Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:22, реферат
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.
Субъект и объект власти
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.
Субъектами власти могут
быть отдельные личности, организации,
общности людей, союзы государств, мировое
сообщество. Первичными субъектами являются
индивиды, вторичными — политические
организации, субъектами более высокого
уровня — политические элиты и
лидеры. Как правило, субъекты власти
должны обладать такими качествами, как
желание властвовать, воля к власти,
готовность брать на себя ответственность,
компетентность, профессионализм, умение
использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Иногда стремление властвовать связано
с тем, что власть открывает широкие
возможности для получения
К субъектам политической власти относятся:
- социальные общности (народ,
нации, классы, социальные группы
и слои). Они влияют на власть
опосредованно. В периоды
- государство;
- политические партии
и организации. Правящие
- правящие элиты, бюрократия,
лобби (группы давления). Политические
элиты и бюрократия существуют
в любом обществе, их влияние
на власть зачастую
- групповое и индивидуальное лидерство;
- личная власть;
- отдельные личности (граждане)
в условиях выборов,
- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе.
От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения.
Ресурсы власти и их классификация поведение воздействие
Важнейшей социальной причиной
подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение
Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают
средства воздействия на внутренний
мир, ценностные ориентации и нормы
поведения человека. Они призваны
убедить подчиненных в общности
интересов руководителя и исполнителей,
обеспечить одобрение действий субъекта
власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти
широко распространена классификация
ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами
жизнедеятельности - на экономические,
социальные, культурно-информационные,
принудительные (силовые).
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы - способность
повышения или понижения
Культурно-информационные ресурсы
- знания и информация, а также
средства их получения и распространения:
институты науки и образования,
средства массовой информации и др.
Как считает известный
Принудительные (силовые) ресурсы-
это оружие, институты физического принуждения
и специально подготовленные для этого
люди. В государстве их ядро составляют
армия, полиция, службы безопасности, суд
и прокуратура с их вещественными атрибутами:
зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами
и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается
наиболее эффективным источником власти,
поскольку его использование способно
лишить человека жизни, свободы и имущества
- высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются
ее субъектами в комплексе, особенно государством,
в большей или меньшей степени обладающим
всеми
видам ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь водном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Виды власти
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:
• экономическую;
• социальную;
• духовно-информационную;
• принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);
• политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов, власть делится на:
• государственную;
• партийную;
• профсоюзную;
• армейскую;
• семейную и т.п.
По широте распространения выделяются:
• мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
• макроуровень - центральные органы государства;
• мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)
• микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:
• законодательная;
• исполнительная;
• судебная.
по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –
• демократическая;
• авторитарная и т.п.
Особенности различных элементов
власти (субъекта, объекта, ресурсов и
оснований) могут использоваться в
качестве оснований ее типологии. Наиболее
плодотворна классификация
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку “экономический контроль - это контроль над средствами достижения всех наших целей”.
С экономической властью тесно связана социальная, которая выражается в распределении позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на социальное положение больших групп населения, завоевывая или теряя их поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует путать с политической, хотя легальное использование силы - важнейшая особенность политической власти. Насилие и физическое принуждение могут широко применяться во внеполитической сфере и ради достижения неполитических целей (криминальных, экономических и др.).
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики (класса, группы или индивида) проводить свою волю, выраженную в политике и правовых актах.
Политическая власть является сложным общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она выступает как система трех определенных видов отношений:
- социально-политических, которые
регулируют отношения
- политико-управленческих, которые
регулируют экономические,
- политико-идеологические, оказывающие постоянное и всестороннее влияние на массовое сознание.
С развитием общества происходит постепенная институциализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом, власть приобрела политический характер.
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть – определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины.
Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.