Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 08:10, контрольная работа
Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. Порою кажется, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты 4
2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 7
3. Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Целью данной работы является изучение
структуры политического сознания. Для
достижения поставленной цели представляется
необходимым решить следующие задачи: 1.
Раскрыть понятие "политическое сознание",
его структурные компоненты. 2. Рассмотреть
политическую идеологию и психологию.
Их основные элементы, функции и особенности
формирования. 3. Объяснить смысл запрета
на создание государственной идеологии,
записанного в Конституции РФ.
Политическое сознание как
сфера общественного сознания является
отражением тех отношений, которые
складываются внутри общества между
различными социальными группами по
поводу завоевания, удержания и использования
власти, то есть - политических отношений.
Структура политического сознания достаточна
сложна. Она имеет множество самых разнообразных
измерений. И чтобы в них не запутаться,
выделяя структурные элементы политического
сознания, необходимо каждый раз ясно
представлять себе, по какому основанию
производится это выделение. А оснований
таких немало. Для начала подчеркнем, что
политическое сознание – это форма общественного
сознания, следовательно, оно формируется
как сознание групповое, корпоративное.
А так как социальных групп в обществе
много, то вполне правомерно выделение
особенностей политического сознания
в зависимости от его носителя, субъекта,
т.е. какой-либо социальной общности. В
качестве таких субъектов политического
сознания могут выступать, классы, сословия,
нации, возрастные группы (молодежное
политическое сознание, например), территориальные
и т.д. Другим ведущим основанием выделения
структурных элементов политического
сознания являются глубина и адекватность
постижения им политической реальности.
По этому критерию выделяют уровни политического
сознания – теоретический и обыденный,
идеологический и психологический[5].
Наиболее влиятельными формами
политического сознания являются политическая
идеология и политическая психология.
В идеологиях фиксируются те общественно
значимые ситуации, которые возникают
в жизни и требуют сознательного выбора.
В процессе выработки активного решения
и его последовательного воплощения, оформляются
и социальные идеалы как стратегические
устремления того или иного слоя. Идеология
- это социально значимая, теоретически
оформленная система идей, в которой отражаются
интересы определенных слоев и которая
служит закреплению или изменению общественных
отношений. Идеология есть объединяющий
систематизированный способ социально-группового
мышления. Система ценностей, которые
закрепляются в идеологии, создает ориентиры
для социального действия. Эти ориентиры
мобилизуют людей, руководят их общественной
активностью и определяют ее[6]. Основным
содержанием политической идеологии является
политическая власть, ее трактовка, отношение
к различным политическим институтам,
представления о наилучшем государственном
устройстве, методах и средствах социальных
преобразований. В политической идеологии
фиксируется отношение к партиям, массовым
движениям, устанавливаются ориентиры
в сфере международных отношений, определяются
принципы решения национального вопроса.
Политическая идеология формирует общественные
идеалы и обосновывает их как значимые
для всего общества. Особую роль идеологии
приобретают в период революционных потрясений,
когда в массовое политическое действие
вовлекаются огромные слои населения.
Движение Реформации в XVI веке. Английская
(1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные
революции раскрыли роль идеологии как
детерминанты политики. Именно современная
политическая история показала, как идеологические
представления мобилизуют, направляют
и активизируют деятельность людей. Центральное
положение идеологий в структуре политического
сознания изначально обусловлено рядом
отличительных особенностей их формирования
и функционирования, к которым обычно
относят: - целостность, систематичность
представленного в идеологии знания, использование
средств познания теоретического уровня;
- появление на свет в результате деятельности
идеологов, профессионалов интеллектуальной
деятельности (стихийно, «сама собой»
идеология не складывается); - изначальную
нацеленность на изменение или закрепление
существующих политических отношений
и институтов; - обусловленность интересами
различных социальных групп (классов,
слоев, сословий, элит и пр.); - апелляцию
к целям и ценностям общественной жизни
в качестве одного из главных аргументов; -
склонность к некоторой лакировке действительности[3].
К числу ведущих функций идеологии
относятся: - целеобразующая формулировка
целей общественного развития, придающих
смысл и обоснование притязаниям социальных
групп на власть; -программно-
Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру[4].
Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы; свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства; разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение; равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение); толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм; согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии; конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции. В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости[3].
Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны: традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим; несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо; иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе; порядок — общество может существовать только в том случае, если государство установит в нем закон и порядок; патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов; собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности. В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции[6].
Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются: равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано; приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности; коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек; общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной; массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества; плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.
Социал-демократическая
идеология является вариантом социалистической
идеологии. Как утверждают сторонники
этой идеологии, переход к обществу социальной
справедливости и равенства должен быть
постепенным. Механизм этого перехода
— не революция и насилие, а социальные
реформы. Коммунистическая
идеология — еще один вариант социалистической
идеологии. Ее теоретическое обоснование
было предпринято К.Марксом и В.И. Лениным.
Коммунисты считают, что реформы не способны
привести общество к установлению социальной
справедливости, так как правящие классы
не захотят добровольно отдать свою власть.
Поэтому единственно верный путь — революционное
насилие, которое должно уничтожить капитализм.
Идеалом для коммунистической идеологии
является бесклассовое коммунистическое
общество, в котором реализован принцип
«от каждого — по способностям, каждому
— по потребностям»[4].