Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:57, контрольная работа
Ученые стали использовать понятие «тоталитаризм» уже в 30-е годы, и незадолго до второй мировой войны в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.
Теория тоталитаризма складывается в 40-50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского, Ганны Арендт и др.
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» -- весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.
Ученые стали использовать
понятие «тоталитаризм» уже в 30-е
годы, и незадолго до второй мировой
войны в США состоялся
Теория тоталитаризма складывается в 40-50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского, Ганны Арендт и др.
Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, то он представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм - это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Тоталитаризм - порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе. В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.
Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:
1. монизм (отсутствие плюрализма)
во всех сферах общественной
и государственной жизни:
2. претензия тоталитарной
системы на монопольное
3. коллективистско-
4. идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
5. крайняя нетерпимость
ко всякому инакомыслию,
6. монополия на информацию;
7. полный контроль над
средствами массовой
8. полное устранение
9. распространение на
все сферы жизни
10. систематический массовый
террор против своего
11. прикрытие, маскировка
атрибутами правовой формы:
12. отсутствие публично-властной
суверенности государства,
13. вся полнота власти
принадлежит аппарату одной «
14. запрет на существование
всяких иных политических
15. жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.
Исторически первой организованной формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, который сформировался после Великой Октябрьской социалистической революции в России (1917) и просуществовал 74 года. Идеология коммунистического тоталитаризма -марксизм-ленинизм, включающий: классовое превосходство рабочего класса, диктатуру пролетариата, классово-неполноценные слои (собственники, крестьянство, интеллигенция), репрессии, вплоть до уничтожения "классово-неполноценных" собственников и т.д. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого режима, поскольку он полностью уничтожает частную собственность, а значит, основу свободы личности.
Следующая форма тоталитарного режима - итальянский фашизм (ит. fascismo - пучок, связка, объединение), возникший в 1919 г. Для фашизма как идеологии и практики типичны следующие признаки:
1. крайний национализм
(шовинизм), признание за господствующей
нацией (или расой) особой
2. культ вождя как единственного
легитимного выразителя
3. социальная демагогия,
постоянный поиск врагов в
целях сплочения и возрождения
нации, культ силы, войны как
средства разрешения
4. оправдание деятельности
фашистских вождей и партий
прошлого, использование символики,
одобрение литературных
Лидером фашистского движения в Италии выступил Муссолини -- школьный учитель, главный редактор газеты социал-демократической партии "Аванти" (ныне орган Итальянской социалистической партии). В 1914г. Муссолини был исключен из рядов социал-демократической партии за свои фашистские взгляды, в 1919 г. он основал фашистскую партию. При содействии монархии и Ватикана в 1922 г. Муссолини захватил власть, стал премьер-министром итальянского правительства. После прихода к власти установил фашистскую диктатуру, запретил деятельность всех оппозиционных партий, были подвергнуты аресту или уничтожены физически его политические соперники. Итальянский фашизм стремился к установлению сильной государственной власти, к возрождению величия Римской империи. Правительство Муссолини совместно с фашистской Германией развязало вторую мировую войну (1939-1945). 25 марта 1945 г. Муссолини был захвачен итальянскими партизанами, военным трибуналом приговорен к смертной казни и расстрелян.
Еще одна разновидность тоталитарного
режима - гитлеровский национал-социализм.
Его главный идеолог и
Идеология немецкого тоталитарного
фашистского политического
В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии -«марксизма-ленинизма».
Процесс становления демократии
длителен и достаточно сложен. Известно,
что к современному демократическому
государственному устройству западные
страны шли очень долгое время. В
Англии, например, борьба в защиту индивидуальных
прав граждан и общества от произвольного
вмешательства королевской
Переход к демократии наиболее
вероятен в условиях мирных перемен.
