Теория власти и властных оношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуются сущность и механизм реализации политических процессов, институтов и интересов, поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и первоочередным вопросом политической науки. В социальных отношениях власть присутствует практически повсеместно. Властные отношения существовали с древнейших времен, тут можно упомянуть господство вождей, шаманов и т.п. властные отношения можно заметить даже в поведении некоторых животных. Власть является средством реализации человеком своих интересов, разрешения конфликтов и спорных ситуаций, а также и целью борьбы социума.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.71 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуются сущность и механизм реализации политических процессов, институтов и интересов, поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и первоочередным вопросом политической науки.

В социальных отношениях власть присутствует практически повсеместно. Властные отношения существовали с древнейших времен, тут можно упомянуть господство вождей, шаманов и т.п. властные отношения можно заметить даже в поведении некоторых животных. Власть является средством реализации человеком своих интересов, разрешения конфликтов и спорных ситуаций, а также и целью борьбы социума.

Значимость и актуальность данной работы состоят в том, чтобы дать концептуальное системно-целостное понимание власти, которое могло бы служить методологическим основанием для дальнейших теоретических исследований властной проблематики.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАСТИ

1.1 Понятие власти

 

Среди многочисленных определений власти наиболее распространенным остается определение Даля, данное им еще в 1957 г.: «А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б вином случае не стал бы делать». В этом и других близких к нему определениях власти подчеркивается ряд моментов, позволяющих выявить специфику власти как социального явления, ее отличительные признаки.

Власть возникает только в отношениях между двумя или несколькими людьми или группами людей — субъектом власти («А» в определении Даля) и объектом власти («Б»). Власть не является исключительной принадлежностью субъекта; власть — способность субъекта подчинить объект своей воле — всегда имеет определенный объект и потому в равной мере зависит как от субъекта, так и от объекта («каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает»).

Подчинение объекта ограничивается конкретной сферой: власть руководителя политической организации над ее членами не распространяется на их частную жизнь. Однако в силу того, что власть способствует достижению каких-то целей, может дать определенные выгоды и привилегии, стремление к расширению сферы власти вполне естественно для субъектов политики. Желание контролировать максимальный спектр человеческой деятельности характерно не только для вождей при тоталитарных режимах. Практика показывает, что злоупотребление властью (т.е. использование власти за пределами от-веденных субъекту полномочий) является проблемой для любого общества. Именно поэтому центральным направлением политических исследований является поиск механизмов ограничения власти и возможностей недопущения ее концентрации в одних руках («Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно»).

Власть есть потенциал, способность (возможность) субъекта оказать определенное воздействие на объект; она может существовать и без своего воплощения в сознании и (или) поведении объекта. В ряде случаев субъект предпочитает отложить реализацию своих намерений или полагается на то, что желаемый результат будет достигнут и без его вмешательства. Иными словами, субъект может обладать властью над объектом, не осуществляя ее. Власть возникает в тех ситуациях, где субъект имеет определенные намерения в отношении объекта; случайное (ненамеренное) воздействие субъекта на объект не является властью. Однако если намерения субъекта реализуются и без его вмешательства в деятельность объекта и при этом субъект не может изменить данную ситуацию («заставить Б делать то, что тот в ином случае на стал бы делать»), то власть отсутствует, поскольку результат получился от воздействия факторов, не зависимых от субъекта: люди могут не иметь власти (способности изменить деятельность объекта), но пользоваться благоприятной для них ситуацией. Такие случаи часто встречаются, например, в парламентской практике, когда «нужное» для субъекта голосование имеет место без его усилий.

Таким образом, власть существует только тогда, когда именно субъект (а не какой-то иной фактор) ответствен за ее результат. Соответственно, не все случаи вынужденного поведения объекта (когда объект действует вопреки своим интересам) следует считать результатом осуществления чьей-то власти: во многих ситуациях неспособность объекта реализовать свои интересы имеет причину в нем самом, например, в его неорганизованности, нежелании расходовать свои ресурсы и энергию и т.п., а не во внешних факторах.

