Судебная реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Введение
Судебная реформа 1864 года
Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года. Ее основные положения
Заключение
Список используемой литературы

Содержание работы

Существенное влияние на развитие отечественного государства и права оказали многие исторические события. Например, одно из них- судебная реформа 1964 года. А важнейшей отличительной чертой истории отечественного государства и права является обусловленная победа социалистической революции и существование советского государства и права, принятие первой социалистической конституции 1918 года.

Файлы: 1 файл

контрольная по ИОГП.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

При разработке реформы высказывалось  предложение создать должность  областного главного судьи, который  осуществлял бы общее руководство  судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся что судебная система может тем самым получить излишнюю автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

Судебная реформа 1864 года была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный  орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные судьи фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и имущественных ценз в те времена имели преимущественно дворяне.

В целом становление  новых судов встретилось со значительными  трудностями. Новые принципы их деятельности- гласность, состязательность, пусть относительная независимость судей от административных властей- не могли вызвать подозрительности и противодействия со стороны буржуазной государственной бюрократии.

Таким  образом,  судебная  реформа  1864  года  провозгласила   новые, буржуазные по своему характеру, принципы: отделение суда  от  администрации, его независимость, создание всесословного суда, гласность судопроизводства, равенство всех перед судом, несменяемость судей, право защиты,  прокурорский надзор.  Это  должно  было  повысить  законность  в  суде,  усилить  влияние общественности в судебном процессе.

Судебная реформа, по общему признанию современников  и исследователей, была самой демократичной  и самой последовательной из всех реформ, проведенных Александром II. Равенство всех граждан перед законом разрушало сословный строй с его привилегиями и ограничениями. Проведя судебную реформу, Россия сделала огромный шаг вперед в своем политическом развитии.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, тем не менее судебная реформа с самого начала несла в себе немало пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок предания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации- все это ослабляло эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления администрации на судебные органы.

Предание государственных  чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер.

Итак, судебная реформа 1964 года имела прогрессивное значение, так как заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция и тому подобное). Однако значение  этой судебной реформы умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в том числе о государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам и так далее.

Эти и другие изъяны из общего судебного порядка постепенно подготовили почву для надвигающихся  контрреформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка и принятие  Конституции РСФСР 1918 года.

Ее основные положения.

 

Принятые II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов декреты  закрепили принцип полновластия Советов, но не установили норм, регламентирующих порядок и компетенцию местных Советов, их исполнительных органов. Не были определены  сущность и форма государства, конституционные права и свободы граждан, порядок реализации населением избирательного права. Ш Всероссийский съезд Советов, принявший Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, также оставил без решения многие вопросы, которые традиционно входят в содержание основного закона государства- Конституции.

Поэтому после заключения Брестского договора с Германией  первоочередной задачей советского государства стала подготовка Конституции. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 года. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров –максималистов) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла 4 месяца и на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года был принят один из четырех рассматривавшихся проектов Основного закона РСФСР.

Это была первая в истории  человечества социалистическая конституция.

Конституция состояла из шести разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,  2) Общие положения Конституции, 3) Конституция советской власти, 4) Активное и пассивное избирательное право, 5) Бюджетное право, 6) О гербе и флаге РСФСР.

Достаточно устойчивое положение советской власти и всесилие большевиков в Советах безусловно сказались в основных положениях Конституции прежде всего в формулировках сущности и задач государства. Статья 9 Конституции прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящую своей целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и построение бесклассового общества- социализма.

Положение о ликвидации капиталистических отношений и  переводе России на социалистические рельсы полностью соответствовало программным положениям большевиков и легализовывало уже проведенные в этом направлении меры по национализации (социализации) земли и ее недр, банков, значительной части заводов и фабрик, отмене сословий и связанных с ним привилегий, отделение церкви от государства.

По форме государственного устройства советское государство  признавалось Федерацией Советских  национальных республик. Подобное положение  содержалось в Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа. Однако в статье 11 Конституции давалась иная формулировка- допускалось вхождение в Федерацию автономных областных союзов, отличающихся особым бытом и национальным составом. Разноречия Конституции относительно форм национально-государственных образований в РСФСР свидетельствуют о том, что в этот период большевики не имели ясных представлений о том, каким путем и в форме каких государственных образований надлежит решать национальный вопрос в России.

Достаточно своеобразно  закреплялись конституционные права  и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Значительная часть населения, так называемые эксплуататоры и лица, не занимающиеся трудом, были лишены права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Принцип равноправия граждан Конституция связывала только с их расовой и национальной принадлежностью и предоставляло государству право лишать отдельных лиц или социальные слои конституционных и иных прав в случаях пользования ими в «ущерб

 

 социалистической  революции».1

Во –вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся, и не раскрывала их содержание. Назывались лишь те права и свободы, которые должны обеспечиваться советским государством. Например, устанавливалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства, а школа от церкви, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается всеми гражданами. Подобным образом в Конституции закреплялись еще три политические свободы: свобода слова, выражения своих мнений, собраний, шествий, митингов и демонстраций, а также общественных союзов.  Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставления рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.

