Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:49, реферат
Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Введение………………………………………………………………………3
1. Субъект социальной политики……………………………………………5
1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах…….5
1.2 Субъекты социальной политики в теоретическом аспекте…………..11
2. Характеристика…………………………………………………………..15
2.1 Характеристика субъектов и объектов социальной политики РФ….15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………...20
Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации: состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.
Это следующие группы населения: инвалиды
(как взрослые, так и дети), лица,
подвергшиеся радиационному воздействию,
семьи, в которых имеются дети-
Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).
Субъектами социальной политики являются:
1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:
государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
2) общественные, благотворительные
и другие организации и
3) люди, занимающиеся практической
социальной работой
4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;
5) исследователи социальной
В России практически уже создано
несколько исследовательских
2. Характеристика.
2.1 Характеристика объектов
и субъектов социальной
Объектом социальной политики является
практически все население
Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:
государственные ведомства и учреждения;
органы местного самоуправления;
внебюджетные фонды;
общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;
профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;
добровольцы;
граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
Главный субъект социальной политики - социальное государство - должно обеспечивать:
движение к достижению в обществе социальной справедливости;
ослабление социального
предоставление каждому работы
или иного источника
сохранение мира и согласия в обществе;
формирование благоприятной
Для проведения социальной политики
существуют федеральные структуры
законодательной и
При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.
При Президенте РФ существует должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка является:
обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
правовое просвещение в
запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
беспрепятственное посещение федеральных
органов государственной
проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.
Основными звеньями управления социальным развитием в России являются в целом органы государственной власти РФ, субъекта РФ, а также органы местного самоуправления.
Среди федеральных органов - федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.
Субъекты социальной политики можно разделить по уровням: федеральный, региональный и местный.
Заключение.
Объектами социальной политики являются
люди, объединенные в социальные общности.
Они дифференцируются с учетом деления
населения на трудоспособное и нетрудоспособное,
а также по уровню доходов. Государственная
помощь должна оказываться нетрудоспособным,
бедным и малообеспеченным людям
и семьям. В качестве субъектов
социальной политики страны выступают
органы государственной власти, учреждения,
организации и предприятия, которые
формируют и реализуют
Субъектами реализации социальной
политики государства также выступают
учреждения образования, здравоохранения,
культуры и искусства, физической культуры
и спорта, социального обеспечения
и социальной защиты, организации
и предприятия жилищно-
При указании на субъект социальной политики ближе к истине находятся те ученые, которые говорят об обществе в целом. Если под субъектами защиты понимать только государство и его органы, то из поля социальной политики выпадают ее неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а иногда и решающую, роль в защитных процессах. Общество же включает в себя и его формальную организацию (государство), и отдельные общности, и индивидов, и из взаимодействия.
Субъекты социальной политики, как и социального управления вообще, отличаются доминирующим влиянием. Многогранная структура таких субъектов, сложность их взаимоотношений в процессе реализации социальной политики предусматривают четкое разделение между ними заданий, функций и компетенции. Субъекты социальной политики требуют поддержания необходимого соотношения между ее составляющими, применяемыми формами и средствами воздействия на объект, а также согласование усилий государственных, политических, общественных, хозяйственных и других организаций, трудовых коллективов и единства институциональных и других субъектов. Это требует выделения в системе основного координирующего субъекта, который объединял бы усилия и многогранную деятельность других участников этого процесса. Среди институциональных структур (институционализация - это процесс упорядочения и формализации социальных связей), которые осуществляют социальную политику в этой сфере, решающую роль играет государство. Государство является основным субъектом социальной политики, который призван выполнять координирующую, организующую роль в регулировании процессов функционирования и развития социального бытия. По потенциалу государство как субъект социальной политики преобладает возможности других субъектов этого процесса.
Список литературы.