В этом отношении власть следует отличать от влияния традиций, общественного мнения, законов, моральных норм, объективных обстоятельств и других деперсонализированных структурных сил. Хотя власть субъекта во многом предопределяется конфигурацией структурных факторов (независимых от субъекта), она не действует помимо воли субъекта. Власть есть отношение между субъектом и объектом; ее нет в ситуациях, где субъект (персонифицированный в виде индивида, группы или организации) отсутствует и объект подчиняется закону или моральной норме. Разумеется, если субъект использует закон или моральную норму для подчинения объекта, в этом случае именно он (а не какие-то иные силы) осуществляет власть и несет ответственность за ее последствия. При этом он должен обладать определенной степенью свободы, т.е. способностью действовать иначе. Вряд ли правомерно употреблять термин «власть» в тех ситуациях, когда субъект не свободен в своих действиях и сам является объектом чьей-то власти. [4, с. 83-85]

 

1.2 Виды власти

 

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, - на экономическую, социальную, культурно-информационную, политическую и т.п.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над средствами достижения всех наших целей.

С экономической властью тесно связана социальная власть. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение позиций на социальной лестнице: статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение высоких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку (или нечто противоположное). [6, c. 213-214]

Культурно-информационная власть – это прежде всего власть над людьми через научные знания, духовные ценности, информацию и средства их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на создание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа и другие образовательные и воспитательные учреждения), а так же с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разными целями: не только распространению объективных  сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересом, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана, демагогии, PR-технологий.

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Политическую власть можно определить как способ реализации групповых интересов и достижения общих целей.

Таким образов, в целом власть есть способность и возможность оказать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с позиции воли, авторитета, знания, силы, права и т.д. Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющееся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем: экономической, социальной, духовной и др. [7, c. 177]

К понятию «политическая власть», конечно применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику.

Политическая власть имеет ряд отличительных признаков.

1. основной чертой  политической власти является  то, что она навязывает свою  волю через центр принуждения. Это могут быть экономические, физические, психологические центры. Например, у любой политической  партии есть устав и программа, нарушение которых может привести  к наказанию. Государство имеет специальные центры принуждения, такие как суд, тюрьма, полиция, прокуратура и т.д. в юридической науке этот еще называется аппаратом государственного управления, аппаратом принуждения. Таким образом, организованное принуждение является основой политической власти, хотя вполне возможно управление и через переговоры с помощью согласия.

2. Легальность в  использовании силы в пределах  государства. Люди в повседневной  жизни отождествляют власть и  силу. Действительно, в определенных  ситуациях сила и власть совпадают. Но чаще всего политическая  власть не использует силу, ибо  она связана со сложными формами  управления социальными процессами, где применение силы неадекватно  существующим социальным, культурным  и психологическим условиям. Политическая  власть не сводится к насилию, часто оно служит показателем  кризиса власти.

3. Верховенство, обязательность  решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить  влияние мощных корпораций, СМИ  и других учреждений или же  вовсе ликвидировать их.

4. Публичность, т.е. всеобщность, и безличность. Это  означает, что политическая власть, в отличие от приватной личной  власти, которая существует в  небольших группах, от имени всего  общества обращается с помощью  права ко всем гражданам; политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать и противопоставлять людей друг другу.

5. Моноцентричность, наличие единого центра принятия  решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много зависимых собственников, социальных фондов и т.п.

6. Многообразие  ресурсов. Политическая власть и  особенно государство, использует  не только принуждение, но и  иные ресурсы. Принудительная власть  опирается на силовые ресурсы  и означает контроль над людьми  с помощью применения или угрозы  применения физической силы. Принудительную  власть не следует отождествлять  с властью политической, хотя  легальное использование силы  в масштабах государства –  важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение  могут использоваться и неполитической  властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотичным главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д. [1, c. 115-117]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ОСОБЕННОСТИ И ЕЁ ПРОБЛЕМА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Сущность власти  и её особенности

Информация о работе Теория власти и властных оношений