Теория власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:40, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Социальный порядок и власть………………………………………...4
2. Сущность власти и её особенности…………………………………...5
3. Господство как форма власти…………………………………………6
4. Проблема власти в современной России……………………………...8
Заключение………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Политология ГОТОВО.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

       Содержание

                                                                                                                             c.

       Введение…………………………………………………………………...3

       1. Социальный порядок и власть………………………………………...4

       2. Сущность власти и её особенности…………………………………...5

       3. Господство как форма власти…………………………………………6

       4. Проблема власти в современной  России……………………………...8

       Заключение………………………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

       Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей  политологии. Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

       Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя  занимал умы философов и писателей.

       Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с  политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

       Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

       Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных  обществ, древнейшей формой их организации. 

       1  Социальный порядок и власть

       Известно, что общество отличается от природы социальной организацией, наличием социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд механизмов, регулирующих поведение людей путём упорядочивания и согласования совместных действий. Согласованию поведения отдельных индивидов способствуют, во-первых, обмен, понимаемый как взаимное предоставление услуг, имеющих ценность для обеих сторон; во вторых, их общий интерес, в третьих, солидарность, обусловленная общность чувств, возникающих на основе родственных, этнических, расовых уз, религиозной принадлежности, преданности какой-либо идее и т.д.

       Во  всех 3-х случаях стороны, чьи действия согласуются, не только равноправны, но и, как правило, сами устанавливают  образцы своего поведения. Авторитарных действий, проявления господства в форме навязываемого распределения социальных ролей при этом не наблюдается.

       Если  же социальный порядок в ходе совместных действий устанавливается при помощи власти, то образцы поведения постулируются  уже не самими участниками коллективных действий, а внешними факторами, т.е. лицам выступающими в качестве субъектов власти, как бы (генерирующими) отношения господства и подчинения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Сущность власти и её особенности

       Категория «власть» по своему объёму является более  общей, чем категория «политика» и, можно сказать, гораздо более древней, так как существовала в отдельных своих проявлениях еще в родовом обществе.

       Из  множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть- это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

       Власть  как социальный феномен обладает рядом специфических признаков. Так, например, для нее характерна всеобщность- она способна проникать  во все сферы деятельности отдельных  индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее, функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.

       По  содержанию можно выделить власть семейную, чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую, политическую, информационную и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3  Господство как форма власти

       По  форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и  господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям  конкретным моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими, например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или изъятия каких либо благ или привилегий.

       Господство- это форма власти, при которой  приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными  и законными, т.е легитимными.

       М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

       Традиционная  форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет  в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.

       Рационально-легитимное государство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления  законны именно потому, что соответствуют  общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.

       Харизматическое господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами.

       Господство  всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект власти испытывают потребность в признании существующей власти законной, обоснованной в правовом отношении.

       Чтобы власть была признана законной, она  должна соответствовать общепринятым моральным и правовым нормам. Часто  власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.

       Общественным  мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех  случаях, когда она неэффективна, например, неспособна бороться с коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4  Проблема власти в современной России

       В настоящее время в России господствует по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом  и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и совета федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

       Для современной России характерно противостояние двух тенденций.

       С одной стороны, принята на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат, уже больший по численности, чем в СССР, постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений.

       С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая  средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит, покажет ближайшее будущее. 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

       Воля  к власти у одних дополняется  потребностью других присоединиться к  властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

       Изучение  политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств. 
 
 
 

       Список  литературы

       1. Белов Г.А. Политология: Курс  лекций-М: ЧеРо, 1996.

       2. Вебер М Избранные произведения- 1990.

       3. Макиавелли Н Государь.-М.: Планета, 1990

       4. Паренти М. Демократия для немногих.- М.: Прогресс, 1990

       5. Политологический словарь/ Под  ред. В.Ф. Халипова.- М.: Высшая школа, 1997

       6. Политология:: Курс лекций/ Под ред.  М.Н. Марченко-1997.

       7. Политология. Учебное пособие для вузов/ Под ред. Г.В. Полуниной.- М.: Акалис, 1996.

Информация о работе Теория власти