2. Источники и типология 
политических конфликтов
 
Источники политических 
конфликтов в самом широком плане 
подразделяются на внесоциальные, социальные 
и комбинированные. К первым относятся 
те многочисленные источники политической 
напряженности, которые базируются на определенных 
чертах агрессивности человека, чувствах 
страха, паники, голода и других инстинктивных 
мотивациях его поведения. Обусловленные 
такими факторами политические конфликты 
выступают в виде народных самосудов, 
голодных бунтов, террористических акций 
фанатиков, иных нерациональных и внешне 
мало или вовсе не мотивированных акций.
   Специфическим 
источником политических конфликтов 
являются и противоречия промежуточного 
характера, отражающие взаимосвязи 
человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие 
конфликта. В частности, это конфликты, 
вызванные политическими последствиями 
экологических катастроф, авариями на 
атомных станциях (в Чернобыле) или крупных 
предприятиях (где находился крупнейший 
химический комбинат в Индии в 80-е гг.). 
Такие масштабные конфликты связаны с 
урегулированием социальных последствий, 
вызванных не только стихийными бедствиями, 
но и самим человеком, усугубляющим эти 
события (к примеру, после Чернобыльской 
аварии власти определенное время сознательно 
не информировали население о случившемся, 
что только увеличило жертвы и усугубило 
последствия произошедшего). Но значительно 
более широкий круг источников конфликта 
содержится в его социальных факторах 
и основаниях. Данные детерминанты крайне 
разнообразны и могут быть связаны со 
спецификой тех или иных сфер политики 
(внутригосударственной и международной), 
с характером субъектов (индивидуальных, 
групповых, массовых), а также с иными аспектами.
   Чаще всего 
выделяют три основные причины, 
лежащие в основе политической конфронтации. Прежде 
всего, это разнообразные формы и аспекты 
общественных отношений, определяющие 
несовпадение статусов субъектов политики, 
их ролевых назначений и функций, интересов 
и потребностей во власти, а также недостаток 
ресурсов и т.д. Таковы, условно говоря, 
объективные источники противоречий, 
которые имеют высокие шансы стать политическими 
конфликтами. Они, к примеру, фиксируют 
расхождения статусов между правящей 
элитой и контрэлитой, различными группами 
интересов, теми или иными государствами, 
регионами и т.д.
   Как правило, 
внешнюю напряженность такого 
рода конфликтов удается погасить 
достаточно легко. Однако искоренить 
источники конфликтной диспозиции 
сторон, различным образом включенных 
в политическую игру можно 
только путем преобразований, либо меняющих саму 
организацию власти в обществе, либо реформирующих 
социально-экономические (культурные) 
основания политической деятельности 
конкурирующих субъектов. Например, ряд 
ученых предлагают сегодня концепции 
сглаживания противоречий между богатыми 
(Севером) и бедными (Югом) странами на 
основе утверждения их непреодолимости 
(теории “островов развития” и “золотого 
миллиарда”, предполагающие способность 
жить в достатке только населения развитых 
стран в отличие от иных государств и регионов 
мира). Следует учитывать и постоянное 
видоизменение такого рода источников 
конфликтов. Например, в современных условиях 
можно наблюдать обострение отношений 
между индустриальными и сырьевыми странами, 
миграционными потоками и процессами 
урбанизации в развивающихся регионах. 
В то же время с международной арены уходят 
“классические” конфликты между национальными 
государствами, уступая место разнообразным 
региональным, локальным, цивилизационным 
противоречиям.
   Еще одним важным 
социальным источником политических конфликтов являются расхождения 
людей (их групп и объединений) относительно 
ценностей и политических идеалов, культурных 
традиций, оценок тех или иных событий, 
а также другие субъективно значимые представления 
о политических явлениях. Такие конфликты 
чаще всего возникают в тех странах, в 
которых сталкиваются качественно различные 
мнения о путях реформирования государственности, 
закладываются основы нового политического 
устройства общества, ищутся пути выхода 
из социального кризиса. Например, применительно 
к системе мировых политических отношений 
американский ученый Р. Инглхарт указывает, 
что в настоящее время многие концепции 
исламского, конфуцианского, буддистского 
и иных моделей мирового порядка построены 
не на учете сложившегося и изменяющегося 
баланса сил в мире, а на апелляции к собственным 
идеалам и ценностям; по сути дела они 
призывают к переоценке самых глубоких 
социокультурных основ современных реалий 
и философии политики.
   В разрешении 
таких конфликтов найти компромисс 
порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной 
России, идейные расхождения касаются 
основополагающих ценностей и приоритетов 
политического развития, то достижения 
согласия между конфликтующими сторонами 
(например, приверженцами коммунистических 
и либерально-демократических идей) приходится 
добиваться в течение весьма и весьма 
длительного времени.
