Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:30, курсовая работа
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Введение 2-3
1. Политическая система общества:
понятие, элементы структуры 3-7
2. Функции политической системы 8-12
3. Типология политических систем 13-28
3.1. Авторитарная политическая система 17-20
3.2. Тоталитарная политическая система 20-24
3.3. Политическая система демократического типа 24-28
Заключение 29
Библиографический список 30-31
Демократия это законное
право формулировать и
Что касается нормативной
базы, то демократия организует и упорядочивает
конфликтное соперничество
Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных способов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов,
обеспечивающих относительное
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти;
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности
за принятием важнейших
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.
Действие таких всеобщих
способов формирования власти предполагает
наделение управляющих и
Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.
Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения.
Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним (индивидом) не нарушает прав другого. Такая система не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод. "Такой порядок воспитывает в людях не бездумную лояльность правящему режиму, а чувство личного достоинства, правовую сознательность индивида, его гражданскую ответственность за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность". [14]
Предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического порядка можно считать:
· Достаточно высокий уровень экономического развития страны;
· Наличие рыночных отношений и индустриальной экономики;
· Урбанизация;
· Развитость массовых коммуникаций;
· Помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.
Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных оснований.
Заключение
Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества.
Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.
Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений.
Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.
Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды.
Библиографический список
[1] Аристотель. Политика//Антология мировой философии.[Текст] – М., 1969. Т. 1. С. 472.
[2] Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. [Текст] – М., 1992. С. 49.
[3] Методология социологических исследований Политической жизни советского общества. [Текст] – М., 1989. С. 14.
[4] Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150 [Текст]
[5] Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149[Текст].
[6] Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. [Текст] – М., 1992. С. 7.
[7] Маркс К. Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422[Текст].
[8] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст].
[9] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.
[10] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
[11] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
[12] Гроссман В. Жизнь и судьба//Октябрь .1988 №2 С.43-44[Текст]
[13] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст]
[14] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст]