Сущность и значение политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение конфликтов в политике……………………………....4
2. Источники и типология политических конфликтов………………………...8
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов……………………………………………………………………………..12
4. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России…………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...…18
Список использованной литературы…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники и типология  политических конфликтов

 

Источники политических конфликтов в самом широком плане  подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся  те многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.

   Специфическим  источником политических конфликтов  являются и противоречия промежуточного  характера, отражающие взаимосвязи  человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях (где находился крупнейший химический комбинат в Индии в 80-е гг.). Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события (к примеру, после Чернобыльской аварии власти определенное время сознательно не информировали население о случившемся, что только увеличило жертвы и усугубило последствия произошедшего). Но значительно более широкий круг источников конфликта содержится в его социальных факторах и основаниях. Данные детерминанты крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригосударственной и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами.

   Чаще всего  выделяют три основные причины,  лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего, это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д. Таковы, условно говоря, объективные источники противоречий, которые имеют высокие шансы стать политическими конфликтами. Они, к примеру, фиксируют расхождения статусов между правящей элитой и контрэлитой, различными группами интересов, теми или иными государствами, регионами и т.д.

   Как правило,  внешнюю напряженность такого  рода конфликтов удается погасить  достаточно легко. Однако искоренить  источники конфликтной диспозиции  сторон, различным образом включенных  в политическую игру можно  только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические (культурные) основания политической деятельности конкурирующих субъектов. Например, ряд ученых предлагают сегодня концепции сглаживания противоречий между богатыми (Севером) и бедными (Югом) странами на основе утверждения их непреодолимости (теории “островов развития” и “золотого миллиарда”, предполагающие способность жить в достатке только населения развитых стран в отличие от иных государств и регионов мира). Следует учитывать и постоянное видоизменение такого рода источников конфликтов. Например, в современных условиях можно наблюдать обострение отношений между индустриальными и сырьевыми странами, миграционными потоками и процессами урбанизации в развивающихся регионах. В то же время с международной арены уходят “классические” конфликты между национальными государствами, уступая место разнообразным региональным, локальным, цивилизационным противоречиям.

   Еще одним важным  социальным источником политических конфликтов являются расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о политических явлениях. Такие конфликты чаще всего возникают в тех странах, в которых сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Например, применительно к системе мировых политических отношений американский ученый Р. Инглхарт указывает, что в настоящее время многие концепции исламского, конфуцианского, буддистского и иных моделей мирового порядка построены не на учете сложившегося и изменяющегося баланса сил в мире, а на апелляции к собственным идеалам и ценностям; по сути дела они призывают к переоценке самых глубоких социокультурных основ современных реалий и философии политики.

   В разрешении  таких конфликтов найти компромисс  порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной России, идейные расхождения касаются основополагающих ценностей и приоритетов политического развития, то достижения согласия между конфликтующими сторонами (например, приверженцами коммунистических и либерально-демократических идей) приходится добиваться в течение весьма и весьма длительного времени.

   В последние  годы ряд западных теоретиков (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис  и др.) выдвинули теорию “человеческих  потребностей”, в которой утверждается, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, выражающих основу человеческой личности. Сторонники этой теории относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер – идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт – безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и т.п. Удовлетворение подобных потребностей и стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.

   В связи с неизбежностью  осознания людьми своих потребностей  ряд ученых указывают еще один  весьма типичный источник конфликтов, который вызван неадекватным восприятием, как собственных интересов, так и позиций соперников. Иными словами, такими источниками могут выступать не только ошибочные представления людей о собственных интересах, но и их склонность к определенной драматизации разделяющих их с другими людьми статусов, ресурсов и т.д. В последнем случае люди нередко обесчеловечивают противника, приписывая ему только отрицательные свойства, злобные намерения, неискренность и прочие подобные черты, как бы заранее усугубляющие отношения с ним и провоцирующие конфликт даже в тех случаях, когда он далеко не очевиден. В результате стороны, взаимно приписывающие друг другу негативные намерения, порождают так называемые “зеркальные” образы противоречий, выражающие диаметрально противоположные оценки одних и тех же явлений, что также усиливает вероятность развития конфликта.

   И, наконец, еще одним  социальным источником политических  конфликтов являются процессы  идентификации граждан, выражающие  характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Конфликты на этой основе характерны, прежде всего, для переходных обществ, в которых людям приходится, как бы заново искать свое место в меняющемся мире, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с государственной властью. Подобные противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает стремление людей защитить культурную целостность своей национальной, религиозной и т.п. группы, повысить ее властный статус (например, это свойственно католикам Северной Ирландии, франкоязычному населению Канады и т.п.).

Типы политических конфликтов определяются по следующим основаниям:

 Во-первых, с точки зрения  зон и областей проявления  различают внешне- и внутриполитические  конфликты, которые в свою очередь  подразделяются на ряд различных  кризисов и противоречий.

 Во-вторых, по степени и характеру их нормативной регуляции конфликты подразделяются на институциализированные и неинституциализированные. О принадлежности конфликта к тому или иному виду можно судить по способности или неспособности людей (институтов) следовать правилам политической игры.

