Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:06, контрольная работа
При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и происхождение власти……………………………………………...5
Легитимность и легальность власти……………………………………………13
Функции политической власти…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Сущность и происхождение власти……………………………………………...5
Легитимность и легальность власти……………………………………………13
Функции политической власти…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности,
политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение -
«первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным
совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.
Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
Сущность и происхождение власти
Происхождение власти.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.
Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями.
Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.
В соответстви
с религиозно-мифологическими
первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.
Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по
тогдашним воззрениям соответствовало
божественному порядку
Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 – 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции(Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании – средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти
находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.
Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.
К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от «естественного человека» и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответтсвует естественной природе человека.
Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775
гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения
властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности,
политической свободы и придания роли праву истинного регулятора
взаимоотношений между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г.Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др. Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.
Сущность власти.
Существуют различные
трактовки и подходы к
Так, бихевиористские трактовки рассматривают
власть как особый тип поведения, при котором
одни люди командуют, а другие подчиняются.
В результате понимание власти индивидуализируется,
сводится к взаимодействию реальных личностей.
Властные отношения выводятся из природы
человека, его естественных свойств. Человек
рассматривается как «властолюбивое животное»,
в основе поступков и действий которого
лежит стремление (чаще всего неосознанное)
к власти. Именно стремление подчинить
своей воле других индивидов выступает
в качестве доминирующего мотива политической
активности конкретной личности.
Сам же политический процесс бихевиористы
рассматривают как столкновение индивидуальных
стремлений к власти, в котором побеждает
самый сильный. Баланс стремлений к власти
политических сил обеспечивается системой
политических институтов. Нарушение равновесия
политических сил приводит к кризисам
и конфликтам в обществе.
Концентрируя внимание на «наблюдаемом
поведении», бихевиористы пытаются вскрыть
одинаковые и регулярно повторяющиеся
реакции в поведении индивида. Они отмечают
недостаточность легальных форм регулирования
поведения людей со стороны власти (например,
правовых) и стремятся проникнуть глубже
в механизм мотивации поведения. В ходе
исследований было обнаружено, что большинство
обывателей воспринимает политическую
реальность в терминах иррационального
начала: традиции, обычаи, религия, чувства.
Психологические интерпретации власти,
исходя из ее бихевиористского понимания
как поведения реальных индивидов, пытаются
раскрыть субъективную мотивацию этого
поведения, истоки власти, коренящиеся
в сознании и подсознании людей. Одно из
виднейших направлений этого рода – психоанализ.
Он трактует стремление к власти как проявление,
сублимацию подавленного либидо, представляющего
собой подверженное трансформации влечение
преимущественно сексуального характера
(Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию
вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к
власти и особенно обладание ею выполняют
функцию субъективной компенсации физической
или духовной неполноценности. Власть
возникает как взаимодействие воли к ней
одних и готовности к подчинению, «добровольному
рабству» других. Как считал Фрейд, в психике
человека имеются структуры, делающие
его предрасположенным к предпочтению
рабства свободе ради личной защищенности
и успокоения.
Различные психоаналитики расходятся
в объяснении причин психологического
подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман)
видят их в своего рода гипнотическом
внушении, существующем во взаимоотношениях
вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) – в
особой восприимчивости подсознания человека
к символам, выражаемым в языке. В целом
же психологический подход помогает выявить
механизмы мотивации власти как отношения
командование-подчинение.
Противоположностью бихевиористскому
и психологическому видениям власти является
ее системнаятрактовка. Если первые два
направления требуют идти в понимании
власти снизу вверх, от индивидов к обществу,
руководствуясь реально наблюдаемыми
в эмпирическом опыте ее проявлениями,
то системный подход исходит из производности
власти не от индивидуальных отношений,
а от социальной системы, рассматривает
власть как «способность системы обеспечивать
исполнение ее элементами принятых обязательств»,
направленных на реализацию ее коллективных
целей. Некоторые представители системного
подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть
как средство социального общения (коммуникации),
позволяющее регулировать групповые конфликты
и обеспечивать интеграцию общества. Системностью
власти обусловливается ее относительность,
т.е. распространенность на определенные
системы.
Структурно-функционалистские интерпретации
власти рассматривают ее как свойство
социальной организации, как способ самоорганизации
человеческой общности, основанный на
целесообразности разделения функций
управления и исполнения. Без власти невозможно
коллективное существование человека,
совместная жизнедеятельность многих
людей. Само общество устроено иерархично,
дифференцирует управленческие и исполнительские
социальные роли. Власть – это свойство
социальных статусов, ролей, позволяющее
контролировать ресурсы, средства влияния.
Иными словами, власть связана с занятием
руководящих должностей, позволяющих
воздействовать на людей с помощью позитивных
и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционистские (от французского слова
«геlasiоп» – отношение) определения рассматривают
власть как отношение между двумя партнерами,
агентами, при котором один из них оказывает
определяющее влияние на второго. В этом
случае власть предстает как взаимодействие
ее субъекта и объекта, при котором субъект
с помощью определенных средств контролирует
объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть
ее структуру, увязать в единое целое различные
ее характеристики. Основными компонентами
власти являются ее субъект, объект, средства
(ресурсы) и процесс, приводящий в движение
все ее элементы и характеризующийся механизмом
и способами взаимодействия между партнерами.
Все указанные трактовки власти можно
условно разделить на два основных подхода
к пониманию власти.
Согласно первому подходу, власть понимается
как всякая способность индивида совершить
то или иное действие. Так, Т. Парсонс, основатель
школы структурно-функционального анализа,
определяет власть как «способность выполнить
функцию от имени и по поручению общества».
В этом случае власть понимается как свойство
субъекта безотносительно к объекту. Другими
словами, чтобы обладать властью, человеку
не нужен другой человек.
Более распространенным в западной политологии
является другой подход, согласно которому
власть понимается как всякая способность
индивида оказывать определяющее воздействие
на поведение других людей. При данном
подходе власть усматривается в каждом
межиндивидуальном взаимодействии в случае,
если имеет место ассиметричность (несовпадение,
разнонаправленность) воль, подчинение
воли (целей, желаний) одного человека
воле другого. При этом
а) власть подменяется влиянием;
б) речь идет не о политической, а о социальной
власти;
в) вопрос об экономических основаниях
власти не ставится.
Тем самым властные отношения сводятся
к межиндивидуальным, межличностным отношениям,
т.е. отношения власти психологизируются.
Классическим в западной политологии
является определение власти, данное в
1922 году Максом Вебером: «Власть означает
любую возможность проводить внутри данных
социальных отношений собственную волю
даже вопреки сопротивлению, независимо
от того, на чем такая возможность основана».
Как видно из определения, М. Вебер поднимает
отношения власти до уровня социального
(а не просто психологического) явления.
Именно это обстоятельство, на наш взгляд,
и обусловило распространенность данного
подхода в западной политологии.
На основания понимания власти М. Вебером
можно выделить три основных признака
власти.
1. Власть – это волевое отношение между
людьми. Различают две стороны этого отношения
– субъект и объект власти, или властную
и подчиненную воли. Властная воля обращена
к другой стороне с требованием подчиниться,
совершить то или иное действие или, наоборот,
воздержаться от него. Т.е. она доминирует,
носит характер определяющего воздействия,
ее предписания имеют императивный (долженствующий,
обязательный) характер.
2. Отсюда – вторая характеристика власти:
власть представляет отношение зависимости
между людьми в обществе.
3. Власть осуществляется с помощью особых
властных методов.
Нетрудно заметить, что если первый признак
определяет власть как субъект-объектное
отношение, то второй характеризует это
взаимодействие с точки зрения объекта,
а третий – субъекта власти. Отношение
к власти со стороны объекта раскрывается
в категории «легитимность власти». Отношение
со стороны субъекта к объекту власти
характеризуется с помощью понятия «ресурсы
власти». Отсюда – два следующих вопроса
нашей лекции.
Легитимность и легальность власти.
На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.
Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.
Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.