Сущность и причины существования элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 01:10, реферат

Описание работы

Данная работа написана для освещения проблемы, связанной с политическими элитами, так как они оказывают воздействие на процессы политических преобразований.
Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита ныне прочно утвердилось в политической литературе.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и причины существования элит
2. Типология элит
3. Системы рекрутирования элит
4. Формирование российской политической элиты регионального уровня
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

101349.docx

— 59.77 Кб (Скачать файл)

2) небольшое число формальных  требований, институциональных фильтров;

3) широкий  круг селектората, который может  включать всех избирателей страны;

4) высокая  конкурентность отбора, острота  соперничества за занятие руководящих  постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная  значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

Номенклатурная система рекрутирования и её социальные последствия.

Собственно так и произошло в странах административного социализма, где долгие десятилетия господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху,

В СССР, например, негативные социальные последствия функционирования этой системы, усиливались ее всеобъемлющим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, а также идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев отбора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партийность, личная преданность вышестоящему руководству, угодничество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Эти и другие подобные нормы-фильтры отсеивали наиболее честных и способных людей, уродовали личность, порождали массовый тип серого, идеологически закомплексованного, не способного на подлинную инициативу работника, видящего в занятии руководящих постов лишь личную выгоду.

Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской политической элиты. Положение не изменилось и после ликвидации власти КПСС, поскольку в России, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалось сколь-нибудь влиятельной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эффективному руководству обществом.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Выход из сложившейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей.

Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны — все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирования непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей — политических лидеров.

 

4. Формирование российской политической элиты регионального уровня

 

В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.

Взамен утраченных возможностей оказывать общефедеральное влияние главы регионов получили гарантии экономической и иной помощи из центра при условии политической поддержки региональными элитами позиций центра в ходе федеральных выборов.

В качестве предпосылок процесса институционализации политической элиты регионов России на современном этапе можно выделить следующие:

  1. проведение административно–правовой реформы 2000года, в результате которой произошло перераспределение политического влияния в отношениях “центр–регионы” в сторону усиления федеральной элиты;
  2. рост политической активности регионального и федерального бизнеса, который способствует снижению идеологической подоплеки политических действий региональной элиты и возрастанию прагматических настроений в отношениях региональной политической элиты и центра;
  3. заметное снижение публичности конфликтов в отношениях “центр–регион”; политическая элита рекрутирование интеграция
  4. принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.

Усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты является характерной чертой нынешней российской ситуации в политической сфере: максимальная вероятность победы на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ (64%) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов.

Используя интегральный административный ресурс, чиновники высшего ранга надолго закрепляются в элитных группах, что приводит не просто к частичному искажению представительства социально–политических интересов общества, но к полной имитации этого представительства.

В таких условиях элита более эффективно выполняет работу по обеспечению собственного устойчивого положения, которая традиционно ведется не по формальным принципам работы в высших органах власти, а по неформальным “правилам игры”, структурирующим элиту по принципам личной преданности.

Определяющей тенденцией формирования института местной власти является постепенное “сращивание” элиты с крупным бизнесом. Интересы чиновничества и крупных бизнесменов часто пересекаются, а в результате в регионе процесс принятия стратегических решений проводится по принципам реализации закулисных договоренностей между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур.

Отмеченные тенденции институционализации региональной элиты согласуются с результатами анализа состава современных политических элит регионов РФ, проведенного методом выделения структурных групп – совокупности персон, имеющих схожие характеристики, выделенные по формально-функциональному признаку (должность, принадлежность к одной социально-экономической или социально-политической структуре, и т.д.).

Рассматривая показатели представленности и уровня влиятельности 18 различных структурных групп в составе “среднестатистического” региона России, приходим к выводу, что ядром формирующегося института местной политической элиты выступает либо властная (представители исполнительной и законодательной власти региона), либо политико-экономическая (крупные бизнесмены) составляющая. Максимальным политическим влиянием при этом обладают представители таких структурных групп, как “Глава региона”, “Глава областного центра” и “Главы конфессий”, однако в общем совокупном объеме политического веса руководителей региона доля этих групп невелика (см. табл.1 и рис.1).

 

Таблица 1. Характеристика структуры политической элиты “среднестатистического региона” РФ/

Группа

Удельный вес в структуре

Средний ранг

Уровень влияния по 5-балльной шкале

Индекс влиятельности

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)=(2)*(4)

Глава региона

0.03

1.64

4.44

0.14

Администрация региона

0.18

15.13

3.33

0.59

Глава регионального центра

0.02

8.42

3.67

0.09

Администрация регионального центра

0.02

17.14

3.24

0.06

Законодательное собрание региона

0.19

16.05

3.28

0.63

Законодательное собрание регионального центра

0.02

17.09

3.21

0.05

Крупный бизнес

0.14

17.05

3.25

0.46

Политические партии

0.06

16.32

3.19

0.20

Общественные объединения

0.01

19.58

3.10

0.04

Силовые структуры

0.03

15.92

3.29

0.11

Ректорат

0.02

16.34

3.27

0.07

СМИ

0.02

16.06

3.24

0.07

Главы конфессий

0.01

11.07

3.63

0.02

Судебная власть

0.02

18.51

3.19

0.08

Районные администрации

0.05

16.22

3.28

0.18

Депутаты ГД

0.07

16.52

3.24

0.23

Представители региона в СФ

0.04

17.41

3.22

0.11

Федеральные контролирующие органы

0.03

13.83

3.41

0.11

Другое

0.02

17.54

3.22

0.07

Общий итог

1.00

15.56

3.32

3.32


 

 

Рис. 1. Структура политической элиты “среднестатистического” региона РФ (позиционный подход)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это, прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ашин Г.К. Современные теории элиты. М., 1995г.
  2. Восленский М.С. Номенклатура. М., 1991г.
  3. Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства. “Полис”, 2001, № 1, с.30-48.
  4. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005
  5. Малютин М. Новая элита в новой России. // Общественные науки и современность. 1992г.
  6. Пугачёв В.П. – Введение в политологию.: Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. перер. и доп. М.: 1999г.

Размещено на Allbest.ru

 


 



Информация о работе Сущность и причины существования элит