Типология и функции общественных организаций и движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Анализ состояния и тенденций развития политической системы позволяет сделать вывод, что на современном этапе одной из ключевых проблем становится более полное осуществление самоуправления на основе повседневного и действенного участия людей, производственных организаций в решении вопросов государственной жизни. В обновлении сегодня участвуют социальные силы, разные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам. На лето 1991 г. в Министерстве юстиции России было почти 700 заявок на регистрацию всех видов общественных формирований. Причем число их продолжает расти. Этот взлет общественной инициативы особенно четко проявился во второй половине 80-х гг. Наряду с традиционными общественными организациями (профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные и спортивные общества и ассоциации) стали возникать многочисленные новые объединения, которые на первом этапе своего формирования были названы неформальным движением .

Содержание работы

Введение
1.Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
2.Типология и функции общественных организаций и движений.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

    Общественные организации  и движения, являясь фундаментом  гражданского общества, стали фактором  общественных изменений, средством  общественного контроля, вносят  порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных  организаций и движений определяется  ситуацией, когда растет требование  специализации организационных  структур государства и растет  ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации  и движения могут содействовать  демократизации и противодействовать  бюрократизации политической жизни.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные. Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер.  Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п. Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий.

     Так, развитие экологического движения  обусловило создание различного  рода экологических союзов и  ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения  и фронты в ряде бывших республик  СССР эволюционировали и оформились  в национально-демократические партии.

Функции общественных организаций и движений

    Важное  теоретическое и практическое  значение имеет выявление функций  общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить  их место в системе гражданского  общества и правового государства, а также показать формы, способы  проявления их активности.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

    1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

    2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения.

   Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

    3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

    4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:

участвовать в образовании государственных структур;

принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;

представлять и защищать интересы граждан;

осуществлять социальный контроль;

формировать общественное мнение и т.д.

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В  последнее время существенно  выросла активность общественных  организаций, это просто видно. Но  реальное влияние на власть  не соответствует этой активности, поскольку власть выбрала модель  поведения «собака лает, караван  идет». «Лаять» пока не запрещено, хотя на местах бывает по-всякому… К сожалению, в ближайшее время можно ожидать очередной волны наездов на гражданское общество. Потому что оно раздражает власть.  Еще проблема - общее представление, что гражданского общества у нас нет и что оно очень слабое, идет от политики СМИ, которым эта тема неинтересна. О победах, которые есть, не пишут, и складывается впечатление, что этим бесполезно заниматься. К сожалению, люди плохо себе представляют, как действуют общественные организации в развитых демократиях. А этот опыт нужно распространять как определенную модель. Скажем, кто может лучше защитить права инвалидов или многодетных матерей - бюрократы или организации самих инвалидов или многодетных? В развитых странах эти функции передают общественным организациям: проводят тендер и передают им деньги для распределения на эти цели.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Ирина Кириченко «Зеркало недели. Украина» №31


Информация о работе Типология и функции общественных организаций и движений