 В-третьих, политические конфликты  классифицируются по их качественным  характеристикам, раскрывающим различный  уровень вовлеченности граждан  в разрешение спора, интенсивность  кризисов и т.д. Среди конфликтов  этого типа выделяются «глубоко»  и «неглубоко укорененные» (в сознании граждан); конфликты «с нулевой суммой» и «с ненулевой суммой»; конфликты с отрицательной суммой, в которых все субъекты оказываются в проигрыше; антагонистические и неантагонистические.

 По степени интенсивности  различают эскалированные политические конфликты и конфликты низкой интенсивности.  

 С точки зрения публичности  соперничества выделяются открытые  и закрытые (латентные) политические  конфликты. Они подразделяются  по временным (темпоральным) проявлениям  конкурентного взаимодействия на долговременные и кратковременные.        

 С учетом строения и организации  режима правления выделяются  вертикальные и горизонтальные  политические конфликты. 

 С точки зрения сфер проявления  политического конфликта межнациональные,  культурные и социальные (в узком смысле слова) конфликты.

 По типам целевых  субъектов политические конфликты   подразделяются на межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные  и т.д., а по масштабности различают международные, региональные, локальные политические конфликты.

 Ни в традиционной классификации политических конфликтов, ни в некоторых других типологиях, предложенных в 90-е годы ХХ века российскими исследователями, не учтена возможность политизации социального конфликта с участием СМИ.

 Эскалация социального  конфликта, создавшая ему скверную  репутацию, часто следует за  его политизацией, служит конечным  этапом его развития. При низкой  степени эскалации политического  конфликта еще возможен конструктивный подход сторон к урегулированию и разрешению противоречий. При достижении высокой степени эскалации политического конфликта его урегулирование и разрешение представляют собой более сложный  и длительный процесс. Исходя из вышесказанного, представляется необходимым выделить политические конфликты, которым свойственна низкая или высокая степень эскалации, а также конфликты низкой интенсивности.    

 По мнению автора  диссертации, нуждается в дополнении  традиционная классификация политических  конфликтов с точки зрения сфер проявления конкуренции и представляется необходимым выделение экономических (передел собственности, сфер влияния), духовно-идеологических (этнонациональные, межнациональные, межконфессиональные, внутриконфессиональные), нравственных (столкновение устоявшихся норм, традиций, ценностей с утверждающимися в обществе новыми нормами, традициями, ценностями) взаимодействий.   

 На основе анализа  объективного содержания, с учетом  специфики политизации социальных  взаимодействий, автор диссертации  выделяет следующие типы политических конфликтов. Во-первых, конфликты в правовой сфере, т.е. в сфере толкования законов, договоров, соглашений, других правовых актов, а также специфики деятельности старых и новых институтов и их полномочий. Политические конфликты в правовой сфере могут возникать по горизонтали между государствами (по поводу спорных участков территории, на которых обнаружены запасы ресурсов), органами власти одного уровня, группами интересов, по вертикали – между федеральными и региональными органами государственной власти и т.д.

 Во-вторых, на основе  объективного содержания необходимо  выделить регулятивно-функциональные  конфликты. Как правило, их  участники не претендуют на  обладание новыми полномочиями  и ресурсами. Их цель – способствовать  политизации взаимодействия, чтобы напомнить другим социальным институтам или шире - обществу о наличии противоречий (реальных или мнимых!), в отношениях с политическими конкурентами.

 Возможна также  классификация по источникам  политических конфликтов. Она позволяет глубже осознать специфику политизации социального конфликта. В основе политического конфликта могут лежать противоречия между функциями управления, между средствами и методами деятельности, противоречия в интерпретации информации.

 В связи с повышением роли СМИ в политизации  социального конфликта правомерно также, на наш взгляд, выделить политические конфликты с точки зрения отражения их в медиасфере: конфликты умолчания (субъекты намереваются урегулировать взаимодействие с помощью закулисных маневров и в связи с этим ограничивают или запрещают его освещение в контролируемых СМИ), субъективные (однобокое освещение спора), объективные (разностороннее освещение позиций сторон; усилия, направленные на урегулирование конкурентного взаимодействия).

 

 

3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов

 

Умелое обращение с  конфликтами - важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами - это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими. Сам термин «управление конфликтом» используется в современной литературе далеко не однозначно. Одни авторы трактуют его как «деятельность, направленную на примирение противоборствующих интересов и выработку общего согласованного решения» Дойч М. Разрешение конфликта - конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1. - С.12, другие же включают в это понятие по существу всякую «деятельность, направленную на достижение целей, состоящих в поддержке, окончании конфликта или любом другом воздействии на его ход» Там же. - С. 13..

Последняя трактовка управления конфликтом представляется предпочтительней, поскольку она не ограничивает управление конфликтом миротворческими усилиями и позволяет охватить весь комплекс мер, воздействующих на конфликт. Управление конфликтом - это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами. Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

Информация о работе Сущность и значение политических конфликтов