Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государство ведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".
Введение……………………………………………………………………..……з
1.Сущность, основные признаки и функции государства.
Причины и условия его возникновения…………………………………..……11
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………….….………....10
3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте …………………….15
Заключение…………………………………………………….………....……....12
Список использованной литературы………………………...…………………13
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Форма государственного устройства
С помощью данного
понятия государственное
Унитарное государство - простое, единое государство, части
которого являются административно-
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств.
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.
Российская Федерация, по Конституции, определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1), По основным своим особенностям, государственный строй России может быть охарактеризован как президентская республика. В соответствии с Конституцией на основе принципа разделения властей государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст. 10, 11)
Закрепленная в Конституции РФ модель федерализма не избежала ряда противоречий, выступающих источником потенциальных конфликтов как между федеральным центром и регионами (либо субъектами РФ), так и между отдельными субъектами федерации. К числу таковых прежде всего относится противоречия, «вызванные» Конституцией РФ, отдельную группу составляют противоречия отдельных положений Конституции в связи с недостаточной проработкой и небрежностью при ее принятии.
Возможно, ключевая проблема
современного Российского федеративного
государства состоит в
В действующей Конституции непосредственным образом закреплена идея правового государства, но является ли российское государство таковым в действительности?
Правовое государство — государ
Можно выделить его основные принципы, закрепленные в российской Конституции:
1) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.
2) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод.
Принцип независимости
суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции
РФ, он также обеспечивается рядом
других статей, в которых говорится
о несменяемости и
3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
4) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. В Конституции РФ принцип закреплен в ч.4 ст. 15.
Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована.
Важным условием и
предпосылкой правового государства
является создание внутренне единого
и непротиворечивого
В Российской Федерации
отсутствует эффективная
Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.
Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.
3. Существует концепция - Разделение властей - утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким - либо одним институтом государства
Для предотвращения нарушения прав граждан требуется создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей задачей которых является защита правопорядка: суда, прокуратуры, государственных инспекций и др. Другой метод защиты - существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества, граждане могут участвовать в митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к забастовкам.
Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).
В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах. Петиция в Европейский суд по правам человека может быть подана только после исчерпывания всех правовых средств для защиты прав в своем государстве, после чего она может быть принята к рассмотрению Европейским судом.
Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.
Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.
Список использованной литературы
1. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. – М.: Дашков и К, 2004. – 415с.
2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах М., 1998 592 с .
3. Лавриненко В.Н. Политология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 569 с.
4. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996 123 с.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002 – 257 с.
7. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000 -28 с.