Конституцией предусматривались две конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Первая обязанность распространялась на всех граждан России без какого-либо исключения, поскольку «не трудящийся, да не ест!». Всеобщая воинская повинность носила дифференцированный характер. Трудящимся предоставлялось право «защищать революцию с оружием в руках», а остальным слоям населения «отправлять иные воинские обязанности».2

В специальном разделе  Конституция закрепляет структуру, порядок формирования и компетенцию центральных органов государства:

 

_________________

1 В.М.Сырых «История государства и права России». Учебное пособие. 2-е изд.,испр.и доп.-М.:Эксмо, 2007- С.51

 

2 Там же. С.52

Всероссийских съездов  Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных Советов и предметы их ведения.

Активное и пассивное  избирательное право предоставлялось  лицам, достигшим к дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-земледельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Этим правом наделялись все солдаты Красной Армии и флота, а также граждане, потерявшие трудоспособность, если они до этого принадлежали к какому-либо из вышеназванных категорий населения.

Основанием  лишения избирательных прав признавались прежде всего случаи проживания лицом на нетрудовые доходы, полученные в виде процента с капитала, доходов с предприятий, прибыли от использования наемного труда. Подобные правила распространялись на всех лиц, независимо от их социального происхождения: помещиков, буржуазию, крестьян и рабочих, сумевших пробиться в «зажиточные» слои населения. Лишались избирательного права также монахи и духовные служители церкви, частные торговцы, служащие и агенты бывшей полиции.

Другая особенность избирательного права по Конституции РСФСР выражается в неравном избирательном праве рабочих и крестьян. Выборы делегатов на Всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских Советов- 1 делегат на 25 тысяч избирателей, от губернских съездов Советов- 1 делегат на 125 тысяч жителей. Различные нормы представительства от городских, уездных и волостных Советов устанавливались и при выборах на областные и губернские съезды Советов.

Закрепление неравных выборов  и лишение избирательных прав значительной части населения России не является обязательным условием проведении  всеобщих и равных выборов советская власть и ее идеологи- большевики неизбежно потерпели бы сокрушительное поражение, стоило только населению избрать на Всероссийский съезд Советов большинство делегатов от мелкобуржуазных и буржуазных партий. С помощью конституционных ограничений избирательного права большевики без какого-либо труда обеспечивали нужный состав съездов Советов и, соответственно принятие нужных решений. Ни один из Всероссийских съездов Советов, проведенных на основе Конституции РСФСР 1918 года не предпринял попыток проводить какой-либо курс, помимо мер, предлагаемых большевиками.

В  специальный раздел выделялись вопросы финансовой политики. Обычно в Конституции такие вопросы регламентируются в лучшем случае одной- двумя статьями. Возведение норм финансового права на уровень конституционных положений вызывалось особыми условиями советского государства. Придя к власти, Советы и руководимые ими большевики оказались без надлежащих денежных и иных материальных средств. В тоже время местные Советы весьма неохотно перечисляли свои доходы от налогов и сборов в общегосударственный бюджет.

С учетом этих обстоятельств  Конституция закрепляла право советской власти осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отражения частной собственности в доход государства. Одновременно закреплялось право центральных органов власти на определение видов доходов и сборов, входящих в общегосударственный бюджет, и самостоятельное расходование бюджетных средств на общегосударственные потребности и нужды.

Конституция РСФСР, несмотря на ее недостатки, оказала заметное влияние на рабочих других стран. Представленные ею права трудящихся России стали требовать рабочие  Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государства.

Историческое значение  Конституции  1918  года  заключалось  в  создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако  более  существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований  в стране-      она подвергла пересмотру всю старую  систему  общественных  отношений, декларировав  новые  принципы  и  социальные  ценности.  Вместе  с  тем  она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее  структур,  положив  в их основания новую идеологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сходство задач, стоявших перед российской юстицией во второй половине XIX века и стоящих сегодня, в начале XXI века, определенная преемственность и традиционность развития российского государства предполагает глубокий анализ достижений и недостатков судебной реформы 1864 года и учет их при проведении современных преобразований судебной системы.  
            Конечно, сам характер государственно-правовых изменений в Российской империи и Российской Федерации различен, но постановка проблемы имеет некую схожесть. Поэтому совершенствование системы государственного управления, включая комплекс судебных учреждений, повышения эффективности функционирования судебных органов невозможно без всестороннего правового обеспечения данного процесса на основе использования исторического опыта строительства независимого демократического суда, с осмыслением этого опыта, как в общероссийском, так и в региональном масштабе со всеми присущими ему территориальными особенностями.

Информация о работе Судебная реформа 1864 года