако уже
сегодня по целому ряду социальных
ценностей и установок в нашем
обществе достигнута достаточно
высокая степень согласия.
Что касается
внешнеполитических условий, то
необходимо сказать прямо: в
одиночку, без стратегических союзников
Беларусь не сможет трансформироваться
в современное общество постиндустриального
типа. Естественно, что главным
союзником нашей страны может
быть Россия. Для целей своей
модернизации Россия нуждается
в Беларуси, а Беларусь для
тех же целей нуждается в
России. Как это было и в
прошлые исторические периоды,
только вместе, т.е. объединяя
свои усилия и ресурсы, наши
страны в состоянии выйти на
новые рубежи социального прогресса.
Будущее наших стран - в их
равноправном союзе. Одновременно
ряду политиков Беларуси предстоит
избавиться от иллюзий насчет
того, что модернизироваться нам
поможет исключительно Запад.
Это далеко не так! У объединяющейся
Европы немало своих достаточно
утилитарных целей, и не следует
рассчитывать на безбрежную филантропию.
XXI век станет эпохой прагматизма,
и к этому надо быть готовым...
Разумеется, признание
правильности вышеизложенного ни
в коей мере не исключает
возможности развития сотрудничества
Беларуси как со странами Запада, так и
со всеми другими странами. Вслед за Россией
предметом внешнеполитических приоритетов
Беларуси являются Украина и другие страны
Содружества Независимых Государств.
Затем - прибалтийские государства Литва,
Латвия и Эстония, а также Польша. Наконец,
Беларусь стремится быть надежным партнером
всех народов, государств и международных
организаций, которые проявляют готовность
проводить по отношению к ней политику
взаимовыгодного сотрудничества.
Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Витебская
ордена «Знак Почета» государственная
академия ветеринарной медицины»
Тема самостоятельной
работы:
«Стратегия
общественного развития
Республики Беларусь
в XXI веке»
Кафедра философии
и политологии
Руководитель:
Козлов В.С.
Подготовила
студентка II курса
6 группы ФВМ
НИСПО
Вашкевич Д.В.
«ВИТЕБСК 2011»