Судебная власть в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является анализ деятельности судебной власти в общей системе разделения властей, достижение обще цели предполагает выполнение ряда задач: рассмотрения концепции о разделении властей в исторической ретроспективе, рассмотрение деятельности судебной власти в иностранных государствах и Республике Беларусь. Идея о разделении властей уходит своими корнями ещё в древние времена.

Файлы: 1 файл

sudebnaya_vlast_1.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

 

Исторический факультет

Дневная форма обучения

 

Специальность: История (по направлениям)

 

Кафедра истории Нового и новейшего времени

 

 

 

Реферат по теме:

 Судебная власть в системе разделения властей

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса, 2 группы

Рудерман Илья Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

Введение

Основной целью данной работы является анализ деятельности судебной власти в общей системе  разделения властей, достижение обще цели предполагает выполнение ряда задач: рассмотрения концепции о разделении властей  в исторической ретроспективе, рассмотрение деятельности судебной власти в иностранных  государствах и Республике Беларусь.

Идея о разделении властей  уходит своими корнями ещё в древние времена. В Риме правительства были разделены на три основные силы: консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой представляла собой отдельное тело. Однако впервые чётко сформулирована она была во времена Просвещения английским мыслителем Джоном Локком, а сам термин был введён  Шарлем Луи Монтескьё [7].

Дальнейшее развитие идея о разделении властей получила уже  в США, где согласно Конституции 1787-го года помимо «горизонтального»  было проведено ещё и «вертикальное» разграничение. Судебная власть в данной системе получила особое признание  по результату решения  Верховного Суда США Марбери против Мэдисона в 1803-ем году, в результате которого она реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов[5, с. 34].

На данный момент судебная власть является одной из ветвей власти в любом современном демократическом государстве. Наряду с главными функциями (осуществление правосудия и судебного контроля) суды также могут участвовать в иных сферах, в том числе в правотворческом процессе.

 

Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей в практике иностранных государств

 

В данной главе будет проведён анализ роли и функций судебной власти в трёх иностранных государствах: Российской Федерации, США и Франции.

Само положение о разделении властей в России закреплено в  первой статье Конституции, а статус судебной власти в России регламентируется рядом конституционных статей, сведённых  в 7-ую главу. Общие принципы правосудия рассматриваются в трёх положениях 118-ой статьи.

Согласно ей правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается [2].

Во Франции положение судебной власти также регламентировано восьмым, девятым и десятым разделами конституции 1958-го года. В этой западноевропейской стране гарантом справедливого суда является президент вместе с высшим советом магистратуры. Функционирование этого органа возможно, только при сбое нормальной работы судебной системы. Также, в статье 66 закреплено, что никто не может быть произвольно лишён свободы, а в более позднем дополнении 66.1 отдельно прописывался запрет смертной казни[4].

Конституция США регламентирует судебную систему страны третьей  статьёй, в соответствии с её положениями судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и такому  количеству  нижестоящих судов, которое Конгресс  может по необходимости установить и учредить.  А Сама Судебная  власть  распространяется  на  все дела, которые рассматриваются по общему праву и праву справедливости  и возникают  на  основе настоящей Конституции,  законов Соединенных Штатов и договоров,  заключенных или заключаемых от их имени [3].

Также, учитывая принадлежность американской судебной системы к  англо-саксонской судебной традиции необходимо отметить то высокое значение, которое  придаётся прецедентам при решении  того или иного дела.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Судебная власть в  системе разделения властей в  Республике Беларусь

 

Основы конституционно-правового  статуса судебной власти в нашей  стране закреплены в гл. 6 Конституции  Республики Беларусь, а также в законах «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», «О Конституционном суде Республики Беларусь», «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», в Хозяйственном процессуальном кодексе и в других нормативных актах.

Судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных  органов, должностных лиц, граждан.

Основой для деятельности судов является Конституция, принятые в соответствии с ней нормативные  акты, а также судебные прецеденты. В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный суд, общие суды, хозяйственные суды [1, с. 168].

Исходя из того, что в  относительно небольшой по объёму работе невозможно охарактеризовать все аспекты  судебной власти Республики Беларусь, остановимся на рассмотрении деятельности Конституционного суда.

Его состав формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с  согласия Совета Республики [6].

Правовой статус Конституционного суда определяется Конституцией (ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.94 с последующими изменениями и дополнениями и Регламентом Конституционного суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного суда от 18.09.97 с дополнениями от 11.06.01 [1, с. 170].

Подводя итог, можно сказать, что судебная ветвь власти в Республике Беларусь является полностью самостоятельной, её положение, также, как и в наиболее развитых странах мира регламентируется Конституцией и отдельными законодательными актами. По своему характеру белорусская судебная система относится скорее к германо-романской правовой системе.

 

Заключение

 

В современном мире роль судебной власти является крайне высокой, так как именно она разрешает  возникающие конфликты, назначает  наказание людям преступившим закон, во многом обеспечивает покой страны.

И естественно, что эффективно справляться со своими функциями может только независимая и самостоятельная судебная система, чья деятельность является прозрачной для общества и независимой от исполнительной и законодательной ветвей власти.

Именно такими являются судебные системы рассмотренных в реферате стран. Также можно констатировать, что на данный момент в Республике Беларусь сформирована и успешно  функционирует судебная система  соответствующая правовым стандартам современного гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Земляков, Л.Е. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л.Е. Земляков, – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 311 с.
  2. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm. - Дата доступа: 13.11.2013
  3. Конституция США, текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm. - Дата доступа: 14.11.2013
  4. Конституция Франции, текст  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf. - Дата доступа: 14.11.2013
  5. Мишин, А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США / А. А. Мишин. – М.: «Наука», 1984. – 188 с.
  6. Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/press39625.html. - - Дата доступа: 15.11.2013
  7. Разделение властей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/разделение_властей. – Дата доступа: 13.11.2013

 

 

Оглавление:

 
Введение…………………………………………………………………………1 
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей в практике иностранных государств….....................................................................................1

Глава 2. Судебная власть в  системе разделения властей в  Республике Беларусь…………………………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………..4

Литература…………………………………………………………………...……5


Информация о работе Судебная власть в системе разделения властей