Типология политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Содержание работы

Введение 2-3
1. Политическая система общества:
понятие, элементы структуры 3-7
2. Функции политической системы 8-12
3. Типология политических систем 13-28
3.1. Авторитарная политическая система 17-20
3.2. Тоталитарная политическая система 20-24
3.3. Политическая система демократического типа 24-28
Заключение 29
Библиографический список 30-31

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Демократия это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым  сопутствует право на свободу  объединений, свободу слова и  другие главные политические права  личности. А также свободное и  ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом, включение условий политической активности для всех членов политического общества независимо от их политический предпочтений. Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать.

Что касается нормативной  базы, то демократия организует и упорядочивает  конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение  групп на продолжение участия  в оспаривании власти. При демократии каждая группа имеет возможность самостоятельного выбора стратегии своего поведения, ведущей к самым разным и непрогнозируемым последствиям. Данная форма организации политического порядка, кА очевидно, содержит и альтернативу себе самой, источник социального саморазрушения. Поэтому свободный выбор гражданами пути политического развития, исключающего саму идею соревновательности за власть (как это случилось в Веймарской республике, где Гитлер на законных основаниях стал главой государства), способен уничтожить даже воспоминания о демократической форме политической жизни.

Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных  способов и механизмов организации  политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:

- обеспечение равного  права всех граждан на участие  в управлении делами общества  и государства;

- систематическую выборность  основных органов власти;

- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество  большинства и уважение прав меньшинства;

- абсолютный приоритет  правовых методов отправления  и смены власти;

- профессиональный характер  правления элит;

- контроль общественности  за принятием важнейших политических  решений;

- идейный плюрализм  и конкуренцию мнений.

Действие таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих и управляемых  особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны  с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.

Близка по значению к  данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения.

Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним (индивидом) не нарушает прав другого. Такая система не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод. "Такой порядок воспитывает в людях не бездумную лояльность правящему режиму, а чувство личного достоинства, правовую сознательность индивида, его гражданскую ответственность за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность". [14]

Предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического порядка можно считать:

·     Достаточно высокий уровень экономического развития страны;

·     Наличие рыночных отношений и индустриальной экономики;

·     Урбанизация;

·     Развитость массовых коммуникаций;

·     Помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.

Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия  определенных духовных традиций, соответствующих  политико-культурных оснований.

 

Заключение

 

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система –  это основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества.

Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений.

Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных  сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся  эмпирическому социологическому исследованию.

Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды.

 

Библиографический список

[1] Аристотель. Политика//Антология мировой философии.[Текст] – М., 1969. Т. 1. С. 472.

[2] Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. [Текст] – М., 1992. С. 49.

[3] Методология социологических исследований Политической жизни советского общества. [Текст] – М., 1989. С. 14.

[4] Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150 [Текст]

[5] Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149[Текст].

[6] Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. [Текст] – М., 1992. С. 7.

[7] Маркс К. Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422[Текст].

[8] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст].

[9] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.

[10] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[11] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов[Текст]/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[12] Гроссман В. Жизнь и судьба//Октябрь .1988 №2 С.43-44[Текст]

[13] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст]

[14] А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с[Текст]




Информация о работе Типология политических систем