Сущность и содержание политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Вследствие этого осознанное формирование политической культуры как искусства объединенного цивилизованного проживания людей в государстве - это забота всего современного общества, главное условие его благополучия.
Цель данной работы - раскрыть понятие политической культуры, сущность и ее составляющие; рассмотреть характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом сегодня, в период построения свободного демократического государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Сущность и содержание политической культуры
Понятие политической культуры……………………………………………………………………4
Функции политической культуры…………………………………………………………………...7
Структура политических культур……………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

 

Тема: Сущность и содержание политической культуры

(Вариант №  7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Специальность «» 2 (5,5)

        Выполнила 

        Проверил____________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………3

Сущность и  содержание политической культуры

Понятие политической культуры……………………………………………………………………4

Функции политической культуры…………………………………………………………………...7

Структура политических культур……………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политика всегда, а сегодня в  особенности, оказывает существенное, даже судьбоносное влияние на жизнь  отдельных людей и целых народов.

Политическая  культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.

Политическая  культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.

Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс.

Политическая культура формируется  десятилетиями и даже столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них.

Политические культура и знания необходимы любому человеку, независимо от его профессии или социального  положения, так как, живя в обществе, он неминуемо должен вступать в социальные связи с другими людьми.

Массовая политическая грамотность  граждан нужна всему обществу, поскольку защищает его от жестких  и экономически неэффективных форм общественной и государственной  организации, от тирании и деспотизма.

Вследствие этого осознанное формирование политической культуры как искусства объединенного цивилизованного проживания людей в государстве - это забота всего современного общества, главное условие его благополучия.

Цель данной работы - раскрыть понятие  политической культуры, сущность и ее составляющие; рассмотреть характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом сегодня, в период построения свободного демократического государства.

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  содержание политической культуры

Понятие политической культуры

Понятие «политическая культура»  является одной из ключевых категорий  политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его  общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его  членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.

По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности - Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Термин «политическая культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. В научный оборот понятие «политическая культура» было введено современным американским политологом X. Файнером: в работе «Системы правления великих европейских государств» (1956) он предпринял попытку обосновать влияние культурно-этнических факторов на политические процессы. Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриелю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956).

К разработке этой концепции, которая  давно превратилась не только в современную  политическую теорию, но и метод  политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии.

Шестидесятые годы вообще являются своеобразным «пиком» популярности исследований проблем политической культуры. Почему же именно в эти годы ХХ века актуализировалось внимание к данному феномену? Такой интерес к проблемам политической культуры объясняется тем, что послевоенный период явился временем, когда в политологии приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Дело в том, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». В процессе исследований политологи стали приходить к выводу о том, что не только экономические факторы воздействуют на процессы формирования политических институтов в той или иной стране, но и исторические особенности страны, национальная культура, конфессиональный фактор, традиции быта, национальная психология. Кроме того, к анализу политической культуры и политической социализации политологов подтолкнул в 1960-е гг. кризис политических систем в развитых европейских странах и США. В 1960 - 70-е гг. в этих странах проявила себя молодежная контркультура, усилились расовые волнения, сформировалось экологическое движение, выросшее из разнообразных альтернативных движений, усилилось феминистское движение и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Все эти процессы и события стали объектом теоретического осмысления. Важно было понять их причины, проанализировать поведение современного человека в новых изменившихся условиях второй половины XX столетия.

Характер и  содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее. Однако в политической науке нет единого подхода к определению политической культуры.

Особенность политической культуры состоит в том, что она не сводится к политике как таковой или политическому процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержания, политическая культура представляет собой, тем не менее, объективную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она «вплетена» в контекст существующих политических отношений и систем социальной деятельности.

Политическая культура - это описание способа существования (политического поведения) социального субъекта - нации, класса, группы, индивида - как субъекта политического процесса. И ее особенность в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет своего рода «субъективную субстанцию» - совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.

Классическое определение, данное Г. Алмондом и С. Вербой, гласит: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Данная интерпретация политической культуры обнаружила ряд уязвимых черт, на которые указали другие исследователи. Во-первых, в таком случае не выявляется функциональный план самих политических институтов; во-вторых, не рассматривается чрезвычайно важный поведенческий аспект этой стороны политики; в-третьих, не специфируется собственно автономное качество политической культуры как ценностно-нормативный системы.

В узком понимании политическая культура - это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования.

Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной  системы, ценности и нормы которой  разделяются большинством населения как политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обряды и официальные церемонии и т.д., обращенные на политическую систему.

В этой трактовке политическая культура предстает как историческая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно-политической системы.

Отечественный исследователь Э.Я. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации  изучаемого явления, предложил свой вариант определения: «политическая культура - система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса».

Таким образом, каждое из приведенных  определений отражает ту или иную сторону политической культуры. В  целом же можно дать следующее  обобщающее определение: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

В настоящее время понятие политической культуры все больше обогащается  смыслами, производными от «культуры» как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. В силу этого и политическая культура все больше рассматривается как политическое измерение культурной среды в конкретном обществе, как характеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития.

В этом смысле политическая культура выражает движение присущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном  контексте, влияние на условия формирования политики будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных и неэлитарных слоев общества. Следовательно, констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также признавая разную степень обусловленности институтов власти принятыми в обществе ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования.

Функции политической культуры

Сущность политической культуры проявляется в ее функциях. Как специфический круг явлений она оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К важнейшим из функций можно отнести:

  • идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
  • ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
  • адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
  • социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
  • интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Информация о работе Сущность и содержание политической культуры