Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:07, реферат
Биологический подход (Ваккаро В., Дюверже М., Зуб А., Шальмайер Ф. и др.) рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа.
Используя логико-экспериментальный метод, который позволяет руководствоваться только фактами, Парето писал, что этот метод "строится на основе суждений, описывающих экспериментальные единообразия, и на логических выводах из таких суждений” . При этом указывая, что "логико-экспериментальные науки выводят принципы из фактов, которым принципы всегда подчиняются. Не логико-экспериментальные науки априорно выдвигают некие принципы, от которых зависят факты” .
Применяя логико-экспериментальный метод, Парето стал рассматривать общество как систему, состоящую из элементов, которую он назвал социальной системой, при этом предположив, что "большинство элементов взаимосвязаны” , а эта взаимосвязь осуществляется на основе действия многофакторных явлений, обеспечивая достижение равновесия. Здесь Парето имел в виду, прежде всего, механическое равновесие и взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности, на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции.
Следует подчеркнуть, что равновесие, о котором пишет социолог, - нестатическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует и динамизм равновесия определяется, согласно его позиции, тем, что изменения, происходящие в одной части системы, передаются немедленно другой её части. То есть, "когда один элемент выступает в некоторой форме, детерминированной другими элементами, он, в свою очередь, оказывает ответное действие на эти элементы” . При этом, признавая эволюцию общества Парето "отказывает” ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, "связаны” между собой и имеют маятниковый характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию.
В тоже время, наряду с положением о предопределенности социального порядка следует отметить научную значимость выведенного Парето тезиса о динамическом равновесии всех сфер жизни. Предложенный им термин "равновесие”, а также социологические процедуры, позже были высоко оценены и взяты за основу представителями структурно-функционального анализа. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс в этой связи подчеркивал: "Его процедура следует лучшим традициям теории построения и, со всеми своими содержательными ограничениями, она может и сегодня служить в качестве значимой модели” .
Рассматривая роль элит в системе социального равновесия общества, нужно отметить, что изменение социального равновесия общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклическим развитием элиты. Элиту он выделяет, деля общество на две части, т. е. на тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в управлении и составляют класс правящей элиты и на остальных. Таким образом, он делит общество на "две страты, два слоя населения:
1) низшая
страта, т. е. класс, не являющийся
элитой (здесь его возможное влияние
на управление не
2) высшая страта, класс избранных, т. е. элита” .
Деление общества на две страты он обосновывает тем, что "невозможно
исследовать всесторонне, в полном смысле этого слова, различия между крайне многочисленными социальными группами и тем более – все многообразие того, как они соединяются между собой. Следовательно, как всегда, когда нет возможности добиться многого, надо ограничиться немногим и упростить проблему, чтобы сделать её более доступной для обсуждения. Это будет первый шаг на пути, по которому смогут пойти другие. В данном случае эта проблема анализируется только в связи с социальным равновесием при предельно допустимом уменьшении количества групп и видов циркуляции и совместном рассмотрении тех феноменов, которые проявляются в некоторых отношениях аналогичным образом” . Деление общества на две части поддерживается и российским элитологом Г. К. Ашиным, который делит общество на две категории элиту и массу. По его мнению, дихотомия "элита – масса” является ведущим методологическим принципом анализа социальной структуры в любом элитологическом исследовании, где в дихотомии "элита – масса”, по определению, характеристикой элиты является её превосходство .
Парето высшую страту определяет по природным способностям и талантам её членов, а это, в свою очередь, определяет общественное положение группы на той или иной ступени общественной лестницы. Тем, кто имеет "высший показатель в своей области деятельности, мы даем название "элиты” , писал Парето. Элита – это избранная часть населения, остальная его часть лишь "приспосабливается к полученным от неё стимулам” .
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные "поднимаются вверх”, пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз”, в массы. Здесь обнаруживается идейное родство концепции Парето с концепциями Тарда, Лебона, Моски: деление общества на изобретателей и подражателей (Тард), на вождей и толпу (Лебон), на господствующий и подчиненный классы (Моска).
Как мы уже писали выше, Парето признает социальную динамику общества и для её объяснения формирует разработанную им теорию "циркуляции элит”. Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. За исключением полностью замкнутой элиты, становящейся кастой, правящая элита обычно находится в состоянии постоянной медленной трансформации. Если циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях скапливаются элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок. Эти слои теряют психические качества, обеспечивающие их элитарное положение, и пасует перед необходимостью применить насилие. Среди низших же слоев возрастает число индивидов, обладающих качествами, необходимыми для управления обществом. Они способны захватить власть при помощи насилия. Однако новая правящая элита, в свою очередь, со временем трансформируется в бессильный, загнивающий класс и утрачивает способность управлять. Вновь окрепнуть он может, либо, черпая силы из низших классов, либо уничтожая физически разложившихся, ставших ненужными членов элиты. Если же, несмотря на эти меры, в низших классах скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл которой, по мнению Парето, состоит в обновлении состава правящей элиты и восстановления общественного равновесия.
Таким образом, реализуется социальная вертикальная мобильность, а в случае закрытости правящей элиты появляется вероятность революционных переворотов. Особенно это характерно для ситуаций, при которых у власти находятся люди обладающие склонностью к инновациям и нововведениям, Парето называет их "лисицами”, а в классе управляемых скапливаются люди с развитым инстинктом группового сохранения, которые способны применить силу в целях сохранения социальной общности, ориентированные на дисциплину и порядок, их Парето называет "львами”.
Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования человеческого общества.
Выявленная Парето взаимосвязь циркуляции элит и социального равновесия в обществе, в целом, является эвристической. Зависит она от значимости и роли той элиты, которая принимает жизненно-важные решения. Благодаря "циркуляции” происходит переход талантливых и честолюбивых личностей из неэлитарных слоев в элиту, которые в силу необычных способностей достигают особого положения в какой-либо сфере деятельности и отражают успех через распределение авторитета и престижа.
Однако, по мнению Парето, в процессе изменения социального равновесия в обществе, мотивация правящего класса, так и качества элитарности меняется. Анализ этого механизма показывает степень персонифицированности элиты в глазах общественности, зависящая от событийности и субъективизма индивидов, совершаемых действие, а также от общественных предпочтений.
Таким образом, рассматривая равновесие социальной системы в целом и циклическое развитие элиты, как два взаимозависящих процесса, Парето рассматривает универсальный исторический закон циркуляции элит как один из основных в понимании и объяснения изменений в обществе, обосновывая это закономерностью смены элит.
Использованная литература:
1.Арон Р. Вильфредо Парето//Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992.
2.Ашин Г.К. Элитология. Учебное пособие. - М.: МГИМО. 2005. – 544 с.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
3.Осипов Г.В., Ионин Л.Г., Култыгин В.П. История социологии в Западной
Европе и США: учебное пособие – М.: Норма, 2001.- 576 с.
4.Парето В. Компендиум по общей социологии. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,
2008. – 511 с.
5.Теплов Э.П. Политическая власть. СПб., 1993.
6.Федосеев А.А. Введение в политологию. СПб., 1993.
7.Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995.