Сущность, структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющееся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающие совершенствование, гуманизацию общества и личности на основе преемственности.
Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве основных структурных элементов выделяют: исторический опыт, политические традиции, культуру политического сознания и участия.

Файлы: 1 файл

31вариант политология.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 31. Политическая культура

 

  1. Сущность, структура и функции политической культуры.

 

 Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы общества, неотъемлемой частью общенациональной культуры. Она оказывает большое влияние на функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. 
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой. 
Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющееся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающие совершенствование, гуманизацию общества и личности на основе преемственности. 
Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве основных структурных элементов выделяют: исторический опыт, политические традиции, культуру политического сознания и участия. К структурным элементам относят также политическую символику, язык, мифы, этику. 
Политическая культура включает в себя, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, групп, являющихся основой естественного развития. Политический исторический опыт – совокупность политических навыков, знаний, норм поведения, накопленных в процессе политической практики. Этот опыт усваивается людьми в процессе политической социализации. Среди различных форм политического опыта важное место занимают политические традиции. Их сохранение и развитие является одним из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития, на основе которых вырабатываются политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в данной системе. Игнорирование политического опыта всегда ведет к негативным последствиям: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых». (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 8. С.119). Политическое сознание – совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, политических ценностей, ориентаций и установок, которыми определяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. 
Еще одним структурным элементом политической культуры является политическое поведение – практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Политическая культура проявляется в политической деятельности людей и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Посредством участия (активное, пассивное, неучастие) в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. 
Функции политической культуры: 
· Познавательная – формирование у граждан общественно-политических знаний, взглядов. 
· Интегративная – достижение согласия, стабилизация политической жизни, повышение эффективности управления 
· Коммуникативная – устанавливает связь между участниками политического процесса, способствует трансляции накопленного политического опыта. 
· Обеспечение социального прогресса – способствует эффективному развитию политической системы и общества в целом. 
· Нормативно-регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании политических установок, ценностей, мотивов, которые воплощаются в нормативных политических решениях государства и способствуют эффективному регулированию отношений в рамках политической системы. 
· Воспитательная – способствует политической социализации.

 

  1. Типологии политической культуры.

 

Самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур предложена Г.Алмондом и С.Вербой.

В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе– распределение политических ориентации. Выделяются:

1) гомогенная (однородная) политическая  культура, которая характеризуется  единством общества по основополагающим  ценностям и толерантностью. Примером  могут служить англо-американские  демократии, в которых имеется  согласие по поводу основных  принципов сосуществования в  политическом сообществе, т.е. консенсус  в отношении политического режима  и политических ценностей, низкий  уровень конфликтности, преобладание  юридически-правовых способов разрешения  политических противоречий, лояльность  граждан по отношению к своей  политической системе;

2) фрагментарная политическая  культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).

3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры.

 Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения  основ экономической, социальной, политической  и духовной жизни, массовые перемещения  в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

- изменение и усложнение  социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе  расширения информации уроков  прошлого, настоящего и перспектив  будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение  к политическому участию;

- персонализированное восприятие  власти;

- предрасположенность к  конформизму;

- неверие в представительные  органы власти, тяготение к исполнительным  функциям с ограниченной индивидуальной  ответственностью;

- подданническое отношение  к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим  мнениям, принципам;

- некритическое восприятие  зарубежного опыта, копирование  его сомнительных образцов;

- предрасположенность к  силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

С точки зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

 

 


Информация о работе Сущность, структура и функции политической культуры