Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:28, контрольная работа
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер
жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу
которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-
либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей
таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к
себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в
грязь».
Введение ..........................3
1. Сущность, содержание и формы политической власти.
Пути формирования органов власти ...............4
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности,
элиты и группы. Механизм осуществления политической
власти..........................19
Заключение ........................14
Список использованной литературы ..............15
стоящей над обществом власти, заменяя ее различными формами добровольной
кооперации и самоуправления: именно тогда в обществе установится нормальный и
естественный порядок вещей (Вспомним знаменитое: “Анархия (т.е. безвластие и
самоуправление) - мать порядка”.). Считая во многом справедливыми
высказанные выше замечания об опасности превращения любой власти в деспота,
творящего произвол, нельзя не отметить содержащуюся в них крайность: на
сегодняшний день трудно представить себе нормальную организацию и
жизнедеятельность любого общества без наличия институтов власти.
[4]
Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть,
необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей
категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности
субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие
проявляется в нескольких основных моментах:
1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и
способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно
испытываем самые
них нас себе подчиняет;
2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то,
а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
3) Наконец, как отмечают
американские политологи Г.
существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать
санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.
Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко
ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному
члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет
- это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Наконец, необходимо видеть различие между властью и лидерством (в том числе
политическим). Возникший в 30-ые гг. в американской социологии так называемый
социометрический подход (К.Левин, Д.Бейлс, Дж.Морено), направленный на
изучение взаимоотношений между людьми внутри малых групп, исходил из того, что
в небольшом человеческом коллективе лидерство - это и есть власть.
[5] Однако, как все же представляется нам, лидерство - это далеко не всегда
сама власть, а те личные качества, которые позволяют ее получить.
Действительно, в рамках неформальной группы (банда, молодежная группировка, и
т.д.) лидер - это и есть власть. В более же формальных коллективах (бригада,
цех, отдел) и учреждениях можно встретить людей, которые, не обладая формально
властной должностью (старосты, звеньевого, бригадира, и т.д.), на деле являются
неформальными лидерами, ведут коллектив за собой. И лишь при условии
официального признания их лидерские качества превращаются во власть.
В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе
в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее
виды: 1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства
экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть
представители бизнес - элиты); 2) социальная власть (на уровне самой
государственной власти - ее способность повышать и понижать социальный статус
индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных
личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства); 3)
информационная власть (контроль
за производством и
информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние
СМИ); 4) принудительная (силовая)
власть (специальные институты
распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия
(прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп
(террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления
на общество и власть); 5) правовая власть (опора самой государственной власти
на закон, а в рамках общества - способность самих граждан воздействовать на
государственную власть, опираясь
на закон и добиваясь
интересов).
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности,
элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.
Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть,
необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей
категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности
субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие
проявляется в нескольких основных моментах:
1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и
способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно
испытываем самые
них нас себе подчиняет;
2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то,
а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
3) Наконец, как отмечают
американские политологи Г.
существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать
санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.
[6]
Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко
ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному
члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет
- это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект
власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила,
богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он
этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы
тот никогда не выполнил по своей воле.
В современном обществе политическая власть разделена между различными
институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия
невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни
одного серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без
предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г.
исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в
сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью
одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих
между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не
возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки
выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических,
этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;4) Помимо этого,
существуют разнообразные
механизмы социального и
выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все
образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической
элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский
социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс
(1916 - 1962), предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли
"правящего слоя" американского общества: 1) Главный принцип, положенный в
основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества,
а обладание руководящими постами; 2) Правящая элита включает в себя не
только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и
поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и
офицеров, привилегированных интеллектуалов; 3) Элита США представляет собой
замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться
вверх по социальной лестнице; 4) Принадлежность к элите передается по
наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а
также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных
семейств перед выходцами из народа); 5) Правящая элита Америки стремится не к
удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и
экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче
подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно
Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни
бросающая вызов всему обществу.[7]
Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к
пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из
них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни
одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества,
ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства
элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее
группами. Так или иначе, следует признать верными следующие положения: 1) В
любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое неравенство
и деление на управляющих и управляемых - это делает неизбежным деление
общества на управляющих и управляемых;
2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или
административную карьеру изначально неравны – гораздо легче это сделать это
отпрыскам элиты.
В обществе также можно выделит следующие группы
1) Группы власти (государственной,
партийной и хозяйственной)
(высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный -
местный);
2) Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и
ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-
коммунальное хозяйство);
3) Хозяйственные руководители
(менеджеры) разного ранга (
объединений, предприятий и их подразделений);
4) Группы интеллигенции
различного профиля (
работники учреждений культуры);
5) Группы, занятые в сфере
семейной экономики и
деятельности (нарождающиеся кооператоры и фермеры);
6) Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).[8]
Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее
состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.
В современной России, переживающей период трансформации экономической
системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных
социальных групп:
1) Административная элита: сохранившая свои позиции либо выдвинувшаяся в период
1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов,
сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские
“демократы”);
2) Рабочие, разделяющиеся
на группы по отраслевой
квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое
производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);
3) Интеллигенция,
(элитная столичная и
преимущественно
4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели,
банкиры, менеджеры и др.;
5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е.
бывших колхозов и совхозов) и фермеры.
В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее
реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и
контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:
1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений
деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру)
институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой
деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и
т.д.);
2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих
проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика,
социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим
состоянием дел в этих сферах;
3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению
согласованной работы различных институтов и структурных подразделений,
входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной
определенной или близких по смыслу проблем);
4) Организация предполагает
поддержание иерархического
властных учреждений следовать определенным формальным (или формально –
бюрократическим) правилам поведения;
5) Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент,
правительство), либо специальными
координирующими или
Информация о работе Сущность, формы и субъекты политической власти