Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государство ведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……з

1.Сущность, основные признаки и функции государства.
Причины и условия его возникновения…………………………………..……11
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………….….………....10
3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте …………………….15

Заключение…………………………………………………….………....……....12

Список использованной литературы………………………...…………………13

Файлы: 1 файл

1111.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность  правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства

С помощью данного  понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и  на местах.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.

Российская Федерация, по Конституции, определяется как демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1), По основным своим особенностям, государственный строй России может быть охарактеризован как президентская республика. В соответствии с Конституцией на основе принципа разделения властей государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное

Собрание - Государственная  Дума и Совет Федерации, Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст. 10, 11)

Закрепленная в Конституции  РФ модель федерализма не избежала ряда противоречий, выступающих источником потенциальных конфликтов как между федеральным центром и регионами (либо субъектами РФ), так и между отдельными субъектами федерации. К числу таковых прежде всего относится противоречия, «вызванные» Конституцией РФ, отдельную группу составляют противоречия отдельных положений Конституции в связи с недостаточной проработкой и небрежностью при ее принятии.

Возможно, ключевая проблема современного Российского федеративного  государства состоит в неравноправии  субъектов. Для соблюдения принципа равноправия необходимо поэтапно преобразовать национальные республики в составе РФ в другие субъекты и лишить их особого статуса, которым они наделены в настоящее время.

В действующей Конституции  непосредственным образом закреплена идея правового государства, но является ли российское государство таковым в действительности?

Правовое государство — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство - неотъемлемый элемент демократии.

Можно выделить его основные принципы, закрепленные в российской Конституции:

1) Высший приоритет  прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

2) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод.

Принцип независимости  суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции  РФ, он также обеспечивается рядом  других статей, в которых говорится  о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.

3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

4) Приоритет международного  права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. В Конституции РФ принцип закреплен в ч.4 ст. 15.

Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать  активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована.

Важным условием и  предпосылкой правового государства  является создание внутренне единого  и непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству.

В Российской Федерации  отсутствует эффективная система  защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы.

Для формирования правового  государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

Актуальной проблемой  является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Существует концепция - Разделение властей - утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким - либо одним институтом государства  

  Для предотвращения нарушения прав граждан требуется создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей задачей которых является защита правопорядка: суда, прокуратуры, государственных инспекций и др. Другой метод защиты - существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества, граждане могут участвовать в митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к забастовкам.

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими органами в  соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое  лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах. Петиция в Европейский суд по правам человека может быть подана только после исчерпывания всех правовых средств для защиты прав в своем государстве, после чего она может быть принята к рассмотрению Европейским судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

Государство как главная  властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в  рамках их уставных задач, содействовать  их развитию и совершенствованию. Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.

Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства  неуклонно возрастает. Увеличивается  число проблем, требующих постоянного  регулирования со стороны государственных  структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство  – основной и один из важнейших  институтов не только политической системы  общества, но и всего общества в  целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                             Список использованной литературы

 

1. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. – М.: Дашков и К, 2004. – 415с.

2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах М., 1998 592 с .

3. Лавриненко В.Н.  Политология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 569 с.

4. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996 123 с.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002 – 257 с.

7. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000 -28 с.

 


Информация о работе Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения