Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:50, контрольная работа
Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Понятие «избирательная система» и ее структура……………………....3
Мажоритарная и пропорциональная избирательная системы, их достоинства и недостатки……………………………………………….....9
Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл, переходя к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ………………..14
Список литературы…………………………
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
филиал
в г. Липецке
Кафедра
философии и социологии
Факультет
финансово-кредитный
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 1
по
дисциплине политология
Тема: «Типы избирательных систем»
Вариант№24
Липецк 2012г.
Содержание
Список литературы…………………………………
Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.
На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:
1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.
2. Наличие
выбора, альтернативных кандидатов.
Сам термин «выборы»
3. Состязательность,
конкурентность выборов. Различные политические
силы должны иметь возможность бороться
за доверие избирателей на выборах, знакомить
и убеждать их в правильности, преимуществах
своей предвыборной программы, недостатках
электоральных платформ конкурентов.
4. Периодичность и регулярность выборов.
Выборы способны выполнять конструктивные
функции, служить инструментом демократии
при условии, что носители мандатов избираются
на определенный, не слишком большой срок.
Это необходимо для того, чтобы избиратели
могли контролировать своих представителей,
предотвращать злоупотребления властью
и корректировать политический курс правительства.
5. Равенство возможностей политических
партий и кандидатов. Оно предполагает
прежде всего примерное равенство их материальных
и информационных ресурсов. Обеспечить
такое равенство возможно за счет установления
максимального для любой партии уровня
расходов на проведение выборов, ограничения
размера взносов организаций и отдельных
лиц в избирательные фонды партий и кандидатов,
предоставления им на принципах равенства
бесплатного времени на государственном
телевидении и радио и др.
Главным регулятором выборов является избирательная система.
Избирательная
система – это совокупность правил, приемов,
процессов, обеспечивающих и регулирующих
легитимное формирование органов политической
власти. Избирательная система определяет
общие принципы организации выборов, а
также способы перевода голосов избирателей
в мандаты, властные должности. Основное
назначение избирательной системы – обеспечить
представительство воли народа, а также
сформировать жизнеспособные и эффективные
органы власти. В каждой стране избирательная
система формируется на основе законодательства,
которое детализирует основные положения
относительно данной системы, зафиксированные
в конституции страны.
Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.
К субъектам выборов относятся:
Избиратели
– одно из главных действующих
лиц в процессе выборов.
Политические партии.
Поскольку главная цель деятельности
партии – овладение политической властью
или участие в её осуществлении. Участие
политической партии в выборах может быть
обусловлено соблюдением ряда требований
ограничительного характера, к числу которых
относятся:
- минимальное
число членов;
- получение определенного процента голосов
на предыдущих выборах;
- сам факт периодического участия в выборах.
Кандидаты на выбранную
должность.
То или
иное конкретное лицо приобретает статус
кандидата после того, как пройдет процедуру
регистрации. Все кандидаты обладают
равными правами и обязанностями, поэтому
по закону им запрещено использовать преимущества
своего служебного положения.
Избирательные комиссии осуществляют
организационное руководство всем процессом
выборов. Значимость их положения в избирательной
системе определяется обширными полномочиями,
которыми они обладают. Избирательное
право – это совокупность юридических
норм, обеспечивающих и регулирующих формирование
выборных институтов власти.
Термин «избирательное
право» употребляется и в другом, узком
значении:
избирательное право – это право граждан
участвовать в формировании выборных
институтов власти. В этом случае различают:
- активное избирательное право – право
гражданина избирать;
- пассивное избирательное право – право
гражданина быть избранным.
Основные принципы
избирательного права. Принципы избирательного
права - это те условия его признания и
реализации, соблюдение которых на выборах
делает эти выборы действительно народным
волеизъявлением. Основные принципы:
Всеобщее
избирательное право. Принцип всеобщего
избирательного права означает, что избирательные
права (или хотя бы активное избирательное
право) признается за всеми взрослыми
и психически здоровыми людьми. Это максимум
возможного и разумного, который практически
нигде не достигается. Всеобщность означает
отсутствие дискриминации по каким-либо
основаниям (пола, национальности и др.),
то есть невозможность отстранения от
выборов каких-либо граждан или групп
населения.
Прямое
и косвенное избирательное право. Применение
принципов прямого или косвенного избирательного
права или их определенное сочетание зависят
от порядка формирования выборного органа.
Прямое
(непосредственное) избирательное право
означает право избирателя избирать и
быть избранным непосредственно в выборный
орган или на выборную должность.
Косвенное
(многоступенчатое) избирательное право
означает, что избиратель выбирает лишь
членов коллегии, которая затем уже избирает
выборный орган. Такой коллегией может
быть государственный или самоуправленческий
орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому.
Косвенные выборы могут иметь две ступени
и более.