   В последние 
годы ряд западных теоретиков 
(Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис 
и др.) выдвинули теорию “человеческих 
потребностей”, в которой утверждается, 
что конфликты возникают в результате ущемления 
или неадекватного удовлетворения потребностей, 
выражающих основу человеческой личности. 
Сторонники этой теории относят к базовым 
источникам конфликтов разные ценности: 
О. Надлер – идентичность, экономический 
рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); 
Р. Инглхарт – безопасность, общественное 
признание, нравственное совершенствование 
и т.п. Удовлетворение подобных потребностей 
и стремлений не может быть предметом 
купли-продажи, торга с властью, которая 
должна лишь видоизменять и совершенствовать 
политические структуры в целях наиболее 
полного и адекватного удовлетворения 
этих универсальных человеческих потребностей.
   В связи с неизбежностью 
осознания людьми своих потребностей 
ряд ученых указывают еще один 
весьма типичный источник конфликтов, 
который вызван неадекватным восприятием, 
как собственных интересов, так и позиций 
соперников. Иными словами, такими источниками 
могут выступать не только ошибочные представления 
людей о собственных интересах, но и их 
склонность к определенной драматизации 
разделяющих их с другими людьми статусов, 
ресурсов и т.д. В последнем случае люди 
нередко обесчеловечивают противника, 
приписывая ему только отрицательные 
свойства, злобные намерения, неискренность 
и прочие подобные черты, как бы заранее 
усугубляющие отношения с ним и провоцирующие 
конфликт даже в тех случаях, когда он 
далеко не очевиден. В результате стороны, 
взаимно приписывающие друг другу негативные 
намерения, порождают так называемые “зеркальные” 
образы противоречий, выражающие диаметрально 
противоположные оценки одних и тех же 
явлений, что также усиливает вероятность 
развития конфликта.
   И, наконец, еще одним 
социальным источником политических 
конфликтов являются процессы 
идентификации граждан, выражающие 
характер осознания ими своей принадлежности 
к социальным, этническим, религиозным 
и прочим общностям и объединениям, что 
определяет понимание ими своего места 
в социальной и политической системе. 
Конфликты на этой основе характерны, 
прежде всего, для переходных обществ, 
в которых людям приходится, как бы заново 
искать свое место в меняющемся мире, привыкать 
к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений 
с государственной властью. Подобные противоречия 
возникают и в тех странах, где напряженность 
в отношениях с правящими структурами 
вызывает стремление людей защитить культурную 
целостность своей национальной, религиозной 
и т.п. группы, повысить ее властный статус 
(например, это свойственно католикам 
Северной Ирландии, франкоязычному населению 
Канады и т.п.).
Типы политических конфликтов определяются 
по следующим основаниям:
 Во-первых, с точки зрения 
зон и областей проявления 
различают внешне- и внутриполитические 
конфликты, которые в свою очередь 
подразделяются на ряд различных 
кризисов и противоречий. 
 Во-вторых, по степени и характеру 
их нормативной регуляции конфликты подразделяются 
на институциализированные и неинституциализированные. 
О принадлежности конфликта к тому или 
иному виду можно судить по способности 
или неспособности людей (институтов) 
следовать правилам политической игры. 
 В-третьих, политические конфликты 
классифицируются по их качественным 
характеристикам, раскрывающим различный 
уровень вовлеченности граждан 
в разрешение спора, интенсивность 
кризисов и т.д. Среди конфликтов 
этого типа выделяются «глубоко» 
и «неглубоко укорененные» (в сознании 
граждан); конфликты «с нулевой суммой» 
и «с ненулевой суммой»; конфликты с отрицательной 
суммой, в которых все субъекты оказываются 
в проигрыше; антагонистические и неантагонистические. 
 По степени интенсивности 
различают эскалированные политические 
конфликты и конфликты низкой интенсивности.   
 С точки зрения публичности 
соперничества выделяются открытые 
и закрытые (латентные) политические 
конфликты. Они подразделяются 
по временным (темпоральным) проявлениям 
конкурентного взаимодействия на долговременные 
и кратковременные.         
 С учетом строения и организации 
режима правления выделяются 
вертикальные и горизонтальные 
политические конфликты.  
 С точки зрения сфер проявления 
политического конфликта межнациональные,  
культурные и социальные (в узком смысле 
слова) конфликты.
 По типам целевых 
субъектов политические конфликты  
подразделяются на межгосударственные, 
межнациональные, межконфессиональные 
и т.д., а по масштабности различают международные, региональные, локальные 
политические конфликты. 
 Ни в традиционной классификации политических 
конфликтов, ни в некоторых других типологиях, 
предложенных в 90-е годы ХХ века российскими 
исследователями, не учтена возможность 
политизации социального конфликта с 
участием СМИ. 
