Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:17, контрольная работа
Вследствие этого осознанное формирование политической культуры как искусства объединенного цивилизованного проживания людей в государстве - это забота всего современного общества, главное условие его благополучия.
Цель данной работы - раскрыть понятие политической культуры, сущность и ее составляющие; рассмотреть характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом сегодня, в период построения свободного демократического государства.
Введение………………………………………………………………………3
Сущность и содержание политической культуры
Понятие политической культуры……………………………………………………………………4
Функции политической культуры…………………………………………………………………...7
Структура политических культур……………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Тема: Сущность и содержание политической культуры
(Вариант № 7)
Специальность «» 2 (5,5)
Выполнила
Проверил______________________
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Сущность и содержание политической культуры
Понятие политической культуры…………………………………………………………
Функции
политической культуры…………………………………………………………
Структура политических культур……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………..
Введение
Политика всегда, а сегодня в особенности, оказывает существенное, даже судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов.
Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.
Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.
Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс.
Политическая культура формируется десятилетиями и даже столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них.
Политические культура и знания необходимы любому человеку, независимо от его профессии или социального положения, так как, живя в обществе, он неминуемо должен вступать в социальные связи с другими людьми.
Массовая политическая грамотность граждан нужна всему обществу, поскольку защищает его от жестких и экономически неэффективных форм общественной и государственной организации, от тирании и деспотизма.
Вследствие этого осознанное формирование политической культуры как искусства объединенного цивилизованного проживания людей в государстве - это забота всего современного общества, главное условие его благополучия.
Цель данной работы - раскрыть понятие политической культуры, сущность и ее составляющие; рассмотреть характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом сегодня, в период построения свободного демократического государства.
Сущность и содержание политической культуры
Понятие политической культуры
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности - Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Термин «политическая культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. В научный оборот понятие «политическая культура» было введено современным американским политологом X. Файнером: в работе «Системы правления великих европейских государств» (1956) он предпринял попытку обосновать влияние культурно-этнических факторов на политические процессы. Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриелю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956).
К разработке этой концепции, которая давно превратилась не только в современную политическую теорию, но и метод политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии.
Шестидесятые годы вообще являются своеобразным «пиком» популярности исследований проблем политической культуры. Почему же именно в эти годы ХХ века актуализировалось внимание к данному феномену? Такой интерес к проблемам политической культуры объясняется тем, что послевоенный период явился временем, когда в политологии приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Дело в том, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». В процессе исследований политологи стали приходить к выводу о том, что не только экономические факторы воздействуют на процессы формирования политических институтов в той или иной стране, но и исторические особенности страны, национальная культура, конфессиональный фактор, традиции быта, национальная психология. Кроме того, к анализу политической культуры и политической социализации политологов подтолкнул в 1960-е гг. кризис политических систем в развитых европейских странах и США. В 1960 - 70-е гг. в этих странах проявила себя молодежная контркультура, усилились расовые волнения, сформировалось экологическое движение, выросшее из разнообразных альтернативных движений, усилилось феминистское движение и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Все эти процессы и события стали объектом теоретического осмысления. Важно было понять их причины, проанализировать поведение современного человека в новых изменившихся условиях второй половины XX столетия.
Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее. Однако в политической науке нет единого подхода к определению политической культуры.
Особенность политической культуры состоит в том, что она не сводится к политике как таковой или политическому процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержания, политическая культура представляет собой, тем не менее, объективную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она «вплетена» в контекст существующих политических отношений и систем социальной деятельности.
Политическая культура - это описание способа существования (политического поведения) социального субъекта - нации, класса, группы, индивида - как субъекта политического процесса. И ее особенность в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет своего рода «субъективную субстанцию» - совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.
Классическое определение, данное Г. Алмондом и С. Вербой, гласит: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Данная интерпретация политической культуры обнаружила ряд уязвимых черт, на которые указали другие исследователи. Во-первых, в таком случае не выявляется функциональный план самих политических институтов; во-вторых, не рассматривается чрезвычайно важный поведенческий аспект этой стороны политики; в-третьих, не специфируется собственно автономное качество политической культуры как ценностно-нормативный системы.
В узком понимании политическая культура - это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования.
Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности и нормы которой разделяются большинством населения как политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обряды и официальные церемонии и т.д., обращенные на политическую систему.
В этой трактовке политическая культура предстает как историческая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно-политической системы.
Отечественный исследователь Э.Я. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения: «политическая культура - система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса».
Таким образом, каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. В целом же можно дать следующее обобщающее определение: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.
В настоящее время понятие
В этом смысле политическая культура
выражает движение присущих народу традиций
в сфере государственной
Функции политической культуры
Сущность политической культуры проявляется в ее функциях. Как специфический круг явлений она оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К важнейшим из функций можно отнести:
Информация о работе Сущность и содержание политической культуры