Сущность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Особым аппаратом реализации политической власти служит государство, его органы, а также разнообразные инструменты влияния на него. Политическая власть характеризуется централизованным порядком принятия решений и их использованием специально уполномоченными на это людьми.
Политическая власть возникает, формируется в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Именно этим определяется характер ее основных функций в социальной системе.
Поскольку сфера политических отношений формируется как взаимодействие общих и частных интересов социальных групп и отдельных людей, которое может развиваться в направлении как социального конфликта, так и согласия, появляется необходимость в инструменте, который удерживал бы их носителей в рамках единой общности.

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

На протяжении веков существования человеческой цивилизации власть является одним  из самых загадочных и в то же время самым важным и распространенным в своих проявлениях феноменом  социального бытия.

Наши представления  о власти во многом обусловлены ее сложной природой и многочисленными функциями.

Политическая  власть – центральное понятие  политологии. Политическое знание вырастало  прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или при параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием – способностью действовать в согласии с интересами или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается, таким образом, сопряженной с ее социальной сущностью. В сфере политических отношений власть как общесоциальный феномен приобретает ряд специфических особенностей. Политическая власть осуществляется в условиях общественного разделения труда людьми, которым другие члены общества делегируют, передают свои властные полномочия. Политическая власть, как и экономическое богатство, характеризуется неравномерностью распределения в обществе, поэтому всегда существует опасность (переживаемая многими как соблазн) поляризации властных полномочий, их концентрации у многих людей при лишении способности участия в распределении и использовании власти другими.

Особым аппаратом  реализации политической власти служит государство, его органы, а также  разнообразные инструменты влияния  на него. Политическая власть характеризуется централизованным порядком принятия решений и их использованием специально уполномоченными на это людьми.

 Политическая власть  возникает, формируется в процессе  реализации потребности управления, регулирования общественных отношений.  Именно этим определяется характер  ее основных функций в социальной системе.

Поскольку сфера  политических отношений формируется  как взаимодействие общих и частных  интересов социальных групп и  отдельных людей, которое может  развиваться в направлении как  социального конфликта, так и  согласия, появляется необходимость в инструменте, который удерживал бы их носителей в рамках единой общности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность политической власти

 

Политическая  власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп.  Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.  Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются  индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь  народ, политические элиты и лидеры.  Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от  масс и даже от приведших их в власти партий.

Субъект определяется содержанием властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или  подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.  Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения  объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает  ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта  властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.

Масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического  властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Виды власти.  Особенности различных элементов власти - субъекта , объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается , на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости  от субъектов  власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные. организации, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов:  например, законодательная, исполнительная и  судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие  политической и других властей.

Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков:

  1. легальностью в использовании силы в пределах государства;
  2. верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений;
  3. публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;
  4. моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
  5. многообразием ресурсов. Политическая власть использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

 

Ресурсы политической власти

 

 Как всякая  власть одних людей над другими,  политическая власть может иметь  различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим.

 Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения. Самый примитивный ресурс – грубая сила, применение или угроза применения которой составляет основу физической власти, прямого насилия. Такой может быть деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами. Сама по себе эта власть не является политической, но становится таковой, когда к методам прямого насилия по отношению к социальным группам прибегает государство. В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей все больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление. Власть человека над другими людьми может быть связана с его нравственным превосходством. Это прекрасно понимают, как правило, люди, преследующие безнравственные цели. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей еще Н.Макиавелли. И все-таки моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда ее обладатель способен служить в этом отношении примером для других. Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности человека можно считать базовыми, исходными ресурсами принуждения. Они индивидуализируемы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Но общество предоставило ему целый ряд дополнительных, сугубо социальных источников, которые многократно умножают возможности доминирования. Наверное, наиболее древний из них – богатство, в том числе деньги, с помощью которых можно купить все остальные ресурсы. Расширение сферы применения власти, усложнение общественных процессов обусловливают возрастание роли взаимодействия между теми, кто вовлечен в управление людьми. Индивидуальные возможности и богатство отдельно взятого человека все чаще отступают на второй план перед хорошей организацией дела. Организационная власть (административный ресурс) может становиться решающим фактором подчинения людей, если речь идет об управлении сложными социальными организмами. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в современных гигантских экономических корпорациях, в крупных общественных организациях. Не случайно в последние годы повсеместно отмечается тенденция роста влияния директоров, зачастую оттесняющих собственников от власти на своих предприятиях. Сегодня нельзя наконец не учитывать и такого источника власти, как владение информацией, ее сокрытие и воздействие через нее.

Информационная  власть все больше вторгается во все  сферы общественных отношений, приобретая в некоторых случаях самодовлеющее  значение. О средствах массовой информации давно заговорили как о «четвертой власти», хотя порой создается впечатление, что они претендуют на первую роль. Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих ее на пути и к элитам, и к массам, а также на информационные барьеры, создаваемые силовыми и прочими секретными ведомствами. Все это – тоже информационный ресурс власти, возможности которого вряд ли уступают потенциалу СМИ. В конкретных ситуациях в той или иной мере бывают задействованы все источники власти, особенно если речь идет о власти общественных группировок. Тем более когда она осуществляется с использованием такого сложного и масштабного механизма, каким является государство, приобретая тем самым характер политической власти. Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство таким образом интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс властвования

 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

Впервые на ограничительное  свойство власти особое внимание обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его «вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих политических конфликтов.

В странах командного социализма такими запретными для критики  темами были прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию. В ФРГ 50— 60-х гг. блокированной властями политической темой явилось, например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, достигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и менеджерами под прикрытием популярного лозунга «больше роста — больше энергии», позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках энергии .

Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.

Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. (Они специально анализируются в последующих главах.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легитимность  политической власти:

ее  аспекты

 

 Как часто  бывает в политике, при наличии  в ее распоряжении вроде бы  всех материальных, вещественных  и прочих ресурсов  власть оказывается неэффективной, слабой, то есть:

- ее основные функции не исполняются;

- возлагаемые  на нее ожидания не оправдываются;

-общество, где действует такая власть, находится в неуправляемом состоянии.

    Успех или крах политической власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Процесс  легитимации власти предполагает действие механизма ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать не устраивающую ее систему власти.

    Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Связывая легитимность прежде всего с идеей и механизмом представительства,.

    К факторам, формирующим такого рода легитимность, М. Вебер относил:

- экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

Информация о работе Сущность политической власти