Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и природа лидерства…………………………………………...4
Типы лидерства…………………………………………………………..5
Функции лидера………………………………………………………….6
Теории лидерства………………………………………………………...7
Теория черт………………………………………………………...7
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства…..8
Теория конституентов и интерактивный анализ………………..10
Психологическая теория лидерства………………………….…..11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Политология»

На тему: Теории лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие и природа лидерства…………………………………………...4
  2. Типы лидерства…………………………………………………………..5
  3. Функции лидера………………………………………………………….6
  4. Теории лидерства………………………………………………………...7
    1. Теория черт………………………………………………………...7
    2. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства…..8
    3. Теория конституентов и интерактивный анализ………………..10
    4. Психологическая теория лидерства………………………….…..11

Заключение……………………………………………………………………...13

Список использованной литературы…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Феномен лидерства встречается  на любом уровне социальной организации общества. Он существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема "идеального правителя" занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

В задачи лидеров входит выработка согласованных целей  развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.

Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано  с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и природа лидерства.

Лидерство - явление сложное  и многогранное. В настоящее время  существует множество подходов к  определению понятия лидерства  и его природы. Его часто рассматривают как разновидность власти.

Лидерство это управленческий статус, связанный с принятием  решений и позволяющий влиять на поведение других людей. 

Лидерство это влияние (В.Кац, Л.Эдингер), характеризующееся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.  

Политическое лидерство  представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа  политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной  интерпретации. 

Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией. Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию. 

Теория конституентов (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. 

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству. 

Рассмотренные выше концепции  лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое  признание получают концепции, характеризующиеся  комплексным подходом к анализу лидерства.

 

 

 

 

  1. Типы лидерства.

Богатство понятия лидерства  отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего в зависимости от отношения руководителя с подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к  учению М. Вебера о способах легитимации  власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф. Кастро и др. Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

В современной политологии нередко используют четыре собирательных образа лидера: знаменосца, или великого человека, служителя, торговца и пожарного. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг и др. Лидер - служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера - торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер - пожарный ориентируется на самые актуальные общественные проблемы. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации  лидерства. Так, политические деятели  делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

  1. Функции лидера.

Функции лидера – это  главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам - непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций  лидеров выделяют следующие:

1)     Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение

различных групп интересов  на основе общей идеи, общих ценностей  и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2)     Ориентационную. Через выработку политического курса,

учитывающего тенденции  мирового развития и потребности  различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3)     Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм

осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4)     Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда

лидер стремится осуществить  глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5)     Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму

политической самоорганизации  на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

6)     Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в

основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7)     Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может

выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция  заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

4. Теории лидерства

4.1 Теория черт

Наиболее ранней и по-прежнему распространенной является теория черт (и ее разновидности: теория «великого человека», харизматического лидера и др.). Суть этой теории заключается в объяснении феномена лидерства особенными, выдающимися качествами индивида. Одним из основоположников теории черт является английский психолог и антрополог Ф.Гальтон, который еще в начале прошлого века пытался объяснить лидерство на основе наследственности. Ученый и его последователи исходили из убеждения, что лидер должен обладать качествами (передающимися по наследству), отличающими его от последователей. Однако составить перечень таких качеств на основе исследования 
царских династий различных наций тогда не удалось. 

В 1940 г. американский психолог К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них обычно называют такие, как компетентность, инициативность, общительность, целеустремленность, организаторские способности и т.д. Позже другой американский ученый Р.Строгдилл, обобщивший данные 124 
исследований, расширил список характерных черт лидера, добавив такие качества, как высокий уровень интеллекта, бдительность, популярность, красноречие и др. В настоящее время социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования, результаты которых представили основания для серьезной критики этой концепции. Выяснилось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера практически совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Более того, многие черты лидера стали оспариваться учеными. Даже такая характерная черта, как высокий уровень интеллекта, вызвала возражения. Американские политические психологи, сопоставляя измеряемый на основе специальных психометрических методик уровень интеллекта политических лидеров с масштабами их влияния, пришли к довольно пессимистическому выводу, что большим влиянием обладает лидер, чей интеллектуальный уровень близок к среднему интеллектуальному уровню его сторонников и последователей. 
Наиболее низкий уровень влияния оказался у лидеров, чей интеллектуальный потенциал в 3-4 раза ниже или выше среднего, наибольший успех (например, на выборах) доставался тем, у кого он превышал средний лишь на 25-30 %.  В то же время вполне оправданная критика теории черт не означает ее полного отрицания. Для того, чтобы стать политическим лидером, действительно необходимо обладать определенными психологическими и социальными качествами. Однако набор этих качеств значительно изменяется в зависимости от исторических эпох, особенностей конкретных государств, типа политической культуры общества. Так, например, американской политической культуре не свойствен феномен харизматического лидера. Для американцев типична установка на лидера «своего человека», «первого среди равных». Такой лидер должен быть уверенным в себе, честным, динамичным, постоянно демонстрировать успех, иметь репутацию хорошего семьянина, вызывать доверие сограждан. Для многих восточных стран, наоборот, типична ориентация на патерналистский тип лидерства. Лидер – отец нации должен обладать мудростью и знаниями, даром предвидения, харизмой, недоступными простым обывателям. 
И хотя в действительности лидер с вышеперечисленными чертами встречается редко, в общественном сознании преобладает установка именно на этот тип.

Информация о работе Теории лидерства