 Эскалация социального 
конфликта, создавшая ему скверную 
репутацию, часто следует за 
его политизацией, служит конечным 
этапом его развития. При низкой 
степени эскалации политического 
конфликта еще возможен конструктивный подход сторон к урегулированию и разрешению 
противоречий. При достижении высокой 
степени эскалации политического конфликта 
его урегулирование и разрешение представляют 
собой более сложный  и длительный процесс. 
Исходя из вышесказанного, представляется 
необходимым выделить политические конфликты, 
которым свойственна низкая или высокая 
степень эскалации, а также конфликты 
низкой интенсивности.     
 По мнению автора 
диссертации, нуждается в дополнении 
традиционная классификация политических 
конфликтов с точки зрения сфер проявления конкуренции 
и представляется необходимым выделение 
экономических (передел собственности, 
сфер влияния), духовно-идеологических 
(этнонациональные, межнациональные, межконфессиональные, 
внутриконфессиональные), нравственных 
(столкновение устоявшихся норм, традиций, 
ценностей с утверждающимися в обществе 
новыми нормами, традициями, ценностями) 
взаимодействий.    
 На основе анализа 
объективного содержания, с учетом 
специфики политизации социальных 
взаимодействий, автор диссертации 
выделяет следующие типы политических конфликтов. 
Во-первых, конфликты в правовой сфере, 
т.е. в сфере толкования законов, договоров, 
соглашений, других правовых актов, а также 
специфики деятельности старых и новых 
институтов и их полномочий. Политические 
конфликты в правовой сфере могут возникать 
по горизонтали между государствами (по 
поводу спорных участков территории, на 
которых обнаружены запасы ресурсов), 
органами власти одного уровня, группами 
интересов, по вертикали – между федеральными 
и региональными органами государственной 
власти и т.д. 
 Во-вторых, на основе 
объективного содержания необходимо 
выделить регулятивно-функциональные 
конфликты. Как правило, их 
участники не претендуют на 
обладание новыми полномочиями 
и ресурсами. Их цель – способствовать 
политизации взаимодействия, чтобы напомнить 
другим социальным институтам или шире 
- обществу о наличии противоречий (реальных 
или мнимых!), в отношениях с политическими 
конкурентами. 
 Возможна также 
классификация по источникам 
политических конфликтов. Она позволяет глубже осознать специфику политизации 
социального конфликта. В основе политического 
конфликта могут лежать противоречия 
между функциями управления, между средствами 
и методами деятельности, противоречия 
в интерпретации информации. 
 В связи с повышением роли СМИ в политизации  социального 
конфликта правомерно также, на наш взгляд, 
выделить политические конфликты с точки 
зрения отражения их в медиасфере: конфликты 
умолчания (субъекты намереваются урегулировать 
взаимодействие с помощью закулисных 
маневров и в связи с этим ограничивают 
или запрещают его освещение в контролируемых 
СМИ), субъективные (однобокое освещение 
спора), объективные (разностороннее освещение 
позиций сторон; усилия, направленные 
на урегулирование конкурентного взаимодействия).
 
 
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования 
политических конфликтов
 
Умелое обращение с 
конфликтами - важнейшее условие минимизации их негативных 
последствий и достижения целей их участников. 
Обращение с конфликтами - это позиция 
их участников по отношению к конфликтам 
и соответствующее ей поведение. Обращение 
с конфликтами включает как деятельность 
по предотвращению конфликтов, так и, в 
случае если они возникли управление ими. 
Сам термин «управление конфликтом» используется 
в современной литературе далеко не однозначно. 
Одни авторы трактуют его как «деятельность, 
направленную на примирение противоборствующих 
интересов и выработку общего согласованного 
решения» Дойч М. Разрешение конфликта 
- конструктивный и деструктивный процессы 
/ М. Дойч // Социально-политический журнал. 
- 2001. - № 1. - С.12, другие же включают в это 
понятие по существу всякую «деятельность, 
направленную на достижение целей, состоящих 
в поддержке, окончании конфликта или 
любом другом воздействии на его ход» 
Там же. - С. 13..
Последняя трактовка управления конфликтом представляется 
предпочтительней, поскольку она не ограничивает 
управление конфликтом миротворческими 
усилиями и позволяет охватить весь комплекс 
мер, воздействующих на конфликт. Управление 
конфликтом - это контроль над его процессами 
формами протекания с целью минимизации 
его издержек и максимизации позитивных 
результатов. Оно может осуществляться 
как участниками конфликта, так и внешними 
силами: миротворцами, разжигателями или 
арбитрами. Управление конфликтом обычно 
направлено на его разрешение или урегулирование. 
Разрешение конфликта предполагает устранение 
источника конфликта, его урегулирование 
означает прекращение конфликтных действий 
и враждебности, понижение значимости 
источника конфликта» Обычно оно достигается 
с помощью переговоров, компромиссов и 
убеждения.