Структура управления для полупрезидентской формы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Под формой правления понимается организация власти, характери¬зуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен¬но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все госу¬дарства по форме правления делятся на монархии и республики

Содержание работы

Введение. 3
Смешанная (полупрезидентская) республика 4
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

опыт зарубежного управления.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Полномочия  правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало учреждение института несовместимости должности члена правительства с обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью профессионального представительства общенационального характера, а также со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью. Несовмещение министерской должности и парламентского мандата привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому контролю главы государства, особенно когда президент и большинство мест в Национальном собрании принадлежат к одной партийной группировке.

Особая роль в правительстве принадлежит  премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских  комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления.  Он «обеспечивает выполнение законов». Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр  обладает значительными правами  в отношении парламента, некоторые  из них он осуществляет лично, другие — в сотрудничестве с президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.

Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных  паритетных комиссий при разногласиях парламентских палат в отношении  какого-либо законопроекта; он может  просить президента, чтобы тот предложил парламенту повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит право ставить в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он широко пользуется.

Парламент состоит  из двух палат: нижней — Национального собрания и верхней — Сената.

Национальное  собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5 % голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, снимая остальных.

Верхняя палата — Сенат — формируется по-иному. По мысли учредителей Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему иное политическое «лицо», чем у Национального собрания. Эта палата формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы  сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них — 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система. Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в других департаментах не обеспечивает должного представительства городского населения, находящегося там в меньшинстве.

Функции французского парламента мало чем отличаются от функций центральных представительных органов других зарубежных стран; они  делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические.

Парламент собирается на одну сессию в году. Кроме того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-министра,  либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессий осуществляется декретом президента республики.

Для руководства  работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего  значительную роль в нижней и особенно в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры. Председатель сената в случае вакантности поста президента республики временно исполняет его обязанности; каждый председатель назначает в Конституционный совет по три члена; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки к конституции. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера этих актов относится к регламентной области.

Правовое  положение членов парламента не отличается чем-либо особенным от избранных представителей в других странах. Парламентарии рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата. Французский закон стремится обеспечить независимость парламентариев и самого представительного учреждения от посягательств исполнительной власти. Личная независимость парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий.

Статья 34 конституции  устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами  упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры  о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются:

1) возможностью  для президента республики действовать через голову парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;

Парламент имеет  право изменять действующую конституцию. Несмотря на то, что экономические  полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительству.

Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не обладает. На основании ст. 40 конституции  законопроекты не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.

Правительству принадлежит право требовать  от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь поправок правительства. Такая процедура называется «блокированным голосованием». Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать дискуссию.

После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром и публикуется.

Делегация полномочий правительству осуществляется при  наличии двух условий — при наличии у правительства программы и получении уполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного регулирования.

Французский парламент применяет практически  все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки;  2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента, вторая — только Национальным собранием.

С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее.

Политическая  ответственность правительства  означает, что депутаты Национального  собрания могут заставить правительство  уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав  в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности.

Французский парламент характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом  доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии — обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся к двум — объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как показал опыт, полупрезидентская форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

Термин “полупрезидентское правление” впервые был употреблен в 1970г. в учебнике политических учреждений во Франции. Вот как определяет его М.Дюверже: ”Под полупрезидентским правлением мы понимаем органы государственной власти одной из западных демократий, которые объединяют два следующих элемента: 1) президент республики, избранный всеобщим голосованием и получивший соответствующую власть; 2) премьер-министр и правительство, ответственное перед депутатами” . К таким странам он относит Веймарскую республику (1919-1933), Финляндию с 1919 г., Австрию с 1929 г., Ирландию с 1937 г., Исландию с 1945 г., Францию с 1962 г. и Португалию с 1976 г. На наш взгляд, теперь сюда можно отнести Румынию с 1991 г., Польшу с 1992 г. иУкраину с 1996 г.

На мой взгляд, Веймарскую республику, Австрию, Ирландию и Исландию нельзя называть полупрезидентскими, они являются парламентскими республиками, хотя и со своими особенностями. В Австрии, Ирландии и Исландии глава государства избирается всеобщим голосованием и обладает соответствующей властью. Но, как правило, он ее не осуществляет. Полупрезидентские по закону, эти три страны на самом деле являются парламентскими, избранник народа там имеет значение не больше, чем королева Англии. Австрия, Ирландия и Исландия — фактически парламентские государства, и несмотря на похожесть с юридической точки зрения, нельзя отождествлять правительства Вены, Дублина и Рейкьявика с теми, которые функционируют в Хельсинки, Париже, Лиссабоне.

Список  использованной литературы

 

  1. Грибов В.М. Франция. Государство и политика. История, №2, 2003г
  2. Ивашкевич Е.Ф. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. Витебск, 2002г.
  3. Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат. 1958 г.
  4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001 
  5. Решетников. Ф.М. Правовые системы стран мира.  - М.: 2003
  6. Современные зарубежные конституции. — сост. Маклаков В. В. - М.: 2002
  7. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное  управление в зарубежных странах. – М.: 2005
  8. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие.  – М.: 2006

Информация о работе Структура управления для полупрезидентской формы управления