Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:42, контрольная работа
В настоящее время под типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………...3
2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА….14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………...3
2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА…
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это сложная политическая
организация, с различными функциями,
формами, принципами образования и т.д.
Как не существует двух совершенно одинаковых
людей, так не существует двух совершенно
одинаковых государств. И в определении
типа государства нам помогает такое понятие
как форма государства. Понятие формы
позволяет узнать, как устроено управление,
кто правит, какова взаимосвязь между
частями государства и целым государством,
какие методы используются для осуществления
власти. Более полное представление о
форме конкретного государства дает анализ
трех его составных частей – формы правления,
государственного устройства и государственно-правового
режима. Наиболее важными являются первые
две составляющие, а третья носит очень
субъективный характер, так как очень
трудно объективно оценить, демократический
режим в государстве или нет. Особенно
это трудно сделать по отношению к другому
государству, т.е. к тому, в котором ты не
проживаешь, т.к. не знаешь исторических,
культурных, религиозных и других особенностей
народов, проживающих в этом государстве.
Вопрос о форме государственного устройства
имеет важное практическое и теоретическое
значение, особенно на современном этапе.
С практической точки зрения важно определиться
с формами новых государственных объединений,
поскольку это влияет не только на внутренне
устройство, но и международное положение
государств и государственных образований.
В юридической литературе данный вопрос
всегда рассматривался через призму формы
государства вообще. В советской литературе
долгое время проблеме формы государства
уделялось недостаточное внимание, только
в шестидесятые годы данная проблема стала
анализироваться не только в учебной литературе,
стали появляться специально посвященные
ей работы в связи с заметно возрастающим
интересом к проблеме государственных
форм вообще, и социалистических форм
государства в частности.Государство
объединяет своей властью и защитой всех
людей, населяющих его территорию, независимо
от их принадлежности какому -либо роду
или племени. Это означает, что государство
имеет свою территорию, определяет ее
границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории,
как правило, имеет устойчивую связь с
государством в виде подданства или гражданства
и пользуется его защитой внутри страны
и за ее пределами. Государственная власть
распространяется и на находящихся в стране
иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.
Однако они имеют особое правовое положение.
Понятие типа государственного устройства
Понятие типа, или формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его «классовую» сторону. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится, главным образом, к его форме. Проявление понятия «форма» применительно к государству многообразны: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры.
В настоящее время под
типом (формой) государства понимают
организацию государственной
На «горячих» примерах
нашей действительности мы видим, что
проблема формы государства приобретает
не только теоретическое, но и первостепенное
практически политическое значение.
От того, как организована и как
реализуется государственная
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, это определенный
порядок образования и
Во-вторых, это способ территориального
устройства государства, определенный
порядок взаимоотношений
В-третьих, это приемы и
методы осуществления государственной
(политической) власти. Таким образом,
форма государства
Типы государственного устройства
Являясь одни из аспектов формы
государства, государственное устройство
играет очень большую роль для
стабильности и четкого взаимодействия
между субъектами, определяя внутреннюю
структуру государства. В рамках
территориального устройства государства
складывается определенная система
территориальных единиц, на которые
делится государство, система государственных
связей между государством в целом
и этими территориальными единицами.
Характер подобных связей зависит от
правового статуса, как государства
в целом, так и каждый из его
территориальных единиц. Таким образом
под формой государственного устройства
понимают административно-
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
Унитарным считается государство, не
имеющее в своей внутренней территориальной
структуре других государств, отличается
полным политическим единством. Оно неделимо.
Отдельные административно-
В бывшем СССР унитарными государствами
считались все союзные
Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данном типе государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.
На сегодняшний день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.
Федеративное государство
является «компромиссным» вариантом
государственно-
Федеративные государства формировались двумя путями:
1) создавались «сверху»,
путем децентрализации, «
2) переход «снизу» от конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.
Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.
При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.
К федерациям смешенного типа
относится Российская Федерация. В ее
составе находятся субъекты, представляющие
собой национально-государственные и национально-территориальные
образования (республики, автономные области,
автономные округа), а также административно-
Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.
Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной форме устройства.
Федеративное устройство государства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:
государственная целостность
единство системы
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации
равноправие и самоопределение народов
равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
А теперь рассмотрим, что же в отдельности представляет каждый их выше перечисленных принципов.
Федерация состоит из государств
(республик, штатов), государственно-