Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Следует отметить, что все вышеназванные признаки в той или иной степени присутствовали во всех тоталитарных режимах. При этом, наряду со сходством, существовали и определенные различия, отличающие друг от друга различные типы тоталитарных режимов. Согласно самой распространенной классификации, в зависимости от господствующей идеологии все они делились на праворадикальные (фашистские и национал - социалистический) и левоэкстремистские (сталинский и маоистский). При этом в рамках трех основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КР.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.

Систему тоталитаризма отличают следующие  основные признаки:

  1. Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем интересы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».
  2. Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.
  3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправовым.
  4. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль над  всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.
  5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».
  6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.

Следует отметить, что  все вышеназванные признаки в  той или иной степени присутствовали во всех тоталитарных режимах. При этом, наряду со сходством, существовали и определенные различия, отличающие друг от друга различные типы тоталитарных режимов. Согласно самой распространенной классификации, в зависимости от господствующей идеологии все они делились на праворадикальные (фашистские и национал - социалистический) и левоэкстремистские (сталинский и маоистский). При этом в рамках трех основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия. Собственно тоталитаризм "в чистом виде", при котором действительно удалось достичь тотального контроля над политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь в СССР до середины 50-х годов. В рамках же итальянского фашизма и германского национал-социализма эти цели провозглашались, но так и не были достигнуты. Так, и Муссолини, и Гитлер смогли достичь тотального контроля над политической жизнью общества, но не упразднили полностью ни рыночную экономику, ни автономию духовной сферы и частной жизни граждан (Италия при Муссолини оставалась католической и монархической, а Германия и при Гитлере сохраняла индивидуалистический "буржуазный дух").

При тоталитаризме стирается грань  между государством и обществом, поскольку все находится под  контролем и регламентируется. Сфера  частной жизни человека чрезвычайно узка.

Признаки тоталитаризма

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного  демократии режима, следует выделить и уяснить:

идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

История тоталитаризма

Тоталитаризм — это явление 20 века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считают, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти, от которой ждут установления жесткого порядка и гарантии быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории общей воли, которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопическое учение о построении нового прогрессивного общества.

Отдельно в ряду тоталитарных государств стоял СССР. Провозгласив гуманные цели и радужные перспективы, сталинское руководство создало  политическую систему, которая имела  свои особенности. Сталинская модель общества - так называемый революционный тоталитаризм. Причинами установления тоталитарного режима в СССР были отсутствие традиций демократии, невысокий уровень политической культуры населения, постепенный рост партийного и государственного аппаратов, диктатуры ВКП (б) в политической сфере, командно-административная система управления государственной экономикой и тому подобное.

Основным методом установления и поддержания существования  режима был постоянный террор против всех групп и слоев общества. Тоталитарный режим в СССР буквально был режимом личной власти Сталина. Диктатура КПСС, отсутствие плюрализма, оппозиционных движений и партий, фактическое лишение отдельно взятого человека реального участия в общественно-политической жизни страны - эти и иные черты были присущи СССР еще несколько десятков лет и после смерти "вождя всех времен и народов".

Плюсы тоталитаризма: 
- Как правило "железный" порядок во всем (отсутствие оргпреступности, осмысленное госуправление, четкое выполнение законов и правил). 
- Возможность (при "просвещенном" тоталитаризме) осмысленного направленного развития страны к поставленной цели. 
- Возможность стремительной мобилизации всех ресурсов страны на поставленные задачи и умение их достигнуть. 
 
МИНУСЫ ТОТАЛИТАРИЗМА: 
- Волюнтаризм на местах. 
- Засилье бюрократии 
- Боязнь новых действий и "шагов в сторону" и последующих репрессий. 
- Отсутствие оппозиции и террор верхов. 
- Постепенное, по мере смены поколений, отставание государства от других стран  
из-за косности бюрократизма и отживших догм. 
- Стремление к самоизоляции и "стабильности" во всем ведущая к застойным явлениям. 
- Склонность к военным конфликтам в качестве "выпускания пара". 
- Массовые репрессии.

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.

В середине XIX в. французским  ученым и общественным деятелем Алексисом  де Токвилем был сформулирован “золотой закон” политического развития, согласно которому: “самый быстрый путь к  свободе ведет к наихудшей  форме рабства”. Токвиль полагал, что для страны, где слабы традиции демократии и свободы, нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институционализироваться и закрепиться. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов общества, которые могли бы обеспечить баланс интересов различных слоев и направить высвобождающуюся энергию в общественно приемлемые формы. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. Интенсивная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании - тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.  
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно отражаются в теории политической модернизации.

Под политической модернизацией  в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие  цели политической модернизации: создание новых политических институтов для  решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

В рамках современной  концепции модернизации выделяется следующие её исторические типы:

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип - вторичная  модернизация - был характерен для  стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые страны более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости.

В условиях второго вида модернизации особая роль принадлежит политической элите. Исследователи выделяют четыре основных типа модернизационных элит: традиционную, либеральную, авторитарную и леворадикальную. Каждая из них по-своему понимает цели и задачи модернизации, имеет различное представление о последовательности ее этапов, по-разному относятся к демократии западного образца.

Г. Н. Купряшин в своей  работе доказывает, что политическая модернизация сталкивается с двумя  основными группами противоречий:

· первая группа связана  с конфронтацией универсальных  стандартов и местных (традиционных) ценностей;

· вторая группа связана  с противоречивым взаимодействием  между процессом дифференциации (специализацией ролей и функций  в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство  в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название «синдрома модернизации».

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации.

Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного  состояния общества противоречие между  новыми универсальными стандартами  и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального  субъекта (индивида, группы, социального  слоя). В условиях политической идентификации выделяются три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время и в нашей стране. Третий тип характеризуется конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.

Переходный период в современной России - это ситуация активной “запаздывающей” модернизации сверху, политическим путем, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технологическую волну.  
Главная особенность посткоммунистической демократии заключается в том, что представительные парламентские органы возникают и начинают действовать при отсутствии современной рыночной экономики и гражданского общества, т.е. при отсутствии сколько-нибудь развитой и расчлененной структуры экономических и социально-политических интересов и соответствующих им организаций. Речь идет об обществе, где отсутствуют, или почти отсутствуют, частные и групповые производительные интересы и господствуют потребительские интересы. Неукорененная в структуре производительных интересов посткоммунистическая демократия, вынужденная осуществлять непопулярные меры, таит в себе опасность порождать недоверие к самой идее демократии, вызывать разочарование в ней и провоцировать поиск иных, альтернативных ей, ценностей.  
Следует напомнить, что демократические идеи в России не имеют глубоких корней. Октябрьская революция 1917г. прервала процесс медленного вызревания в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей. Таким образом, современная Россия, наряду с послевоенными ФРГ и Японией, оказывается страной с искусственной, “имплантированной” демократией, вследствие чего она не может быть гарантирована от серьезных внутренних потрясений. И велика вероятность того, что попытки пересадить на нашу почву ростки западных форм жизни могут привести не к действительной демократизации общества и государства, а к тому, что демократия в России выродится в фикцию и приобретет поверхностный, чисто номинальный характер.

Информация о работе Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима