Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:13, контрольная работа
Следует отметить, что все вышеназванные признаки в той или иной степени присутствовали во всех тоталитарных режимах. При этом, наряду со сходством, существовали и определенные различия, отличающие друг от друга различные типы тоталитарных режимов. Согласно самой распространенной классификации, в зависимости от господствующей идеологии все они делились на праворадикальные (фашистские и национал - социалистический) и левоэкстремистские (сталинский и маоистский). При этом в рамках трех основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия.
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.
Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.
Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.
Систему тоталитаризма отличают следующие основные признаки:
Следует отметить, что
все вышеназванные признаки в
той или иной степени присутствовали
во всех тоталитарных режимах. При этом, наряду со сходством, существовали
и определенные различия, отличающие друг
от друга различные типы тоталитарных
режимов. Согласно самой распространенной
классификации, в зависимости от господствующей
идеологии все они делились на праворадикальные (
При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку все находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка.
Признаки тоталитаризма
Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:
идеологический абсолютизм (
единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
История тоталитаризма
Тоталитаризм — это явление 20 века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считают, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти, от которой ждут установления жесткого порядка и гарантии быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории общей воли, которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопическое учение о построении нового прогрессивного общества.
Отдельно в ряду тоталитарных государств стоял СССР. Провозгласив гуманные цели и радужные перспективы, сталинское руководство создало политическую систему, которая имела свои особенности. Сталинская модель общества - так называемый революционный тоталитаризм. Причинами установления тоталитарного режима в СССР были отсутствие традиций демократии, невысокий уровень политической культуры населения, постепенный рост партийного и государственного аппаратов, диктатуры ВКП (б) в политической сфере, командно-административная система управления государственной экономикой и тому подобное.
Основным методом установления и поддержания существования режима был постоянный террор против всех групп и слоев общества. Тоталитарный режим в СССР буквально был режимом личной власти Сталина. Диктатура КПСС, отсутствие плюрализма, оппозиционных движений и партий, фактическое лишение отдельно взятого человека реального участия в общественно-политической жизни страны - эти и иные черты были присущи СССР еще несколько десятков лет и после смерти "вождя всех времен и народов".
Плюсы тоталитаризма:
- Как правило "железный" порядок
во всем (отсутствие оргпреступности,
осмысленное госуправление, четкое выполнение
законов и правил).
- Возможность (при "просвещенном" тоталитаризме) осмысленного
направленного развития страны к поставленной
цели.
- Возможность стремительной мобилизации
всех ресурсов страны на поставленные
задачи и умение их достигнуть.
МИНУСЫ ТОТАЛИТАРИЗМА:
- Волюнтаризм на местах.
- Засилье бюрократии
- Боязнь новых действий и "шагов в сторону"
и последующих репрессий.
- Отсутствие оппозиции и террор верхов.
- Постепенное, по мере смены поколений,
отставание государства от других стран
из-за косности бюрократизма и отживших
догм.
- Стремление к самоизоляции и "стабильности"
во всем ведущая к застойным явлениям.
- Склонность к военным конфликтам в качестве
"выпускания пара".
- Массовые репрессии.
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.
В середине XIX в. французским
ученым и общественным деятелем Алексисом
де Токвилем был сформулирован “золотой
закон” политического развития, согласно
которому: “самый быстрый путь к
свободе ведет к наихудшей
форме рабства”. Токвиль полагал,
что для страны, где слабы традиции демократии и свободы,
нет ничего опаснее, чем слишком быстрые
реформы и изменения. Как правило, в таких
случаях процесс модернизации может выйти
из-под контроля. Народу не хватает времени
освоить новшества, он не готов к новой
системе, а изменения не успевают институционализироваться
и закрепиться. В этих условиях участие
масс в политике обгоняет развитие политических
институтов общества, которые могли бы
обеспечить баланс интересов различных
слоев и направить высвобождающуюся энергию
в общественно приемлемые формы. Бурный
поток, направленный на разрушение старой
системы, не удается затем остановить
и регулировать. Интенсивная поляризация
общества, отсутствие устойчивого политического
центра и социальных сил, стоящих за ним,
не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся
движение в разумные демократические
Проблемы политического развития стран
в переходных условиях наиболее полно
отражаются в теории политической модернизации.
Под политической модернизацией
в настоящее время понимается
возрастание способности полити
Выделяют следующие
цели политической модернизации: создание
новых политических институтов для
решения постоянно
В рамках современной концепции модернизации выделяется следующие её исторические типы:
Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые страны более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости.
В условиях второго вида модернизации особая роль принадлежит политической элите. Исследователи выделяют четыре основных типа модернизационных элит: традиционную, либеральную, авторитарную и леворадикальную. Каждая из них по-своему понимает цели и задачи модернизации, имеет различное представление о последовательности ее этапов, по-разному относятся к демократии западного образца.
Г. Н. Купряшин в своей работе доказывает, что политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий:
· первая группа связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей;
· вторая группа связана с противоречивым взаимодействием между процессом дифференциации (специализацией ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название «синдрома модернизации».
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации.
Общей причиной этих кризисов
является характерное для переходного
состояния общества противоречие между
новыми универсальными стандартами
и старыми традиционными
Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время и в нашей стране. Третий тип характеризуется конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.
Переходный период в современной России
- это ситуация активной “запаздывающей” модернизации
Главная особенность посткоммунистической
демократии заключается в том, что представительные
парламентские органы возникают и начинают
действовать при отсутствии современной
Следует напомнить, что демократические
идеи в России не имеют глубоких корней.
Октябрьская революция 1917г. прервала процесс
медленного вызревания в нашей стране
собственной демократической традиции,
опиравшейся на опыт общинного и земского
самоуправления, а также на опыт работы
Государственной Думы. Пока что демократия
в России почти всецело опирается на заимствование
западных идей. Таким образом, современная Россия,
наряду с послевоенными ФРГ и Японией,
оказывается страной с искусственной,
“имплантированной” демократией, вследствие
чего она не может быть гарантирована
от серьезных внутренних потрясений. И
велика вероятность того, что попытки
пересадить на нашу почву ростки западных
форм жизни могут привести не к действительной
демократизации общества и государства,
а к тому, что демократия в России выродится
в фикцию и приобретет поверхностный,
чисто номинальный характер.