Субъект социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:49, реферат

Описание работы

Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Субъект социальной политики……………………………………………5
1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах…….5
1.2 Субъекты социальной политики в теоретическом аспекте…………..11
2. Характеристика…………………………………………………………..15
2.1 Характеристика субъектов и объектов социальной политики РФ….15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………...20

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 33.13 Кб (Скачать файл)

Этих объектов достаточно много. Попробуем  классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации: состояние здоровья, которое не позволяет  самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические  затруднения, испытывающие психологические  стрессы, склонные к суицидальным попыткам; служба и труд в экстремальных  социальных условиях.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами  социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе  учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные  дисциплины в области социальной политики).

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации,  учреждения, социальные институты  общества:

государство со своими структурами  в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой  на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные  центры социальной помощи семье и  детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей; реабилитационные центры для  детей и подростков с ограниченными  возможностями; социальные приюты для  детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической  помощи по телефону и др.;

администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и  т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные  и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского  Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации  и т.д.

3) люди, занимающиеся практической  социальной работой профессионально  или на общественных началах.  Фактически они являются представителями  двух указанных субъектов социальной  политики. При этом их можно  разделить на две группы: организаторы-управленцы  и исполнители, практические социальные  работники, оказывающие непосредственную  помощь, поддержку, обеспечивающие  социальную защиту клиентов, представителей  уже рассмотренных объектов социальной  политики.

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению  знаний, навыков, умений: руководители  студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют  состояние социальной работы, используя  различные методы, разрабатывают  научные программы, фиксируют  существующие и зарождающиеся  тенденции в этой области, публикуют  научные отчеты, книги, статьи  по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе  играют кафедры ведущих вузов  страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите  докторских и кандидатских диссертаций  в области социальной проблематики.

В России практически уже создано  несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным  ее направлениям.

 

 

2. Характеристика.

2.1 Характеристика объектов  и субъектов социальной политики  РФ.

Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся  в трудной жизненной ситуации).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

государственные ведомства и учреждения;

органы местного самоуправления;

внебюджетные фонды;

общественные, религиозные, благотворительные  или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;

профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;

добровольцы;

граждане (например, через участие  в гражданских инициативах, группах  самопомощи и т.д.).

Главный субъект социальной политики - социальное государство - должно обеспечивать:

движение к достижению в обществе социальной справедливости;

ослабление социального неравенства;

предоставление каждому работы или иного источника существования;

сохранение мира и согласия в  обществе;

формирование благоприятной для  человека жизненной среды.

Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры  законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство  РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

При Президенте Российской Федерации  образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи  и демографии.

При Президенте РФ существует должность  Уполномоченного по правам ребенка  в РФ. Основными задачами Уполномоченного  по правам ребенка является:

обеспечение защиты прав ребенка и  содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

правовое просвещение в области  защиты прав ребенка;

запросы и получение в установленном  порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных  лиц;

беспрепятственное посещение федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организации;

проведение самостоятельно или  совместно с уполномоченными  государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным  лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает  нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых  мер восстановления указанных прав и интересов;

привлечение в установленном порядке  для осуществления экспертных и  научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и  специалистов, в том числе на договорной основе.

В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и  социальной поддержке, которые на нормативном  уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России являются в  целом органы государственной власти РФ, субъекта РФ, а также органы местного самоуправления.

Среди федеральных органов - федеральные  министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и  туризму и др.

Субъекты социальной политики можно  разделить по уровням: федеральный, региональный и местный.

 

Заключение.

Объектами социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления  населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная  помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям  и семьям. В качестве субъектов  социальной политики страны выступают  органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые  формируют и реализуют социальную политику.

Субъектами реализации социальной политики государства также выступают  учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения  и социальной защиты, организации  и предприятия жилищно-коммунального  хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского  транспорта и связи в части  обслуживания населения.

При указании на субъект социальной политики ближе к истине находятся  те ученые, которые говорят об обществе в целом. Если под субъектами защиты понимать только государство и его  органы, то из поля социальной политики выпадают ее неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые  играют важную, а иногда и решающую, роль в защитных процессах. Общество же включает в себя и его формальную организацию (государство), и отдельные  общности, и индивидов, и из взаимодействия.

Субъекты социальной политики, как  и социального управления вообще, отличаются доминирующим влиянием. Многогранная структура таких субъектов, сложность  их взаимоотношений в процессе реализации социальной политики предусматривают  четкое разделение между ними заданий, функций и компетенции. Субъекты социальной политики требуют поддержания необходимого соотношения между ее составляющими, применяемыми формами и средствами воздействия на объект, а также согласование усилий государственных, политических, общественных, хозяйственных и других организаций, трудовых коллективов и единства институциональных и других субъектов. Это требует выделения в системе основного координирующего субъекта, который объединял бы усилия и многогранную деятельность других участников этого процесса. Среди институциональных структур (институционализация - это процесс упорядочения и формализации социальных связей), которые осуществляют социальную политику в этой сфере, решающую роль играет государство. Государство является основным субъектом социальной политики, который призван выполнять координирующую, организующую роль в регулировании процессов функционирования и развития социального бытия. По потенциалу государство как субъект социальной политики преобладает возможности других субъектов этого процесса.

 

 

Список литературы.

  1. Аверин А.Н., Берестова Л.И., Бобков В.Н. Социальная политика. Учебник. М.: Экзамен, 2008.
  2. Волгина Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.
  3. Морозова Е.А. К определению социальной политики и социальной защиты.
  4. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М.: союз, 2004.
  5. Социальная политика России: проблемы развития. Чиновник. 2008.
  6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф.А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Указ Президент РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.
  8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  10. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

 


Информация о работе Субъект социальной политики