Одну из форм трансформации можно
назвать реформой сверху, что происходит
тогда, когда авторитарные правители
по своей воле, обусловленной не
давлением со стороны оппозиции,
а осознанной необходимостью, решают
изменить систему. При этом они обладают
достаточной мудростью и
Однако реформы сверху далеко не всегда заканчиваются успехом. Тому есть ряд причин. Например, недостаточная последовательность реформаторов. Они обычно хотят, чтобы система была более демократической, но также и того, чтобы сами они оставались у власти достаточно долго. Стремясь уничтожить систему, порождающую преступления, они сами могут совершать преступления, если появляется угроза их власти. Например, М.С.Горбачев стремился демонтировать тоталитарно-бюрократическую систему, основанную на силовых репрессивных методах. Но сам он так и не смог отказаться от таких методов, о чем свидетельствуют события в Тбилиси , Вильнюсе, Риге и Баку в 1991 гг. Бывает и так, что реформаторы оказываются как бы между двух огней, т.е. на них воздействуют две силы. С одной стороны, это люди, имеющие власть. Как правило, это консервативно настроенные руководители, контролирующие значительную часть государственной машины, армию, полицию и т.п. И реформатор должен быть очень осторожен в своих действиях, иначе его отстранят от власти свои же коллеги. С другой стороны, его реформы порождают надежды, воодушевляют людей, вызывают массовые народные движения, которых еще недавно не было. При этом разгоряченные люди требуют демократии немедленно. Размах политической активности народа может испугать консерваторов у власти. Такая ситуация может завершиться переворотом и установлением жесткой авторитарной власти. Поэтому реформы сверху нередко заканчиваются провалом.
Начать демократические преобразования нелегко, но еще сложнее завершить их, требуются неизмеримо большие усилия. Уход старого режима еще не даёт автоматической гарантии того, что демократия будет успешно построена. Появляется немало проблем, которые предстоит решать. Важнейшим условием успеха демократизации является политическая стабильность, предполагающая реформирование общества в рамках закона.
Демократизация порождает такое явление, которое Э. Фромм метко назвал "бегством от свободы". Речь идёт о том, что в условиях политической и экономической модернизации происходит ломка традиционных структур, в которые были включены люди ранее; они лишаются привычных "опор", схем политического поведения. Происходит снятие традиционных ограничений, твердо направляющих жизнь человека в прежних условиях. Человек становится свободным, но одновременно на него ложится тяжесть ответственности за решения, касающиеся его собственной судьбы, а также проводимой в обществе политики. В результате растерянный и дезориентированный человек оказывается не в состоянии выносить "бремя свободы". Ему кажется, что обрести прежнюю уверенность в себе и чувство стабильности можно, лишь жертвуя свободой в обмен на ощущение определенности, возникающее в рамках жесткой авторитарной системы, перекладывая всю полноту ответственности за принятие решений на вождя или режим. Разрушение коммунистических мифов, замена их рационализаторским миропониманием остро ставят вопрос о смысле человеческого существования. На человека обрушиваются сомнения; кто он, что он, зачем он живёт? В этих условиях значительная часть массы, предрасположенная авторитарному подчинению, стремится ассоциировать себя с авторитарно-тоталитарными идеологиями и движениями. Они придают растерянному индивиду иллюзорное чувство собственной значимости, а обожание вождя оборачивается символической приобщенностью к власти. С.Б.Лугвин. Основы демократии и права, Гомель,БелАНТДИ,1997
В государствах СНГ явление "бегства от свободы" имеет свою специфику, связанную с особенностями нашего развития в прошлом. Народы этих государств оказались в наиболее сложном положении по сравнению с другими демократизирующимися государствами, поскольку сроки существования тоталитарных структур здесь были особенно велики и произошел почти полный разрыв с прошлым, его экономическими и политическими механизмами, традициями и опытом. В результате тоталитарные порядки вошли в плоть и кровь народа. Они нередко определяют, причем на бессознательном уровне, восприятие действительности, сам способ мышления. Отсталая политическая культура большинства населения, отсутствие демократических традиций, засилье бюрократии приводит к тому, что введение демократических институтов приобретает зачастую декларативный характер, в самой же демократии выпячивается лишь её внешняя сторона в ущерб содержанию. В целом же явление "бегства от свободы" связано и с некоторыми особенностями самой демократии. Изначально, как уже было сказано, с ней ассоциируются многие возвышенные идеалы и цели - народовластие, индивидуальные свободы и права человека, плюрализм, всеобщее благосостояние и т.п. Однако в действительности демократия этого не гарантирует. Главное заключается совсем в другом - демократия создаёт лишь условия для достижения этих целей на уровнях и всего общества, и отдельной группы, и гражданина. А вот произойдет это или нет, зависит от того, как будет протекать политический процесс, какие силы в нем будут участвовать, какие - им противостоять, какие способности будут ими проявлены и какие привходящие обстоятельства скажутся на исходе данного процесса.