Субъект и объект власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:22, реферат

Описание работы

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.

Файлы: 1 файл

Субъект и объект власти.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

Субъект и объект власти

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или  второго, пассивного субъекта), отношений  господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между  людьми, группами людей, обществом и  его частями, то есть субъектами, наделенными  сознанием, волей, способностью действовать.

Субъектами власти могут  быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое  сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и  лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как  желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ,  нации, классы, социальные группы  и слои). Они влияют на власть  опосредованно. В периоды радикальных  политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут  на короткое время брать политическую  власть непосредственно в свои  руки путем бунта, восстания,  революции, гражданского неповиновения,  создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические партии  и организации. Правящие партии  оказывают непосредственное влияние  на функционирование политической  власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние  оппозиционных партий закреплено  в законодательном порядке (право  создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические  элиты и бюрократия существуют  в любом обществе, их влияние  на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают  интересы различных слоев, группировок,  существующих в обществе. В ряде  западных стран лоббизм признан  официально, и его деятельность  контролируется;

- групповое и индивидуальное  лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе.

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и  объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно  присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят  от политической культуры населения.

Ресурсы власти и их классификация поведение воздействие

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы  власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут  использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Существует несколько  классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).  

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного  наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы  утилитарные. Это, например, судебное преследование  участников забастовки, не побоявшихся  экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы  поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. 
 Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Экономические ресурсы - это  материальные ценности, необходимые  для общественного и личного  производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

Социальные ресурсы - способность  повышения или понижения социального  статуса или ранга, места в  социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и  социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. 

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также  средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах "знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности, - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти". В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.

Принудительные (силовые) ресурсы- это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества - высших ценностей. 
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми

видам  ресурсов.   

           Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь водном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Виды власти

Особенности различных элементов  власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут  использоваться в качестве оснований  ее типологий.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на:

• экономическую;

• социальную;

• духовно-информационную;

• принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);

• политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов, власть делится на:

• государственную;

• партийную;

• профсоюзную;

• армейскую;

• семейную и т.п.

По широте распространения  выделяются:

• мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

• макроуровень - центральные  органы государства;

• мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

• микроуровень - власть в  первичных организациях и малых  группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:

• законодательная;

• исполнительная;

• судебная.

по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –

• демократическая;

• авторитарная и т.п.

Особенности различных элементов  власти (субъекта, объекта, ресурсов и  оснований) могут использоваться в  качестве оснований ее типологии. Наиболее плодотворна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность  на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку “экономический контроль - это контроль над средствами достижения всех наших целей”.

С экономической властью тесно  связана социальная, которая выражается в распределении позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот  и привилегий. Современные государства  обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они  могут влиять на социальное положение  больших групп населения, завоевывая или теряя их поддержку.

Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета.

Принудительная власть опирается  на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует путать с политической, хотя легальное использование силы - важнейшая особенность политической власти. Насилие и физическое принуждение могут широко применяться во внеполитической сфере и ради достижения неполитических целей (криминальных, экономических и др.).

Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется  реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики (класса, группы или  индивида) проводить свою волю, выраженную в политике и правовых актах.

Политическая власть является сложным  общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она  выступает как система трех определенных видов отношений:

- социально-политических, которые  регулируют отношения социальных  слоев и организаций с политической  властью;

- политико-управленческих, которые  регулируют экономические, социальные  и духовные взаимоотношения политических  кругов с социальными образованиями  и общественными организациями;

- политико-идеологические, оказывающие постоянное и всестороннее влияние на массовое сознание.

С развитием общества происходит постепенная  институциализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом, власть приобрела политический характер.

 

Заключение

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть – определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие  от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в  общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних  дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так  и политический процесс, где доминируют переменные величины.

Политический порядок  включает структурные и системные  элементы. Здесь важно исследовать  проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического  неравенства; механизмы правления  в рамках различных государств.

Информация о работе Субъект и объект власти