Равное избирательное право. Принцип равного
избирательного права предполагает равную
для каждого избирателя возможность воздействовать
на результаты выборов. Он представляет
собой следствие и одно из важнейших проявлений
конституционно гарантируемого равноправия
граждан. Равенство избирательного права
обеспечивается прежде всего наличием
у каждого избирателя одинакового числа
голосов. В зависимости от избирательной
системы у каждого избирателя число голосов
может быть больше, чем один. Поэтому важно,
чтобы у всех избирателей их было поровну.
Тайное голосование. Принцип тайного голосования
состоит в исключении внешнего наблюдения
и контроля за волеизъявлением избирателя.
Смысл его в гарантии полной свободы этого
волеизъявления.
Свободное
участие в выборах и обязательный вотум.
Принципы свободного участия в выборах
и обязательный вотум связаны с активным
избирательным правом.
Принцип свободных
выборов означает, что избиратель сам
решает, участвовать ли ему в избирательном
процессе, а если участвовать, то в какой
мере. Отсюда вытекает, что при определении
результатов выборов не следует принимать
во внимание, какой процент избирателей
проголосовал: если хотя бы один проголосовал,
то выборы состоялись. Неучастие избирателей
в выборах называют абсентеизмом. На его
уровень влияют чаще всего политические
и экономические обстоятельства. Высокий
уровень абсентеизма приводит либо к избранию
органа власти или самоуправления небольшой
частью избирательного корпуса, что дает
основание сомневаться в легитимности
органа, либо может вести к безрезультатности
избирательного процесса, если закон устанавливает
обязательный минимум участия в выборах.
В ряде стран предусмотрен обязательный
вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей
принять участие в голосовании.
Для того чтобы составить
представление об избирательной системе,
необходимо не только выявить и рассмотреть
её структурные компоненты, но и разобраться
в том, как она функционирует. Функциональный
аспект избирательной системы отражается
в понятии «избирательная кампания».
Избирательная
кампания – это совокупность устойчивых
способов взаимодействия политических
субъектов, обеспечивающих функционирование
избирательной системы.
Избирательная
кампания – это развернутый во времени
процесс, состоящий из последовательно
сменяющих друг друга этапов. Каждый из
этапов, в свою очередь, включает совокупность
конкретных избирательных процедур и
действий. Основные этапы избирательной
кампании:
- назначение
выборов;
- выдвижение кандидатов;
- предвыборная борьба;
- голосование;
- определение результатов выборов.
Назначение выборов должно проводиться
в сроки, позволяющие кандидатам и политическим
партиям развернуть полноценную избирательную
кампанию. Смысл процедуры назначения
выборов состоит в назначении дня голосования.
Этот день может быть строго фиксированным.
Но в большинстве стран такой заранее
определённой даты выборов нет, и поэтому
необходимо издание специального акта,
устанавливающего такую дату.
Порог явки избирателей должен составить не менее 25% от общего числа избирателей на выборах депутатов в Госдуму и не менее 50% на выборах президента. В противном случае назначаются повторные выборы.
Сама процедура
определена результатов выборов не составляет
особой проблемы, поскольку строго упорядочена,
и все действия оговорены в избирательном
законодательстве. Однако даже если все
предшествующие этапы избирательной кампании
свидетельствуют о демократическом характере
избирательной системы, на этом её заключительном
этапе выборы могут превратиться в фикцию
– в случае, если будут иметь место фальсификации
итогов голосования.
2. Мажоритарная
и пропорциональная избирательная системы,
их достоинства и недостатки
Избирательные системы прошли длинный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выбрала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, они отличаются не только формальными моментами, но и политическими, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система характеризуется
тем, что избранным в тот или иной выборный
орган считается кандидат (или список
кандидатов), набравший предусмотренное
законом большинство голосов. В зависимости
от того, какое большинство требуется
для победы на выборах, мажоритарные избирательные
системы делятся на систему относительного
большинства и абсолютного большинства.
Мажоритарная система относительного
большинства - это система, при которой
избранным считается тот кандидат, кто
получил наибольшее количество голосов,
т.е. больше голосов, чем любой из его соперников.
Это самая простая система. Она всегда
результативна, так как кто-нибудь всегда
набирает относительное большинство голосов.
Огромное преимущество этой системы –
исключение второго тура. При этой системе
обычно не устанавливается обязательный
минимум участия избирателей в голосовании.
Мажоритарная система абсолютного большинства
требует для избрания абсолютного большинства
голосов избирателей, т.е. более половины
(50% + 1) общего их числа. При этой системе
обычно устанавливается нижний порог
участия избирателей в голосовании. Если
он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.
Пропорциональная система предполагает
распределение мандатов пропорционально
голосам, полученным партиями или партийными
блоками.
Существует два вида пропорциональной
системы: