Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:40, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Социальный порядок и власть………………………………………...4
2. Сущность власти и её особенности…………………………………...5
3. Господство как форма власти…………………………………………6
4. Проблема власти в современной России……………………………...8
Заключение………………………………………………………………10
Содержание
Введение………………………………………
1.
Социальный порядок и власть………
2.
Сущность власти и её
3.
Господство как форма власти………
4. Проблема власти в современной России……………………………...8
Заключение…………………………………
Введение
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Парадокс
политической власти, способной оборачиваться
для человека одновременно и целесообразной
силой, и злой волей, во все временя
занимал умы философов и
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким
образом, властные отношения служат
механизмом регуляции общественной
жизни, гарантом целостности различных
обществ, древнейшей формой их организации.
1 Социальный порядок и власть
Известно, что общество отличается от природы социальной организацией, наличием социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд механизмов, регулирующих поведение людей путём упорядочивания и согласования совместных действий. Согласованию поведения отдельных индивидов способствуют, во-первых, обмен, понимаемый как взаимное предоставление услуг, имеющих ценность для обеих сторон; во вторых, их общий интерес, в третьих, солидарность, обусловленная общность чувств, возникающих на основе родственных, этнических, расовых уз, религиозной принадлежности, преданности какой-либо идее и т.д.
Во всех 3-х случаях стороны, чьи действия согласуются, не только равноправны, но и, как правило, сами устанавливают образцы своего поведения. Авторитарных действий, проявления господства в форме навязываемого распределения социальных ролей при этом не наблюдается.
Если
же социальный порядок в ходе совместных
действий устанавливается при помощи
власти, то образцы поведения
2
Сущность власти и её
Категория «власть» по своему объёму является более общей, чем категория «политика» и, можно сказать, гораздо более древней, так как существовала в отдельных своих проявлениях еще в родовом обществе.
Из
множества определений власти наиболее
часто употребляется
Власть как социальный феномен обладает рядом специфических признаков. Так, например, для нее характерна всеобщность- она способна проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее, функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.
По
содержанию можно выделить власть семейную,
чувственно-эмоциональную, духовную, экономическую,
политическую, информационную и т.д.
3 Господство как форма власти
По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям конкретным моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими, например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или изъятия каких либо благ или привилегий.
Господство-
это форма власти, при которой
приказы ее субъектов эффективны
именно потому, что те, кем командуют,
считают эти команды
М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.
Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.
Рационально-легитимное государство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.
Харизматическое господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами.
Господство всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект власти испытывают потребность в признании существующей власти законной, обоснованной в правовом отношении.
Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать общепринятым моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.
Общественным
мнением власть может восприниматься
как нелегитимная также в тех
случаях, когда она неэффективна,
например, неспособна бороться с коррупцией
и организованной преступностью. Следовательно,
большинство граждан должны быть уверены
в реальном выполнении декларируемых
правовых норм, наличии действенного механизма
по их реализации.
4 Проблема власти в современной России
В настоящее время в России господствует по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и совета федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Для современной России характерно противостояние двух тенденций.
С одной стороны, принята на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат, уже больший по численности, чем в СССР, постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений.
С
другой стороны, неуклонно набирают
силу и требуют участия во власти
крупный компрадорский капитал,
финансовая олигархия, завладевшая
средствами массовой информации и успешно
оппонирующая президенту и его непосредственному
окружению в попытках остаться у власти.
Кто из вышеназванных сил победит, покажет
ближайшее будущее.
Заключение
Власть
- это специальный социальный институт,
который упорядочивает
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Изучение
политики уже само по себе представляет
собой политический акт, и человек,
занимающийся им, должен способствовать
исправлению всех форм несправедливости.
Политология должна в одинаковой
степени охватывать как существующий
аполитический порядок, где доминируют
постоянные, неизменные величины, так
и политический процесс, где доминируют
переменные величины. Политический порядок
включает структурные и системные элементы.
Здесь важно исследовать проблемы политического
господства и правления, господства и
сотрудничества, формирования власти
и политического неравенства; механизмы
правления в рамках различных государств.
Список литературы
1. Белов Г.А. Политология: Курс лекций-М: ЧеРо, 1996.
2.
Вебер М Избранные
3. Макиавелли Н Государь.-М.: Планета, 1990
4.
Паренти М. Демократия для
5. Политологический словарь/ Под ред. В.Ф. Халипова.- М.: Высшая школа, 1997
6. Политология:: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко-1997.
7. Политология. Учебное пособие для вузов/ Под ред. Г.В. Полуниной.- М.: Акалис, 1996.